Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Беляева А.И. ГОЛОД КАК БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. АНАЛИЗ С ПОЗИЦИИ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(17).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГОЛОД КАК БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. АНАЛИЗ С ПОЗИЦИИ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Беляева Александра Игоревна

студент, кафедра философии ОрГМУ,

РФ, г.Оренбург

Вялых Владимир Владимирович

научный руководитель,

канд. полит. наук, заведующий кафедрой философии ОрГМУ,

РФ, г.Оренбург

АННОТАЦИЯ 

В данной статье рассматривается феномен  голода как социального и биологического явления. Необходимость данного подхода обусловлена тем, что голод – это физическое и нередко социальное состояние человека, на которое оказывает непосредственное влияние социум. В рамках данной статьи нами будет рассмотрен феномен голода с позиции  философии и биологии, поскольку подобное сложное и внутренне противоречивое явление представляется оптимальным рассмотреть именно в рамках междисциплинарного исследования. 

Ключевые слова: голод, социум, человек, феномен, биосоциальная среда, философия, духовная сфера, биологические потребности, духовные потребности, жизнь, медицина.

 

Актуальность изучения голода как биосоциального феномена обусловлена тем фактом, что для большинства современных людей в силу биологических потребностей удовлетворение голода нередко становится целью жизни и принимает гипертрофированные формы. Примером может служить состояние неконтролируемого употребления пищи, называемое булемией. Но не стоит забывать, что этот медицинский феномен во многом обусловлен социальными факторами: средой существования человека, занимаемое им положение в обществе и так далее. Неудовлетворенность индивида своим социальным статусом, апатия, социальная фрустрация способны повлиять на происходящие в его организме процессы. Одним из примеров подобного может служить либо булемия, связанная с бесконтрольным приемом пищи, либо обратное состояние – анорексия, связанная с формированием у индивида невосприимчивости к еде. Оба состояния негативно влияют на состояние здоровья человека, а в отдельных случаях могут привести к смерти.  

Все вышенаписанное важно потому, что голод является не только физическим явлением, переживаемым отдельным индивидом, но и состоянием, способным влиять на существование целого общества. Это связано с тем, что  посредством угрозы  голода представляется возможным манипулировать людьми и подталкивать к совершению аморальных поступков, поскольку, человек лишенный продуктов питания психологически слаб. По статистике ООН каждый девятый житель Земли недоедает; всего же в мире голодает 800 миллионов человек.  В рамках специальной программы Цели Развития Тысячелетия ООН ставит перед собой амбициозную задачу: победить наиболее серьезные угрозы для развития современной цивилизации, среди которых бедность, безграмотность и, конечно же, голод. И хотя за последние 15 лет число голодающих уменьшилось с одного миллиарда до 800 миллионов [2] данная проблема по-прежнему сохраняет свою актуальность в современную эпоху.

В процессе изучения сущности феномена голода исследователь сталкивается со значительным количеством определений данного феномена. Так, например, рассматривая голод с точки зрения науки, можно трактовать его следующим образом: голод – это ощущение потребности в еде. Действительно, сложно не согласиться с подобного рода определением, но если рассматривать голод как медицинский термин, можно дополнить вышеуказанное определение, и звучать оно будет следующим образом: голод – это отсутствие поступления питательных веществ в организм. С социологической позиции, голод-это социальное бедствие, вызванное длительной нехваткой продовольствия и приводящее к массовой гибели населения крупного региона. С точки зрения философии, голод-это внутренне противоречивый феномен, обусловленный культурно-историческими и ментальными факторами, обладающий социально-политическими последствиями. 

Таким образом, мнения относительно самой терминологии голода достаточно разнятся, и выбрать верное не представляется возможным потому, что каждое определение этого термина является верным для отдельно взятой сферы жизни человека. В рамках статьи голод будет рассмотрен  с точки зрения медицины и философии, которые в совокупности своих методов позволят исследовать его как биосоциальный фактор, влияющий не только на социальное бытие отдельного индивида, но и развитие всего общества в целом. 

Первоочередно, перед нами стоит задача рассмотреть голод с медицинской точки зрения. Центральную роль во всех процессах, которые происходят в организме голодающего человека, выполняет мозговой центр голода в гипоталамусе. Именно он несет ответственность за обмен веществами и начинает действовать, как только в крови снижается уровень сахара. Первой реакцией этой части мозга в таком случае является импульс коры надпочечников, который выделяет стрессовый гормон адреналин, чтобы человек мобилизировал все силы на поиск еды. Если найти что-то питательное не удается, то наш мозг берется за так называемый "план Б" [3].

