Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Федюшина Л.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ КИТАЯ, РОССИИ И ЯПОНИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(48). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(48).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ КИТАЯ, РОССИИ И ЯПОНИИ

Федюшина Любовь Сергеевна

магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, БГУ,

РФ, г. Улан-Удэ

Эрхитуева Татьяна Ильинична

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доцент БГУ,

РФ, г. Улан-Удэ

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики, который вступил в силу с 1 октября 1997 г. [2] предусматривает деление видов наказания на основные и дополнительные. Виды основных наказаний определены в ст. 33: надзор, краткосрочный арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы, смертная казнь. К дополнительным видам наказания уголовный закон Китая относит денежный штраф, лишение политических прав, конфискацию имущества.

По своему содержанию надзор как вид наказания схож с испытательным сроком при назначении условного осуждения в Российской Федерации. За лицом также осуществляется контроль, на него возлагаются определенные обязательства: без санкции органов не выступать публично, не участвовать в собраниях, не создавать организаций и др.

Срочное и бессрочное лишение свободы (пожизненное лишение свободы), арест, смертная казнь и штраф находят свое отражение и в Уголовном кодексе РФ.

Особым видом наказания в уголовном праве КНР является лишение политических прав. В России, право избирать и быть избранным может быть лишено только лицо, признанное судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда [1]. Но помимо лишения избирательных прав данный вид наказания предусматривает лишение права занимать должности в государственных органах. Эти лишения коррелируют с такими российскими видами наказаний, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Смертная казнь осуществляется посредством расстрела или смертельной инъекции. Нужно отметить, что в КНР существует тенденция к отмене смертной казни с одновременным увеличением максимальных сроков заключения. В 2011 году была отменена смертная казнь за 13 составов ненасильственных преступлений (такие как кража, контрабанда простых товаров и предметов, мошенничество с финансовыми векселями), при этом максимальный срок наказания за несколько преступлений увеличен с 20 до 25 лет [4, с. 63].

Уголовный кодекс Японии 1907 г. [3] Основными наказаниями устанавливаются смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом, лишение свободы без принудительного труда (тюремное заключение), денежный штраф, уголовный арест и малый штраф; дополнительным наказанием устанавливается конфискация. Присутствуют принудительные работы в форме лишения свободы с принудительным трудом, а также классические виды наказания, в частности смертная казнь, штраф и конфискация имущества.

Из сравнительного анализа системы наказаний японского и китайского государства видны общие черты с российскими наказаниями. А именно:

  1. Деление наказаний на основные и дополнительные;
  2. Расположение наказаний в определенном порядке: в Китае - от менее строго к более строгому, в Японии - наоборот.
  3. Наличие одинаковых фундаментальных видов наказания: штраф, лишение свободы, арест;
  4. Закрепление принудительных работ в качестве особого вида наказания в России и Японии.

Различие систем наказания России и выбранных стран:

  1. Различная юридическая природа конфискации имущества;
  2. Наличие в УК Китая специфических видов наказания вроде лишения избирательного прав и надзора;
  3. Япония и Китай продолжают применять смертную казнь, однако пытается уменьшить случаи применения строгих мер наказания;
  4. В то время как в России предусмотрены несколько видов работ в качестве наказания, то в Китае таких наказаний вообще нет;
  5. Японский Уголовный кодекс не дает определение понятию «наказание», в отличие от российского УК.

Россия могла бы позаимствовать положительные черты правовой системы указанных стран. Количество видов наказания в Японии и Китае не превышает 10, когда российский уголовный закон насчитывает 13 видов наказания, причем не все из них могут применяться, а некоторые подлежат применению в редки исключительных случаях [6, с. 252-253].

Общая часть УК КНР охватывает традиционные сферы регулирования, определяет задачи уголовного законодательства (причем перечень объектов, охраняемых уголовно-правовыми средствами, стал более упорядоченным и, главное, уже охватывает частную собственность граждан), действие уголовного закона во времени и в пространстве, понятие преступления, виды наказаний и т.д. Эти положения в принципе сформулированы в духе общепринятых в мировой практике традиций. Поэтому более интересным представляется выделение в уголовно-правовом регулировании китайской специфики. Так, УК КНР содержит норму, в которой дается легальное толкование ряда понятий, используемых в законе: общественная и частная собственность, государственный работник, работник органов юстиции, тяжкое телесное повреждение, главарь преступления и др.

Уголовный кодекс не знает нормы об экстрадиции, отказался от института так называемой контролируемой аналогии (она заключалась в том, что вынесенный на основе аналогии закона приговор подлежал обязательному утверждению Верховным народным судом КНР). Несомненной оригинальностью отличается положение, согласно которому «глухонемому либо слепому, совершившему преступление, может быть назначено более мягкое наказание или наказание ниже низшего предела либо его можно освободить от наказания» (ст. 19 УК КНР).

Из обстоятельств, исключающих преступность деяния, Уголовному кодексу Китая известны лишь два: необходимая оборона (ст. 20) и крайняя необходимость (ст. 21).

В УК КНР появился ранее не известный законодательству Китая институт уголовной ответственности юридических лиц. Он охватывает всего две статьи Общей части. В первой (ст. 30) говорится: «За деяние, совершенное компанией, предприятием, учреждением, органом, общественной организацией и рассматриваемой законом как корпоративное преступление, должна наступать уголовная ответственность»; во второй (ст. 31) сформулировано положение о наказании юридических лиц. В качестве единственного вида наказания назван штраф.

В УК Китая есть своеобразная норма, аналогов которой никогда не было в российском законодательстве. Согласно ст. 100 УК «лица, в соответствии с законом подвергнувшиеся уголовному наказанию, при поступлении на работу, военную службу должны правдиво сообщать в соответствующие органы, что подверглись уголовному наказанию». Однако надо иметь в виду, что в УК 1997 г. нет нормы, регламентирующей погашение и снятие судимости (ее не было и в УК 1979 г.), следовательно, обязанность информировать соответствующие инстанции о понесенном уголовном наказании за ранее совершенное преступление лежит на гражданине КНР пожизненно [5, с. 130-131].

Анализ Особенной части УК КНР показывает, что современное уголовное законодательство Китая по широте охвата им круга охраняемых общественных отношений и глубине проработки соответствующих уголовно-правовых норм выгодно отличается не только от аналогичных разделов уголовных кодексов стран социализма (КНДР, Вьетнама), но и экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Японии, Республики Корея). Многие аспекты уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности в УК Китая регламентированы гораздо более всесторонне и детально, чем это сделано в уголовном законодательстве ряда ведущих экономических держав мира.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - ст. 2253.
  2. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А.И. Коробеева. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - 352 с.
  3. Уголовный кодекс Японии. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002. - 226 с.
  4. Дунмэй Пан. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2011. - № 2. - С. 62-63.
  5. Лун Чанхай, Коробеев А.И., Чучаев А.И. Уголовный кодекс КНР: совершенствование в процессе реализации (к 20-летию со дня принятия) // Lex Russica. - 2018. - № 3 (136). - С. 128-142.
  6. Яготинская Е.С. Сравнительный анализ системы уголовного наказания в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Лучшая студенческая статья: сборник статей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза, 2016. - С. 251-254.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий