Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шавшина Т.В., Терещенко А.В. МЕТОД КОМБИНАТОРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ И АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ СРЕДОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОД КОМБИНАТОРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ И АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ СРЕДОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Шавшина Татьяна Владимировна

студент, кафедра архитектуры, института строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Терещенко Анна Владимировна

студент, кафедра архитектуры, института строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Шенцова Ольга Михайловна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., кафедра архитектуры, институт строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Сегодня современное общество диктует условия, в которых в архитектурном и архитектурно-дизайнерском проектировании  на смену традиционным методам и приемам все больше набирают обороты и получают свое развитие в проектировании городской среды более технологичные и современные методы. Одним из таких методов в проектировании архитектурной среды является комбинаторный метод проектирования.

Цель данной работы - поделиться своим опытом комбинаторного проектирования в рамках учебных дисциплин проектного цикла.

Образовательная программа и учебный план по направлениям подготовки 07.03.01 Архитектура и 07.03.03 Дизайн архитектурной среды в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова включают в себя дисциплину проектного цикла "Архитектурную комбинаторику", в результате освоения которой  студенты должны: знать - роль комбинаторики в архитектурном проектировании; основные принципы архитектурной комбинаторики; комбинаторные методы формообразования (перестановки, размещения, сочетания); основные виды, категории и средства композиции; уметь - применять комбинаторные методы формообразования в профессиональной деятельности ; оперировать знаниями о композиционной комбинаторике при принятии архитектурных решений ; владеть - основными методами, способами и средствами композиционного комбинаторного моделирования.

В контексте архитектурного и архитектурно-дизайнерского проектирования комбинаторику мы понимаем как творческий подход - комбинирование архитектурами и дизайнерами среды свойств, форм, функций  объектов архитектуры и архитектурной среды. Проблема творчества – одна из наиболее исследуемых проблем в науке, так как считается, что творчество является имманентно присущим человеку свойством [8]. Чтобы побудить будущих архитекторов и дизайнеров среды к творчеству и создать эмоциональную окрашенность учебных занятий необходимо в процессе обучения проектированию использовать творческие подходы и методы, одним из которых является комбинаторный метод проектированя.

В чем же заключается комбинаторный метод проектирования? Проанализировав множество источников литературы  и исследований по данной  проблематике  мы выявили следующие характеристики комбинаторного метода проектирования:

1) Модульный принцип комбинирования.

Слово «модуль» произошло от латинского слова, означающего меру.

Отличительный признак модуля является мера в виде линейного, плоскостного или объемного размера. Модуль может быть итоговым изделием и функционировать независимо от других соседних модулей. Но, чаще всего, один модуль является составной частью изделия и может являться элементом другого функционального изделия. Также один модуль может входить в состав другого модуля, делая модуль более высокого уровня модули более сложным.

2) Возможность множественных комбинаций (расстановок) из одного или нескольких модулей. Расстановки (комбинации) имеют три типа комбинаторных конфигураций:

  • Размещение. Если имеется состав из различных предметов и при этом  две комбинации (расстановки) отличаются друг от друга хотя бы одним элементом, либо состоят из одних и тех же элементов, но расставлены в различном порядке, то эти расстановки (комбинации) называются размещениями.
  • Перестановка. Если же брать расстановки, в которые входит какое-то количество различных элементов, и они отличаются друг от друга  порядком, то такие расстановки называются перестановками.
  • Сочетание. В тех же случаях, когда интересуют не порядок, а только состав мы имеем дело с сочетаниями [мое ОПОАС].

Приведем примеры авторского  комбинаторного проектирования в рамках изучения дисциплины "Архитектурная комбинаторика".

Первый этап - создание модуля (рис. 1). В нашем случае разработка образа объекта  начинается с выявления графического образа. Модуль разрабатывается на основе ассоциативного образа [2].

 

   

Рисунок 1. Разработка модуля на основе ассоциативного образа: слева- автор: Шавшина Т.В, справа - автор: Терещенко А.В.

 

Второй этап - Комбинаторные расстановки на основе разработанного модуля (рис. 2). Данные  расстановки позволили нам в дальнейшем создать базу для декора элементов будущего архитектурного объекта или окружающей этот объект архитектурной среды [1].

 

Рисунок 2. Комбинаторные расстановки на основе разработанного ассоциативного модуля. Автор: Шавшина А.В.

 

Третий этап - трансформация плоскостного модуля в объемный модуль (рис. 3). На основе плоского ассоциативного модуля был создан объемный модуль, который послужил базой для создания объемного продукта  дизайна (органайзер, кашпо для цветов).

 

Рисунок 3. Трансформация плоскостного модуля в объемный: слева- автор: Шавшина Т.В, справа - автор: Терещенко А.В.

 

Четвертый этап - трансформация плоскостного модуля в  рельефный модуль (рис. 4.). На основе плоского ассоциативного модуля был создан рельефный  модуль, который послужил базой для дизайна интерьерного пространства общественного интерьера (дизайн-концепция потолка).

 

Рисунок 4. Трансформация плоскостного модуля в  рельефный модуль (концепция потолка) Автор: Терещенко А.В.

 

Пятый этап - трансформация плоскостного модуля в объемно-пространственный модуль (рис. 5). На основе плоского ассоциативного модуля был создан объемно-пространственный модуль, который послужил базой для архитектурного объекта (медицинский центр).

 

Рисунок 5. Трансформация плоскостного модуля в  объемно-пространственный модуль. Автор: Шавшина Т.В.

 

При разработке оборудования, проектировании объектов в совей работе мы использовали теоретические аспекты и  методические наработки наших педагогов Ульчицкого О.А., Шенцовой О.М., Усатой Т.В., Булатовой Е.К., Красновой Т.В., за что благодарны им.

 

Список литературы:

  1. Краснова Т.В., Дворецкий В.А. Проектирование концепции в дизайне и архитектуре// Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-10. С. 1453-1458.
  2. Краснова Т.В., Карпенко С.С. Проектирование в дизайне и архитектуре средствами ассоциаций //Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1125-1130.
  3. Ульчицкий О.А., Булатова Е.К., Антипанов А.И. Современная архитектура. Современные пространственные и пластические искусства учебное пособие [Электронный ресурс]. - Магнитогорск, 2015. Сер. Учебная литература для высшего образования.  – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  4. Усатая Т.В., Шенцова О.М. Основы проектирования архитектурной среды. Магнитогорск, 2008.
  5. Шенцова О.М. Принцип комбинаторности в архитектуре //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2015. Т. 1. С. 334-341.
  6. Шенцова О.М., Усатая Т.В. Основы проектирования оборудования архитектурной среды// Магнитогорск, 2008.
  7. Шенцова О.М., Хисматуллина Д.Д., Федосихин В.С.//Профессиональная подготовка архитекторов в Магнитогорске для создания комфортной жилой среды города. //Жилищное строительство. 2012. № 5. С. 9-12.
  8. Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.V., Usataya T.V., Usatiy D.U., Deryabina L.V.  Modelling  students creativity development in practice of higher education in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9.  № 29. С. 95393.   DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/95393
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.