Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КАРТИНА МИРА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ПРОСВЕЩЕНИЮ
Со сменой столетий и даже тысячелетий эпохи сменяют друг друга: человечество находится в непрерывном движении и развитии, что влечёт за собой и изменение картины мира у человека. Для каждого времени характерно своё восприятие мира. Особенно ярко это можно проследить в меняющейся картине мира от эпохи Средневековья к эпохе Просвещения.
Принято считать, что Средневековье начинается с падения Римской империи, то есть в 476 году. Но Средневековый человек появлялся постепенно: в сознании складывались новые, отличные от прежней эпохи, представления о мире, людях, их предназначении, о Боге, бытии. Все эти представления и понятия становятся универсальными для всей культуры. Таким образом, формируется картина мира, которой человек руководствуется в своем поведении в обществе. Также через призму картины мира человек видит весь окружающий его мир. В картине мира группируются различные категории культуры, которые и определяют сознание человека: время, пространство, судьба, причинность, отношение частей к целому. Все эти категории воплощены в языке, а также в искусстве, науке и религии.
В эпоху Средних веков образ мира оказывается сложным и противоречивым. Объясняется это тем, что феодальное общество было разделено на «враждебные» классы. Всё общество было раздроблено на феодалов и крестьян, горожан и жителей деревни, образованных и неграмотных. Поэтому картина мира была разноголосой, противоречивой. В средневековом обществе господствовали мысли высшего класса, но они не вытеснили полностью других форм общественного сознания, характерных для низших классов. В связи с этим одни и те же понятия и представления могли трактоваться по-разному в разных социальных группах. Так, в период позднего средневековья ритм жизни класса городского населения существенно отличался от образа жизни сельских классов, что отражалось и на ощущении пространства и времени. Такие категории, как пространство и время, определяют параметры существования мира и формы человеческого опыта. Они существуют не только объективно, но и субъективно, и, соответственно, переживаются и осознаются людьми неодинаково. В зависимости от того, как человек их трактует, меняется и его поведение, и поведение социальных групп. Но временные и пространственные понятия человека также определены той культурой, к которой он принадлежит.
Еще одной важнейшей составляющей частью картины мира любой эпохи является представление о Боге. В Средневековом мировоззрения это - теоцентризм - представление о Боге как единственной подлинной реальности. Основное внимание уделялось познанию истинной реальности - Бога, и такое познание было возможно только в рамках религии. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль, а все его выводы проходили через «цензуру» библейских концепций.
Мыслители этой эпохи стремились постичь бога - творца всего в мире. Так, наиболее распространенным и популярным в эту эпоху был такой жанр литературного произведения, как жития святых, в живописи - икона, в скульптуре - персонажи Священного писания.
Неужели всё Средневековое искусство и вся Средневековая философия сводились к богословию и были зависимы от предписаний церкви? Нет. Но «богословие представляло собой "наивысшее обобщение" социальной практики человека средневековья»: так люди осознавали себя, объясняли и обосновывали мир вокруг. Искусство же обращалось к современникам на том языке, который им был близок и понятен.
Ещё одной характерной чертой искусства того времени была анонимность. В Средневековье существовал один идеал человека - святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. Ценились поступки, душа человека, отсутствовал акцент на внешности, облике человека. В связи с этим произведения средневекового искусства: фреска, икона, мозаика, - были почти всегда анонимны. Анонимность присутствовала также по причине того, что в работах художников были отражены множества поколений людей, обобщён их опыт, выделены общезначимые идеи и понятия.
Новая картина мира была сформулирована в эпоху Возрождения в 14 веке, но достигла своего пика только к 16 веку. Символично местом начала эпохи обозначают Флоренцию. Ренессанс обозначают в виде моста между европейской культурой Средневековья и Нового времени. Термин «Возрождение», с одной стороны, означал прорыв, а с другой стороны, -возращение к античной эпохе, где всё считалось возвышенным и ценным. Так, Франческо Петрарка, первый ренессансный литератор, призывал воскресить античные законы, а также очистить язык от «наслоений варварских Средних веков». Постоянным «спутником» Петрарки был томик Исповедей Августина Блаженного – античного богослова и философа, к которому он обращался в самые важные моменты жизни. Об этом мы узнаём из его писем Ф. Дионисию из Борго Сан Сеполькро, монаху ордена Святого Августина и профессору Священного текста.
Изменению образа мира у человека эпохи Возрождения способствовала глобальная научная революция: в это время усиленно ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. На передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Ренессанс не отказывался от Средневековых верований, от строгих доказательств существования Бога, но он переходил и на сторону науки. Так мыслители того времени в своих философских сочинениях стремились доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему. Бесспорно, в эпоху Возрождения разуму отводилось большое значение. Так, например, были изобретены печатный станок, микроскоп, телескоп.
В эпоху Ренессанса было развито также такое направление, как гуманизм. Первоначально учёные-гуманисты планировали разработать такую образовательную программу, которая бы совершенствовала и «украшала» человека, то есть программа основывалась на изучении древних языков. Учёность человека считалась неотделимой от его нравственности. Так, например, один из родоначальников гуманизма, Колюччо Салютати указывал, что в слове «humanitas» соединились понятия «добродетель и учёность».
Конец эпохи Возрождения условно наступил в период, когда была открыта Америка и закончилась Тридцатилетней война. Это обозначало совершенно новый этап в истории развития европейских государств. Также переход к новой эпохе был связан со становлением буржуазного общества. Эпоха обозначалась как время распространения света разума и называлась Просвещение. Иммануил Кант назвал Просвещение «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия».
В эпоху Просвещения существовали разнообразные типы учебных заведений, образование стало доступным для людей. Число грамотных людей значительно выросло, появился термин «человек читающий». Просвещение характеризуется критическим восприятием традиций. Такое настороженное отношение к традиции привело к критике религии: с помощью проверки разумом выделяют «суеверия» и заменяют их более рациональной религиозностью. Для того, чтобы познать себя и мир вокруг, человек Просвещения опирается на свои способности чувств и разума, а не на Бога. Разум становится центром культуры, и человек и его личность оцениваются довольно высоко.
XVIII век – это время открытий в естественных науках, эпоху пронизывает идея общественного прогресса. Прогресс - направление развития, которое характеризуется переходом от менее совершенного к более совершенному. Развитие рассматривается как постепенный процесс. Движущей силой исторического развития считалось распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.
Также в это время формируется система философских, социально-политических, художественно-эстетических взглядов на мир, объединенных общими принципами. Мыслители эпохи придерживались идеи разумности мира, поэтому, чтобы построить новый мир, отличный от прошлого, необходимо познавать природу, а также образовывать и воспитывать человека. В эпоху Просвещения наблюдается единство разума и природы, так как считается, что основа разумного лежит в самой природе. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.
Таким образом, в каждую эпоху формировалась своя картина мира, отражающая особенности развития человека и общества в целом.
Список литературы:
- Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления [Текст] / Л. М. Баткин ; Академия наук СССР ; [ответственный редактор М. В. Алпатов]. - Москва : Наука, 1978. – 198 с.
- Бибихин В. В. Новый Ренессанс. Издание 2-е, исправленное. / В.В. Бибихин. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. — 424 с.
- Гуревич А. Я. Представления средневекового европейца о пространстве и времени // Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984, с. 56-166.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ.ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. — М. : Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
- Петрарка Ф. Книга писем о делах повседневных // Франческо Петрарка. Эстетические фрагменты. М.: Искусство, 1982. С. 84-91.
дипломов
Оставить комментарий