Статья опубликована в рамках: CLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2025 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЮРИДИЧЕСКИЙ АБОРТ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается концепция юридического аборта, как возможность установления равенства мужчин и женщин в вопросе родительства. Приведен теоретико-правовой анализ понятия юридический аборт. Исследуется международный опыт защиты репродуктивных прав. Рассматриваются возможные механизмы внедрения данной процедуры в правовую систему России.
Ключевые слова: юридический аборт, репродуктивные права, равенство полов, семейное право, родительство, правовой отказ, медицинский аборт, автономия личности.
Современное общество показывает необходимость модернизации понимания концепции родительства и распределения прав мужчин и женщины в ней. На этом фоне особый интерес представляет такой феномен как юридический аборт. Данная процедура выражается в добровольном отказе от родительских прав до рождения ребенка для мужчин по аналогии медицинского аборта для женщин. Так, медицинский аборт представляет из себя медицинскую процедуру по фактическому прерыванию беременности, а юридический аборт является правовой процедурой по прекращению правового статуса родителя, являясь инструментом юридической автономии и гендерного равенства [6].
Отметим, что данное понятие не закреплено ни в одной правовой системе мира, однако научная дискуссия не является чем-то новым в правовой доктрине, в том числе нашей страны. В современном семейном праве отец может отказаться от родительских прав, быть из лишен или ограничен в них только после рождения ребенка [1]. Таким образом, женщины имеют монополию при решении вопроса о рождении ребенка, что представляется дискриминационным по отношению к мужчинам. Это приводит к тому, в том числе, что современный институт семьи в России связан с проблематикой алиментных отношений, болезненным отказом от отцовства путем игнорирования и злостного избегания ответственности. Отсутствия механизмов равного решения вопроса о родительстве ведет к появлению пагубных общественных настроений и традиций.
Если мы говорим о международном опыте в сфере защиты репродуктивных прав, то верным будем упомянуть Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) и Конвенцию о правах ребёнка (1989). Данные документы хотя и не содержат прямой регламентации процедуры юридического аборта, но устанавливают принцип добровольности и равенства полов. В 2006 г. в США состоялся судебный прецедент Dubay v. Wells, где мужчина оспаривал обязательство об алиментах, ссылаясь на право женщины на аборт [4]. Мужчине было отказано, что подтвердило отсутствие прав мужчин в США добровольное родительство [8]. В Канада наблюдается аналогичная ситуация. Например, решение по делу Tremblay v. Daigle 1989 г., где установлено, что у мужчины нет права требовать аборт от женщины, так как плод не обладает правовым статусом [5]. В данном случае суд защитил право женщины на распоряжение собственным делом, но мы видим очевидную проблему в отсутствие определения статуса плода, а также в том, что в законе отсутствуют механизмы защиты прав мужчин.
Попыток внедрения юридического аборта в России не предпринималась, так как сложность и этическая спорность данной процедуры очевидна, потому она требует детальной проработки и, даже в случае введения, будет с годами изменяться так как мы сможем наблюдать последствия ее реализации позитивные или негативные.
Однако, рассмотрим возможные на сегодняшний день механизмы. Справедливым видится предоставление исключительного права на медицинский аборт женщине в случае, если ребенок был зачат вне брака. Мужчина в таком случае не может влиять на решение партнерши, однако, он может самостоятельно распорядится своими правами. Так, мужчина, который не желает нести бремя отцовства, вправе отказаться от него в течении 12 недели, предусмотренных для проведения медицинского аборта для женщины. В случае не оформления волеизъявления надлежащим образом (предположительно через органы ЗАГС), мужчина объявляется отцом ребенка и несет все связанные с этим права и обязанности [7].
Но в таком случае возникает вопрос о том, что делать мужчине, если женщина целенаправленно скрывала беременность с целью злоупотребления, не нашла нужным его уведомить, либо сама узнала о беременности на сроке, который исключает проведения медицинской процедуры. В первых двух случаях полагаем возможным решения вопроса в рамках судебного разбирательства и если суд установит, что мужчина пропустил срок по независящим от него причинам, то сможет вынести соответствующее решение о проведении процедуры юридического аборта. Однако, случай, когда женщина узнала о беременности на достаточно позднем сроке спорный, так как к рождению такого ребенка, в случае нежелания, ее принуждает государство. Вновь необходимо рассчитывать на суд, однако, с некоторыми уточнениями. Так, если женщине стало известно о беременности в срок, запрещающий проведение процедуры по прерыванию беременности и мужчина был признан отцом, так как не изъявил желание об отказе в данных правах в установленный законом срок, он вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Если судом будет установлен факт позднего осознания наступления беременности и отсутствия у женщины злого умысла, мужчина признается отцом, но не обретает родительских прав и обязанностей. У женщины появляется права на взыскание алиментов в пользу несовершеннолетнего лица до достижения им 18 лет, но в меньшем размере, в отличие от общего порядка.
Безусловно, это лишает денежной поддержки ребенка, однако, родитель, отказавшийся от такового права также лишается возможности в последующем подать на алименты, выступать наследником и рассчитывать на иную материальную помощь.
Разрешение вопроса о юридическом аборте в браке затрагивает вопрос права супругов на продолжение рода и носит характер самостоятельной правовой дискуссии. Юридический аборт же аборт является новой концепцией правовой защиты репродуктивных прав полов. Разработка данного механизма в рамках российского законодательства требует больших усилий, однако, станет еще одним шагом на пути в развитии равноправного института семьи.
Список литературы:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) от 18 декабря 1979 г. // Сборник международных договоров Российской Федерации. – М.: Минюст РФ, 2018.
- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров Российской Федерации. – М.: Минюст РФ, 2018.
- Dubay v. Wells (США, Шестой апелляционный округ, 2007 г.) // United States Court of Appeals. – URL: https://www.opn.ca6.uscourts.gov/opinions.pdf/07a0442p-06.pdf (дата обращения: 08.11.2025).
- Tremblay v. Daigle (Канада, Верховный суд, 1989 г.) // Supreme Court of Canada Reports. – URL: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/434/index.do (дата обращения: 08.11.2025).
- Оверол К. Репродуктивные права и обязанности. – М.: Юрайт, 2021. – 288 с.
- Галиуллина Г.Р. Право мужчины на юридический аборт // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13. - С. 50
- Правовое регулирование абортов в Канаде и США: сравнительный анализ // Abortion Rights Coalition of Canada. – URL: https://www.arcc-cdac.ca/media/position-papers/54-US-Canada-Abortion-Law-Policy.pdf (дата обращения: 08.11.2025).
дипломов


Оставить комментарий