Для того, чтобы продолжать нормально функционировать мозгу необходима глюкоза. И хотя вес человеческого мозга составляет всего два процента от общего веса человека, ему нужна приблизительно половина объема глюкозы, которую потребляет организм. Поэтому, если нового поступления глюкозы нет, мозг применяет трюк, чтобы получить все запасы глюкозы в организме. А происходит это так: без инсулина глюкоза не может попасть к мышцам. Поэтому мозг подает сигнал прекратить выделение инсулина, в результате чего мышцы ничего не получают. Это означает, что  мозг руководит обменом веществ таким способом, чтобы он сам имел возможность выжить. Каждый орган уменьшается в процессе сильного голодания до половины своего начального веса, пока не наступает смерть. Но вес мозга практически не изменяется - он теряет всего 2-4 процента своей массы. И это не удивительно, ведь мозг предварительно зарезервировал для себя все запасы глюкозы, которые есть в организме [7].

Если организм дальше не обеспечивать едой, то он переключается на белок как источник для получения энергии. От этого страдают также прежде всего мышцы, большая часть которых состоит тоже из белка. Дело в том, что человеческий организм может, переработав белки, аминокислоты, производить глюкозу. Так и происходит в условиях голодания : аминокислоты из мышц перерабатываются на глюкозу для мозга. Таким образом, в медицине голод является смертельным оружием, посредством которого человек теряет  все накопленные организмом вещества и постепенно умирает. К сожалению, многие люди практикуют голод, как средство к похудению, или внутреннему оздоровлению. Отметим, что в соответствии с вышеуказанными фактами, голодание-это медленная смерть. С медицинской точки зрения лечебное голодание имеет место быть, но исключительно по рекомендации врача. Можно констатировать тот факт, что 95% «голодающих» в лечебных целях пренебрегают рекомендациями специалистов и голодание стирает грань между жизнью и смертью пациента [5]. 

 Особенно остро проблема голода  актуализируется в экстремальных ситуациях ,примером которой может быть любая масштабная географическая экспедиция. В таких условиях планирование рациона как профилактики угрозы возникновения голода становится одним из ключевых факторов успеха, либо неудачи той или иной экспедиции. Примером этого утверждения может служить предпринятые Робертом Скоттом и Руальдом Амудсеном экспедиции по освоению Южного полюса. В посвященной им книге «Гонка лидеров» Р. Хантфорд фактически обосновывает ту значимость, которую придавали проблеме рациона и риску возникновения голода представители обеих экспедиций. В частности, автор, анализируя рационы экспедиций, пишет, что в английской экспедиции дневная норма потребления тиамина составляла 1,26 мг, рибофлавина – 1,65 мг и никотиновой кислоты – 18,18 мг. Соответствующие цифры основного рациона норвежских исследователей таковы: 2,09 мг тиамина, 2,87 мг рибофлавина и 25, 85 мг никотиновой кислоты, а после увеличения нормы пеммикана эти показатели выросли до 2,24 мг, 3,04 мг и 29, 3 мг соответственно. Согласно медицинским стандартам, если человек в результате работы затрачивает 4500 калорий в день, то ему необходимы 1,8 мг тиамина, 2,4 мг рибовлавина и 29,7 мг никотиновой кислоты. Недостаток тиамина вызывает авитаминоз, а дефицит никотиновой кислоты  - пеллагру. Оба заболевания являются смертельными, если их не лечить [6].

Приведенный пример подтверждает, что с позиции медицины голод-это феномен медленной смерти для человека, поскольку в организме происходит  самоуничтожение изнутри, которое в большинстве случаев имеет летальный исход. Резюмируем, что биологическая составляющая термина «голод» с точки зрения медицины опасна и лишена всяческого смысла.

 С точки зрения философии, голод является социальным явлением, и провоцирующим фактором является окружающая среда, которая оказывает прямое влияние на сущность голода. Так, П.С Сорокин, в своей работе по изучению феномена голода пишет : «Хлеба и зрелищ! - было вечным лозунгом истории. Лозунг "Хлеба!" - был и остается могущественным двигателем, "мотором" человеческих масс. Пока массы сыты - они спокойны. Как только наступает голод, массы начинают волноваться, социальный мир начинает трещать, разражаются волнения, иногда незначительные, иногда грандиозные, выливающиеся в великие революции» [4]. Действительно, социальная среда строится вокруг потребностей человека, и прежде всего в пище. Голод- главный мотив к трудовой деятельности человека, поскольку, для каждого первичной потребностью является потребление пищи. Он является наиболее действенным стимулом, но навряд ли можно назвать гуманным принуждение к труду или выполнению каких-либо действий, даже в интересах всего общества, посредством угрозы голода, что равносильно шантажу. 

Однако, стоит отметить, что не для всех категорий людей голод-это зло. Так, например, в некоторых случаях религиозные мотивы побуждают человека голодать.

Голодание для исцеления тела практиковалось в древних храмах Эскулапа за 1300 лет до Иисуса. Голодали друиды, в Иране представители культа Митры голодали 50 дней для поведения ритуалов, солнце поклонники в Персии также голодали по 50 дней.

Естественно и из «великих книг», далеко не только в библии упоминаются чудеса голодания, например, в каббале есть прямые предписания по этому поводу [3].

