Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ВОЗОБНОВЛЯЕМУЮ ЭНЕРГЕТИКУ
Стремление к чистой энергии лежит в основе стремления мира к лучшему будущему, что отражено в 197 странах, которые присоединились к Парижскому соглашению об изменении климата. Переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам, таким как солнечная энергия и ветер, является ключом к достижению социального, экономического и экологического развития. Это изменит жизнь 1,2 миллиарда людей, которые борются за жизнь без электричества. Это создаст новые рабочие места и коммерческие возможности. И это сократит загрязнение воздуха, которое каждый год вредит здоровью миллионов жителей.
Тенденция последних десятилетий демонстрирует сильную поддержку со стороны частных инвесторов. Эта тенденция продолжалась в 2017 году, а инвестиции в потенциал возобновляемых источников энергии превысили темпы роста производства ископаемого топлива пятый год подряд. За исключением большой гидроэнергии, около 138 гигаватт новой мощности были подключены к сети; почти на 11 гигаватт больше, чем за предыдущие 12 месяцев.
Стоимость достижения этого показателя была на 23 процента меньше, чем в 2016 году, отчасти из-за снижения стоимости чистых технологий. Например, средние капитальные затраты в долларах США на мегаватт снизились более чем на 10 процентов для солнечного фотоэлектричества и ветра.
Рассмотрим, например, группу Adani, которая является лишь одной из многих компаний, использующих более дешевые затраты на установку. Компания завершила строительство огромного солнечного завода в Индии, где производство энергии из возобновляемых источников энергии в настоящее время стоит почти так же, как и традиционные методы. Завод в Тамилнаде покрывает 10 квадратных километров и может обслуживать 150 000 домов. Так же, как и зарабатывание денег, это поможет Индии выполнить свою приверженность Парижскому соглашению, создав к 2030 году 40 процентов своей электроэнергии из источников, не содержащих ископаемых видов топлива. Этот проект создал 8 500 рабочих мест на этапе строительства. Это яркий пример частной компании, которая видит и использует шанс для хорошего бизнеса и построения устойчивого будущего.
Это история повторяется во всем мире, поскольку общественный и частный сектора понимают выгодную и взаимовыгодную возможность, которая поможет создать более справедливый, стабильный и спокойный мир. Быстрый переход на чистые возобновляемые источники энергии не только замедляет изменение климата, устраняет загрязнение и прекращает страдания уязвимых общин, но и способствует долгосрочному экономическому процветанию и стабильности.
В 2016 году продвижение возобновляемой энергии замедлилось в одном отношении и ускорилось в другом. Инвестиции в возобновляемые источники энергии, за исключением крупных гидроэлектростанций, снизились на 23% до 241,6 млрд долларов США, но количество новых установленных мощностей увеличилось с 127,5 ГВт в 2015 году до рекордного уровня 138,5 ГВт в 2016 году. Вместе с новыми возобновляемыми источниками энергии ветра, солнца, биомассы и отходов, геотермальная, малая гидро- и морская составляла 55,3% всех гигаватт новых электростанций, добавленных во всем мире в прошлом году. Впервые добавлено больше солнечных гигаватт (75 ГВт), чем в любой другой технологии. Основная причина, по которой установки увеличились, несмотря на то, что вложенные инвестиции упали, было резкое сокращение капитальных затрат на солнечную фотогальванику, береговые и морские ветровые установки. На менее позитивной ноте появились явные признаки того, что в 2016 году продолжила замедляться активность на двух ключевых рынках: в Китае и Японии.
На рисунке 1 показана тенденция глобальных новых инвестиций с 2004 года в возобновляемые источники энергии (за исключением крупных гидроэлектрических проектов мощностью более 50 МВт). С начала периода до 2010 года инвестиции в год увеличились примерно в пять раз и с тех пор колеблются от 234 до 312 миллиардов долларов. Сумма инвестиций в 2016 году снова была в этом диапазоне, хотя она снизилась на 23% по сравнению с показателем, установленным в 2015 году. Снижение в период с 2015 года по 2016 год, по сути, является самым резким в этой последовательности [10].
