Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2017 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лучшев Б.С. ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(30). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(30).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Лучшев Богдан Сергеевич

студент 4 курса, кафедра конфликтологии, КНИТУ,

РФ, г. Казань

Большинство исследований по проблематике этнического предпринимательства сходятся во мнении, что этническое предпринимательство – это вид деятельности мигрантов, создающих и расширяющих социальные связи со своими соотечественниками для удовлетворения своих потребностей в новой социальной среде (трудоустройство, поиск жилья, пользование медицинскими и иными услугами) [1].

Рядом с понятием «этническое предпринимательство» часто используется понятие «этническая экономика». Согласно определению Лайта, «экономика является этнической, если в ней участвуют представители одной этнической группы»[2].

На наш взгляд, понятия «этническое предпринимательство» и «этническая экономика» во многом совпадают, так как оба феномена используют формальные и неформальные этнические правила, религиозные нормы экономического поведения предпринимателей.

Практически все немногочисленные исследования по этническому предпринимательству посвящены мигрантам, но при этом остается без должного внимания ситуация, связанная с развитием этнического бизнеса и этнической экономики коренных народов Российской Федерации. Вместе с тем, как показывает опыт нашего государства и республики, этнический бизнес коренных народов сегодня активно расширяется.

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионов в составе Российской Федерации, обладающих мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством.

До 2000-х гг. Татарстан был регионом с «особым» бюджетным режимом и перечислял в бюджет РФ налоговые отчисления в меньшем объеме, нежели другие регионы. В 1992г. по разрешению и.о. председателя правительства РФ Е. Гайдара Татарстан получил право самостоятельно продавать около трети нефти, добывавшейся в республике. [3]. Именно в те годы в республике начинает складываться ситуация полного отсутствия крупного независимого частного бизнеса. Правительству РТ принадлежат пакеты акций таких крупнейших предприятий как «Татнефть», «Оргсинтез», «КАМАЗ», «Татэнерго», «Нижнекамск-нефтехим». Внутреннюю экономическую ситуацию сегодня контролирует узкая группа людей. Большинство крупнейших предприятий республики, так или иначе, зависят от республиканского руководства. [4]. При анализе списков первых лиц и советов директоров наиболее крупных республиканских ОАО, АО и ООО заметна этническая составляющая в руководстве предприятий нефтяной и нефтехимической отраслей. Значительная часть руководителей промышленных предприятий и государственных чиновников высшего ранга в РТ, являются титульными по своему этническому составу, имеют сельское происхождение. Поэтому при назначении на должность приоритеты правящего клана ориентируются на свою социальную опору – выходцев из татарской деревни.

Социальный статус этнической группы заметно проявляется и в конфессиональных вопросах. С начала 1990-х годов во всех регионах  Российской Федерации началось активное возрождение религии, что не всегда сопровождается ростом истинной веры. Значительно чаще принадлежность к той или иной религии служит всего лишь дополнительным символом этничности по принципу: «истинный русский – значит православный, так же как истинный татарин (башкир, чеченец, лезгин и др.) – это мусульманин»[5].

В соответствии со ст.19 Конституции Республики Татарстан права верующих на предприятиях и в учреждениях были расширены. Они получили возможность совершения религиозных обрядов на рабочих местах, а за религиозными организациями закреплено право на создание специальной сети предприятий и учреждений по обслуживанию верующих согласно каноническим установкам.

Законодательство республики позволило мусульманам осуществить на практике появление сети халяльных магазинов, исламских ателье, «бутиков» с религиозной атрибутикой и литературой, исламского общественного транспорта (такси и автобусов), работникам медицинских учреждений проводить обряд обрезания. Бизнес с ориентацией на ислам хотя и носит религиозную направленность, по своей сути является этническим.

Обозначив свою продукцию «Халяль» производители малого и среднего бизнеса создают продукты питания в соответствии с мусульманскими традициями: запреты касаются основного и вспомогательного сырья (харам – запрет на свиное мясо и жиросодержащие ингредиенты); средства гигиены ротовой полости, содержащие этиловый спирт, считаются так же запрещенными.

Казанская кондитерская фабрика по халяльной рецептуре наладила выпуск конфет и сладостей, без алкоголя и животных жиров; ООО «Мюстелла» выпускает косметику халяль; практически на всех центральных улицах городов Татарстана успешно функционируют халяльные кафе.

Халяльный бизнес, как бизнес вообще ориентирован на получение прибыли, но в борьбе с конкуренцией используется этнический и религиозный фактор. В секторе этнической (татарской, исламской, халяльной) экономике отсутствуют представители «не исламских» этничностей: русские, чуваши, марийцы, удмурты и др., численность которых в республике составляет более 45% населения.

Сегодня татарский этнический бизнес шагнул далеко за пределы Республики Татарстан: по решению Исполкома Всемирного конгресса татар в декабре 2009 года в Казани была создана Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям. Работа Ассоциации, которая является некоммерческой организацией, направлена на координацию деятельности татарских предпринимателей в регионах РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья. Под эгидой Ассоциации в июне 2011 прошел первый фестиваль «Халяль без границ», ставший, впоследствии, ежегодным.

Таким образом, этническое предпринимательство и этническая экономика РТ позволила татарским предпринимателям активно адаптироваться как на российском пространстве, так и на пространстве ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, благодаря усилиям татарстанского правительства и общественных татарских организаций, сегодня для татар созданы широкие возможности в поиске работы, удовлетворяющей их профессиональные и материальные запросы. Татарский бизнес с его религиозной составляющей позволяет выходцам из села более комфортно адаптироваться к новым условиям городской жизни. Представители не татарской национальности и не исламской культуры в РТ оказались не столь активно включены в социально-экономические процессы, о чем свидетельствует исследование Л.В. Остапенко, проведенное еще в начале 2000-х годов [6, 7]. Такая социальная незащищенность одних и предоставление более широких возможностей представителям других народов в условиях современного экономического кризиса делает экономическую безопасность региона уязвимой и противоречивой.

 

Список литературы:

  1. Кузнецов И., Мукомель В. Формирование этнических ниш в российской экономике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа mdn2011.web.belti.ru/main.html
  2. См.: Бердникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.ecsoc.msses.ru
  3. См.: Салагаев А.Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Социокультурный портрет Республики Татарстан: монография. – Казань: КГТУ, 2009. – С. 21-29.
  4. См.: Самые влиятельные люди России-2003 / Под ред. А.П. Ситникова, И.Я. Доровина, О.В. Гаман-Голутвиновой. – М.: ИСАНТ, 2004. – С.160-165.
  5. См.: Коротеева В.В. Статус этнических групп в общественном сознании и индивидуальном опыте // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность /Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М., 2002. – С. 130-132.
  6. См.: Остапенко Л.В. Социальная мобильность в этнических группах: шансы на равенство // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность /Авт. проекта и отв.ред. Л.М. Дробижева. – М., 2002. – С.61-104.
  7. Суслов А.Ю., Фролова Е.В. Социальная идентичность и этнолингвистические процессы в среде молодежи Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – №24. – С.488-491.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.