Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXL-CXLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 сентября 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дурсунова А.Б. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXL-CXLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8-9(136). URL: https://sibac.info/archive/social/8-9(136).pdf (дата обращения: 04.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Дурсунова Айнур Билал кызы

студент, институт сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет,

РФ, г. Тюмень

THE PROBLEM OF THE MEANING OF HUMAN LIFE

 

Ainur Dursunova

student, Institute of Service and Industry Management, Tyumen Industrial University,

Russia, Tyumen

 

АННОТАЦИЯ

Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рассмотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли.

ABSTRACT

The meaning of life is a question about the purpose of a person in this world, why does a person live? The basic concepts of the meaning of human existence in the history of philosophical thought are considered.

 

Ключевые слова: смысл, жизнь, общество, смерть, человек, философия.

Keywords: meaning, life, society, death, man, philosophy.

 

Проблема поиска и обретения смысла жизни является одной из наиболее фундаментальных вопросов, которые волнуют человечество на протяжении всей его истории, ведь рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижения бессмертия.  Что придает ценность и значимость человеческому существованию? Каковы ориентиры и жизненные цели, дающие ощущение осмысленности бытия? Эти вопросы находились в центре внимания многих философских, религиозных и психологических учений.

В современном мире, характеризующемся быстрыми социальными трансформациями, усложнением жизни и возрастанием уровня стресса, проблема смысла жизни становится особенно острой. Все больше людей испытывают экзистенциальный вакуум, чувство бессмысленности и отчужденности. В связи с этим изучение проблемы смысла жизни приобретает особую значимость, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Безусловно, многие современные философы правы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Важную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. [1].

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ видел смысл жизни в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в покорности судьбе [2].

В эпоху Нового времени произошел переход к светскому, гуманистическому пониманию смысла жизни. Так, И. Кант связывал его с нравственным долгом, Ф. Ницше - с самореализацией "сверхчеловека", а русские религиозные философы (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев) - с творческим развитием личности.

Особое место в осмыслении проблемы смысла жизни занимает экзистенциализм XX века. Его представители (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю) акцентировали индивидуальную свободу и ответственность человека в поиске и реализации смысла своего существования. При этом они подчеркивали изначальную "заброшенность" человека в мир, отсутствие универсального, предзаданного смысла бытия.

Таким образом, на протяжении истории проблема смысла жизни человека осмыслялась в самых разных философских, религиозных и культурных традициях. Это свидетельствует об ее фундаментальном характере и непреходящей актуальности для понимания природы человеческого бытия.

Размышление о смысле жизни, как правило, начинаются с вопроса о смысле смерти через эмоциональное восприятие последней. Страх – сопутствующая рефлексии о смерти человеческая эмоция.

Но чего именно боится человек? Боится он, как правило, сопутствующих смерти событий и последствий этих событий: смерть аффилируется с болью, болезнью, потерей близких, страхом перед неизвестность и многими другими аффективно окрашенными явлениями.

Есть две трактовки смерти, близкие по смыслу друг другу, в контексте данного размышления фактически неразличимые, поскольку приводят к одному и тому же выводу: человек и смерть не пересекаются:

1) Эпикур: пока мы живы, смерти нет, когда есть смерть, нет нас.

2) Л. Витгенштейн: смерть – это предел (то, что ограничивает) нашего существования.

Таким образом, согласно этим принципиально важным определениям смерти, человек и смерть не встречаются, никакого ущерба последняя причинить не может. [3]

В современной науке проблема смысла жизни человека рассматривается в рамках различных дисциплин - философии, психологии, социологии, культурологии и др.

С философской точки зрения, проблема смысла жизни связана с поиском объективного, универсального основания человеческого бытия. Представители этого подхода (неотомисты, неокантианцы, экзистенциалисты) исследуют такие вопросы, как: существует ли трансцендентный, абсолютный смысл бытия? Каковы высшие ценности и цели, придающие значимость человеческому существованию? Какова роль свободы и ответственности личности в обретении смысла жизни? Среди современных философов, обращающихся к этой проблематике, можно отметить В. Франкла, Х. Ортегу-и-Гассета, П. Рикёра, Ю. Хабермаса и др.

Психологический подход ориентирован на изучение субъективных переживаний и представлений людей о смысле жизни, факторов, влияющих на его обретение и поддержание. Психологи исследуют: индивидуальные различия в переживании смысла жизни; связь смысложизненных ориентаций с психологическим благополучием, мотивацией, ценностями личности; влияние возраста, пола, уровня образования на восприятие смысла жизни; роль экзистенциальных кризисов и травматических событий в поиске смысла. Среди известных представителей данного можно назвать В. Франкла, Э. Фромма, Р. Мэя, К. Муздыбаева и др.

Социокультурный подход акцентирует влияние социальных, культурных и исторических факторов на формирование представлений о смысле жизни. Исследователи этого направления изучают: культурно-специфические модели смысложизненных ориентаций; влияние различных институтов на конструирование "картины мира" и ценностных установок личности; роль социализации, образования, СМИ в трансляции культурных норм и представлений о смысле жизни. Среди представителей социокультурного подхода можно выделить Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Бурдьё, Э. Фромма, Дж. Ритцера и др.

Экзистенциальный подход, развиваемый в рамках экзистенциальной психологии и философии, акцентирует личную ответственность человека за поиск и реализацию смысла своего существования. Центральными здесь являются такие понятия, как: свобода и выбор как основа человеческого бытия; аутентичность и самоопределение личности; тревога, одиночество и страх смерти как экзистенциальные данности; поиск смысла как экзистенциальная потребность человека. Среди ярких представителей экзистенциального подхода можно назвать С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, Р. Мэя, В. Франкла.

Таким образом, современная наука предлагает множество различных ракурсов рассмотрения проблемы смысла жизни человека. Каждый из этих подходов акцентирует свои специфические аспекты данной фундаментальной проблемы, что позволяет глубже понять ее многогранную природу.

В заключение, проблема смысла жизни человека является одной из наиболее фундаментальных и вместе с тем сложных вопросов, которые волнуют человечество на протяжении всей его истории. Она затрагивает самые глубинные аспекты человеческого бытия, связанные с ценностями, целями, свободой и ответственностью личности.

Дальнейшее изучение проблемы смысла жизни человека, несомненно, будет способствовать более глубокому пониманию природы человеческого бытия, а также разработке практических рекомендаций, направленных на профилактику экзистенциальных кризисов и повышение психологического здоровья личности.

 

Список литературы:

  1.  Философия о смысле жизни и смерти человека: философия о смысле жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9953399/page:3/ (дата обращения: 31.08.24).
  2. Фролов И. Т. Введение в философию. — 2. — М.: Политиздат, 1989. — 639 с.
  3. Проблема смысла жизни в философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84066 (дата обращения: 31.08.24).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.