Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2017 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
СВОБОДА (ДВИЖЕНИЯ)2 ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА
Аннотация
В статье рассматривается эволюция архитектурных принципов постмодернистического движения – деконструктивизм, .демонстрирует его многозначность, а также возможности применения и вторжения в городскую среду. В деконструктивисткой архитектуре, распространившейся в 1980- е гг., отношение к потребителю стало более радикальным, зачастую даже агрессивным. На примере канадского архитектора Фрэнк Гери выделяется целый ряд этапов строительства Музея Гуггенхайма в Бильбао, а также декомпозиция объектов и их дальнейшая реконструкция в новом виде.
Ключевые слова: архитектура деконструктивизма, текст, деконструкция, Фрэнк Гери.
Деконструктивизм – направление в современной архитектуре, начало которой было положено в 1980-х годах и основанное на развитии постмодернизма. «Термин «деконструкция» был введен в 1964 г. Жаком Лаканом, но теоретическое обоснование он получил в работах Жака Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. По определению Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства.» [2, с. 341]. Согласно идеям Деррида, в понятии «деконструкция» главной мыслью является не его смысл и даже не его движение, а само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи.
Критик Марк Уигли, пытаясь в целом охарактеризовать явление деконструктивизма 1980-х в архитектуре, пишет: «Деконструкция – это не разрушение. Деконструкция ставит диагноз, находит проблемные узлы в характеристике внешне стабильных структур. Деконструкция направляет усилия на то, чтобы подвергнуть сомнению наивысшие ценности структуры – гармонию, целостность, стабильность, - и предлагает взамен иную концепцию структуры, согласно которой определенные несоответствия есть свойста самой структуры. Преодолеть их нельзя, не разрушив саму структуру» [1, с. 108].
Итак, деконструктивизм – это не просто архитектурный стиль, а направление исследований. Это архитектура перехода, зарождение которой стало результатом целого ряда научных открытий и внедрения новых технологий, которые совместными усилиями разрушили ньютоновско – евклидово пространство во времени. Деконструктивизм, так широко распространившийся в 1980-х годах, не получил дальнейшего развития. В последнем десятилетии века деконструктивисты лишь завершали начатое, не продолжая ряд эпатирующих новаций. Это и является основной проблемой данного направления.
Главная цель проекта: Определить сущность понятия деконструктивизм, показать различные его проявления в архитектуре канадского архитектора – деконструктивиста Фрэнка Гери.
Главные задачи проекта:
- Определить истоки направления деконструктивизм, рассмотреть его философские принципы в работах французского философа Жака Деррида.
- Проанализировать архитектурные принципы и приемы в проектах знаменитых архитекторов – деконструктивистов.
- Изучить архитектуру канадского архитектора – деконструктивиста Фрэнка Гери, на примере Музей Гуггенхайма в Бильбао.
- Рассмотреть конструктивное решение Музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гэри и его этапы строительства.
Итак, деконструктивизм – это, прежде всего, отказ от норм разрушения стандартов; это вызов, синтез философии и архитектуры, имеющий такие особенности: нестабильность и напряжение, динамичность, фрагментирование, изломанность форм, отказ от привычной геометрии Эвклида, создание оптических иллюзий, соединение строения с окружающим контекстом.
Деконструктивизм многолик. В нем используется множество различных нестандартных методов и приемов. Заха Хадид строит бессистемные хаотичные композиции из заостренных плоскостей, Группа «Куп Химмель-блау» раскрывает «психограммы разрушения», Рем Кулхаас создает гипертрофированные окрашенные варианты брутальных форм раннего конструктивизма. Хироми Фуджи методично разрезает четкие геометрические фигуры. Фрэнк Гери развивает линию искусства и процесса, стоящих за пределами идеологии или иных социальных программ.
Он сравнивает деконструкцию с чем – то неотразимым, неимоверно сложным и в то же время, лаконичным, обыденным. Его «произведения» внедряются в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия. Архитектура для Гери становится языком, на котором архитектор общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы.
В качестве примера рассмотрим, всем известный Музей Гуггенхайма в Бильбао, который представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющих контуры реки Нервион. Это сочетание сложных линейчатых поверхностей и их пересечений, криволинейных конструкций, «подрезанных» углов. Кроме неправильной формы объемов, архитекторами также были рассмотрены и традиционные параллелепипеды – в требованиях фонда Гуггенхайма были и прямоугольные помещения для администрации и классических выставочных залов.
Строительство Музея Гуггенхайма в Бильбао велось в несколько этапов:
- 1 этап. Подготовительный.
Финансирование проекта и строительство сооружения, подготовка проектно – сметной документации, разработка макетов, оцифровка готовой модели с помощью компьютерной программы BOCAD.
- 2 этап. Строительство нулевого цикла.
Подготовка строительной площадки, разметка осей здания, земляные работы, фундаментальные работы.
- 3 этап. Строительство основного цикла.
Возведение стального каркаса, состоящего из решетчатых трехметровых секций (создание изгибов и неровностей на местах сочленений), облицовка здания гнутыми титановыми листами и плоским стеклом, внутренние работы, отделка фасада.
- 4 этап. Благоустройство территории.
Озеленение участка.
- 5 этап. Введение в эксплуатацию.
Мы проследили истоки зарождения постмодернистического движения - «деконструктивизм», рассмотрели его творческие составляющие и возможности, авторскую индивидуальность на примере канадского архитектора Фрэнка Гери. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: стиль деконструктивизм – один из путей будущего. Он устремляет время постройки вперед, выявляя сегодня ее потенциальные грядущие состояния. Будущее становится настоящим, а настоящее сокращается до мгновения. Художественное время произведений этого стиля обгоняет время физическое.
Список литературы:
- Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
- Неботова Е.С. Эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма. – Москва, 2014.
отправлен участнику
Оставить комментарий