В свою очередь, мусульмане частично постятся во время Рамадана. Один трактатов из 64 томов еврейского Талмуда «Мегиллат Таамит», что в переводе «Свиток о Голодании», посвящён исключительно голоданию. Голодают в различных племенах, также голодают шаманы, уединяясь на природе с целью обрести дар предвидения и общения с духами природы и предков. Почти по всех религиях, так или иначе фигурирует голодание или пост.  Во многих магических и мистических ритуалах используется голодание, как для очищения своего тела для выхода, на более высокий уровень вибраций, и легкого контакта с более высокими энергиями, так и для достижения определенных состояний сознания и мистических переживаний. Отметим, что в основу вышеупомянутых религиозных голоданий вкладывается тот смысл, что пища- не является главным смыслом жизни, первично просветление и духовность [4].

Мы считаем, что философско-религиозный и социально-политический аспекты голода все же имеет смысл рассматривать в тесной связи с биологией. Это лишь подчеркнёт антропогенный характер проблемы и выведет изучение данной проблемы на новый уровень научного осмысления. Необходимость изучения голода как биосоциального феномена связана с тем, что история знает немало примеров, когда он наступал как результат антропогенного воздействия на природу, и  даже приводил к исчезновению целых цивилизаций. Природа, а также способ освоения  ресурсов зачастую влияли на рацион и на предрасположенность той или иной географической области к голоду. Например, жители Полинезийских островов занимались преимущественно земледелием, выращивали батат, ямс, таро, бананы и сахарный тростник, а также разводили кур. Отсутствие вблизи острова коралловых рифов означало, что рыба и морепродукты занимали в рационе местных жителей менее заметное место. Дельфинов, морских и наземных птиц первоначально было много, но в результате активной охоты их численность резко уменьшилась, либо они исчезли совсем. В итоге, в пище островитян стали преобладать углеводы, что усугублялось обильным употреблением сока сахарного тростника по причине нехватки питьевой воды [1].

Голод наступает как одна из стадий феномена, который Дж. Даймонд определил как коллапс – масштабное явление, связанное с системным кризисом институтов, а затем и исчезновением целых цивилизаций.  Рассматривая его на примере трагической гибели цивилизации острова Пасхи, он выделяет пять стадий коллапса. В качестве первой Даймонд определял быстрый, необеспеченный ресурсами, в том числе и продовольственными, рост населения. Второй фактор  - несоответствие числа населения имеющимся ресурсам. Третий фактор – начавшиеся из-за нехватки ресурсов конфликты внутри общества. Четвертый фактор – изменение климата, ставшее причиной сильнейшей за всю историю засухи. Пятое –кризис управления, проявившийся в неспособности местных элит справиться со всеми перечисленными трудностями [1]. Результатами коллапса, например, практически полное вымирание населения островов Пиктерн и Хэндерсон в Тихом океане. Возникшая на островах нехватка продовольствия сперва привела к острому социально-политическому кризису, а затем - к междоусобным войнам, масштабному голоду и многочисленными случаям каннибализма.

Таким образом, анализируя всё вышеуказанное, можно сделать  следующие выводы. Во-первых, голод действительно является биосоциальным феноменом, у которого множество определений и предназначений в современном мире. Так, биологическая сущность голода не однозначна и при неверном подходе приводит к летальному исходу, так как человек прежде всего биологическое существо, которое нуждается в потреблении пищи. Медицина категорична и воспринимает голод-как нечто негативное. Как мы выяснили, в медицине голод может обладать целебными функциями, что связано с частичным отказом индивида от определенного рода продуктов питания. 

С точки зрения социальной среды, голод- побуждение к социальной жизни человека, именно он выступает основным мотивом для трудовой деятельности и социализации в обществе. Отметим, что для мировых религий существует своё, философское и духовное предназначение голода и его цель- достижение духовной удовлетворенности и очищение человека изнутри. Но важно помнить и то, что голод, а точнее – страх его возникновения в больших масштабах – является эффективным средством манипуляции сознанием человека, способом побуждения к девиантному поведению и различным антиобщественным действиям. 

Несмотря на многочисленные подходы к изучению феномена голода, несомненно одно: этот биосоциальный феномен, возникновение которого обусловлено различными психологическими, социальными и биологическими факторами,  будет стабильно оставаться в центре внимания самых разных наук, в числе которых – философия и биология. 

 

Список литературы:

  1. Даймонд Дж. Коллапс. АСТ. Москва, 2010. 379с
  2. Денисова О. РИА Новости. ООН: более 800 миллионов человек в мире живут в нищете и голодают (2015 г.) [Электронный ресурс] / Ольга Денисова Режим доступа: https://ria.ru/world/20150706/1117423784.html (дата обращения 01.03.2017)
  3. Манассеин В.А. Материалы для вопроса о голодании: (Дисс.д-ра медицины). СПб., 1869. 106с
  4. Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia, 2003. 684с
  5. Суворин А.А. Лечение голоданием. Белград: "Новый человек",1931.
  6. Хантфорд Р. Гонка лидеров: покорение Южного полюса. М: Academia, 2013. 639с
  7. Эрет А. Лечение голодом и плодами. М.,1914.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.