Рисунок 1. Глобальные новые инвестиции в возобновляемую энергию, 2004 – 2016 гг., млрд долларов США [1]
Почему инвестиции упали в 2016 году? Существует несколько причин, одна из наиболее важных из которых было снижение стоимости, деноминированной в долларах. Средние капитальные затраты на строительство PV-объектов, начавших строительство в 2016 году, были на 13% ниже, чем в 2015 году, тогда как для береговых ветровых установок падение составляло 11,5%, а для морских – 10% [6].
Вторая причина была несинхронизация сроков. Много проектов по ветру и солнечной энергии были профинансированы в конце 2015 года и введены в эксплуатацию только в 2016 году, и в этом случае связанные с ними инвестиционные доллары были зафиксированы в предыдущем году, а добавление ГВт в более позднем.
Третий вопрос заключался в том, что в течение 2016 года на некоторых ключевых рынках началось замедление активности в целом. В частности, китайский солнечный рынок резко снизился, после того, как в первом полугодии было установлено 22 ГВт, во вторую половину с 8 ГВт. Японская солнечная энергия замедлилась с 11,5 ГВт в 2015 году до 9,2 ГВт, установленная в 2016 году.
Наконец, несколько перспективных рынков возобновляемой энергии в развивающемся мире достигли рекордных показателей инвестиций в 2015 году, но затем резко снизились в 2016 году в ответ на запланированные паузы или задержки в их графиках торгов. Южная Африка, Мексика, Марокко и Чили – все инвестиции в размере 2 млрд долларов США в 2015 году – попали в эту категорию в 2016 году.
В прошлом году было одно важное влияние на глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии – и это был беспрецедентный всплеск финансирования проектов по морским ветровым установкам. Эти массивы на море, как правило, имеют гораздо более высокие капитальные затраты на МВт, чем береговые ветряные электростанции, что в некоторой степени компенсирует это, создавая более высокую долю года. В 2016 году инвестиционные решения в области морского ветра составили 30 млрд долларов США, что на 41% больше, чем в предыдущем году.
Возобновляемые источники энергии, исключая крупную гидроэлектростанцию, стали менее значительными, чем 10 лет назад, для большинства (55,3% в 2016 году) новых генерирующих мощностей, установленных во всем мире, как альтернативная энергия и выбор ниши для богатых стран. Ветер и солнечная энергия подрывают уголь или газ – или и то и другое – с точки зрения выравниваемых издержек во все большем числе стран.
Это, однако, не означает, что будущее обязательно будет спокойным для возобновляемых источников энергии. Ветер и солнечная энергия остаются уязвимыми для недружелюбных поворотов в политике или для мер, которые непосредственно устанавливаются для защиты угля и газа. Их конкурентоспособность может быть подорвана, по крайней мере, на время, если будет резкий, восходящий поворот в международном цикле процентных ставок, возможно, в ответ на сдвиг в экономической политике США. Спрос на все новые генерирующие технологии может быть снижен, если потребление электроэнергии будет намного меньше ожидаемого.
Наконец, структура рынков электроэнергии продолжает оставаться проблемой не только для разработчиков возобновляемых источников энергии, но и для министерств энергетики во всем мире. Существует вопрос о том, как вознаграждать гибкое поколение и хранение, чтобы система всегда могла реагировать, когда падает ветер и солнечная генерация.
Существует также вопрос о том, как инвесторы в новых, несубсидированных ветровых и солнечных проектах могут обезопасить будущие, не имея сегодня субсидий на проекты.
Список литературы:
- Джеймс Вумек, Дэниел Джонс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2016. - 472 c.
- Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. Учебный словарь. - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 390 c.
- Родионов В.Г. Энергетика. Проблемы настоящего и возможности будущего: моногр. - М.: НЦ ЭНАС, 2010. - 452 c.
- Deloitte: Energy Market Reform in Europe. – 2015
- Frankfurt School of Finance & Management: Global Trends in Renewable Energy Investment. – 2017
- New Energy Finance, Levelised Cost of Electricity Market Outlooks, H1 2015, H2 2015, H1 2016 and H2, Bloomberg. – 2016
- Oliver Wyman: Power Generation Disruption: Germany’s Case for Change. – 2014
- World Energy Council: World Energy Scenarios to 2060. – 2016
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 28.04.2018)
- Bloomberg [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bloomberg.com/ (дата обращения 28.04.2018)
- World Energy Council [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worldenergy.org/ (дата обращения 15.04.2018)
[1] Объем финансирования активов корректируется для переоцененного капитала.
дипломов
Оставить комментарий