Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Белова А.П. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(117). URL: https://sibac.info/archive/social/11(117).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ.

Белова Анастасия Павловна

магистрант, юридический факультет, Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

HISTORY OF RESPONSIBILITY FOR ANDROLEPSY AND LEGISLATION’S COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN STATES.

 

Anastasia Belova

graduate student, Faculty of Law, Russian State University for the Humanities

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история возникновения ответственности за захват заложника. Помимо этого, в статье также проводится анализ законодательства Германии, Российской Федерации и Швеции для сравнения норм в рамках уголовной ответственности за захват заложника.

ABSTRACT

In this article we reveal the history of androlepsy. In addition, we analyze legislation of Germany, Russian Federation and Sweden to compare criminal-law regulations within responsibility for androlepsy.

 

Ключевые слова: захват заложника; уголовное законодательство; общественная безопасность; преступление; международное законодательство.

Keyword: androlepsy, criminal law, public security, crime, international law.

 

Захват заложника является преступлением против общественной безопасности, и, в последнее время, наблюдается тенденция к его росту. Зачастую данное преступление сопряжено с террористическим актом, вследствие чего существенно возрастает его общественная опасность. В условиях социально-экономического и политического кризисов на всей мировой арене обостряются любые противоречия в обществе, и это приводит к насильственным акциям и протестам. Зачастую как средство подобных акций и протестов используется именно захват заложника.

Остроактуальным в современном мире оно считается также по ряду причин. Во-первых, технический прогресс не стоит на месте, и у лиц, совершающих данного рода преступление появляется все больше возможностей.  [2; С. 57]. Во-вторых – захват заложника во всех государствах на международной арене зачастую является преступлением с внезапно-возникшим умыслом, вследствие чего сложно предугадать его совершение и наступление общественно-опасных последствий.

Если говорить о истории возникновения, то захват заложника – преступление, знакомое еще издревле, зародившееся в Древние века и проделавшее долгий путь до своего законодательного оформления. Самым первым его проявлением можно было считать пиратство.

Самыми первыми пиратами принято считать древних греков – даже сам Ахиллес, равно как и Одиссей, были пиратами и разоряли города, забирали пленных. Об этом свидетельствуют некоторые источники. Уже позже всплеск пиратства произошел после открытия Америки, в 1492 году, когда испанцы вытеснили арабов с тех земель, и последние занялись морским разбоем. Таким образом, пиратство и сопряженное с ним похищение людей с целью выкупа или продажи в рабство рассматривалось как вполне обычное явление. [5; С. 103].

Подобные явления были признаны противоправными во всех государствах и внесены в список преступлений, регламентированы уголовным законодательством и закреплены на разных уровнях.

Первым нормативно-правовым документом, в котором появилось такое словосочетание, как «захват заложника» является Женевская Конвенция «О предупреждении и наказании терроризма» 1937 года. Несмотря на то, что данная Конвенция так и не вступила в силу, содержащиеся в ней определения были использованы позже в Кодексе преступлений против мира и безопасности человека. Таким образом, термин «захват заложника» на международной арене использовался с 1937 года. [1; С. 36-37.]

Безусловно, наиболее часто захват заложника рассматривается в рамках терроризма. В сравнении со всем миром, в Российском государстве впервые официально закреплена норма об ответственности за захват заложника только в 1987 году. В соответствии с указанной статьей, данным преступлением признавалось: «Захват или удержание лица в качестве заложника, соединенные с угрозой убийством, причинением телесных повреждений или дальнейшим удержанием этого лица, в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица, или группы лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника». [3; С. 44].

Отсутствие в некоторых странах четкого законодательного определения круга преступлений террористической направленности зачастую усложняет борьбу с захватом заложника, поскольку непросто провести четкую грань между террористическими акциями, связанными с захватом заложника и каким-либо другим уголовным преступлением, отмечающегося особой жестокостью.

Например, в Уголовном Кодексе Швеции захват заложника практически никак не отграничивается от похищения человека с целью выкупа, и на оба данных преступления распространяется одна статья – ст. 1 главы 4 «О преступления против свободы и общественного спокойствия». [6; С. 41]

А вот в Уголовном Кодексе Германии, в параграфе 239b присутствует норма, предусматривающая ответственность за захват заложников, которая сформулирована следующим образом: «Кто похищает человека или завладевает человеком, чтобы, угрожая смертью или причинением жертве тяжкого телесного повреждения или лишением свободы на срок более недели, вынудить его или третье лицо к совершению действий, их допущению или бездействию, или кто использует в своих интересах созданное им таким деянием положение человека, наказывается лишением свободы на срок не менее пяти лет».[4, С. 350]

Таким образом, из диспозиции статьи наглядно видно, что также, как и в российском законодательстве, в немецком Уголовном Кодексе предусмотрена ответственность именно за захват заложников. Также четко разграничиваются два состава преступления – похищение человека и захват заложника.

Захват заложников, как, впрочем, и иные преступления террористической направленности, в последнее время приобрели достаточно широкий масштаб во всем мире. Начиная с 1937 года захват заложника был признан самостоятельным преступлением террористической направленности.

На всей международной арене данное преступление рассматривается как одно из самых опасных, а также является грубейшим нарушением прав человека и гражданина. Именно поэтому необходимо комплексная работа всех государств по противодействию и борьбе с данным преступлением.

 

Список литературы:

  1. Бачиева А.В., Лейнова О.С. Исторический опыт международной борьбы с захватом заложников // Журнал правовых и экономических исследований, 2013. – № 2. – C. 36-39.
  2. Вахнина В.В. Захват заложников: проблема и пути решения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 56-58.
  3. Гаухман Л.Д. Об ответственности за захват заложников и похищение человека / Л. Гаухман //Законность. – 1994. – № 10.
  4. Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики Германия: Научно-практический комментарий и перевод текста закона. Потсдам: Изд-во Университета Потсдама, 2021. – 492 с.
  5. Павлик М.Ю. Возникновение и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за захват заложника // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2006. – № 1 (29) – С. 102-107.
  6. Уголовный кодекс Швеции / Науч. ред.: Беляев С.С., Кузнецова Н.Ф. - С.-Пб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. – 320 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.