Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ БОЛЬНЫХ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере исполнения уголовных наказаний является ежегодный рост количества ВИЧ-инфицированных осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы. Так, по состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России содержались 62 554 ВИЧ-инфицированных осуждённых и подследственных, т. е. 9,2 % от общего количества осуждённых и лиц, содержащихся под стражей [1, с. 358].
В сложившихся условиях главной особенностью исполнения наказания в виде лишения свободы является то, что помимо таких задач, как организация процесса исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание им помощи в социальной адаптации, исправительные учреждения выполняют также и дополнительные, в частности, лечение осуждённых. В связи с этим возникает вопрос относительно эффективности исполнения лишения свободы в отношении ВИЧ-инфицированных осуждённых.
Многие ученые считают, что сегодня в пенитенциарных учреждениях страны заболеваемость осужденных находится на достаточно высоком уровне. На заболеваемость осужденных влияют такие факторы, как: санитарные и бытовые условия содержания, питание, социальное окружение и социальные связи осужденных как в учреждении, так и за его пределами.
Однако, санитарные условия в исправительных учреждениях оцениваются как неблагоприятные по сей день. Минимальное количество жилой площади на человека, скученность, несоблюдение личной гигиены осужденными, редкие походы в душ, отключение или отсутствие горячей воды, отсутствие санузла в камере, отсутствие средств личной гигиены – все это напрямую влияет на здоровье осужденных, повышает риск заражения заболеваниями даже здоровых лиц спецконтингента.
Так, Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда было рассмотрено дело по иску гражданина К., он обратился в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей.
В обоснование заявленных требований указал, что был этапирован из СИЗО, где был помещен в камеру. По прибытию в ИВС , неоднократно обращался к администрации ИВС с просьбой о предоставлении помывки, а также обработке личных вещей (прожарке), на что получал отказ. В камере размером 3х3 метра, то есть не более 9 кв.м., одновременно содержались четыре человека: К., Ш., Ж., Ш., таким образом, на одного заключенного приходилось значительно меньше установленного стандарта в 4 кв.м. на одного человека. Сообщил, что он был вынужден находится в одной камере с больными ВИЧ-инфекцией, гепатитом, а именно с Ш., который болен ВИЧ-инфекцией и Ш., который болен ВИЧ-инфекцией и гепатитом. Истцу приходилось пользоваться с ними одной посудой, бритвенные принадлежности лежали вместе, в связи с чем, допускает, что он мог бы заразиться ВИЧ-инфекцией. Полагает, что в связи с указанными обстоятельствами содержания под стражей, ему был причинен моральный вред, который оценил в определённой денежной сумме.
Доводы и жалобы истца о содержании его в камере временного содержания при дежурной части отдела полиции в ненадлежащих условиях судебная коллегия находит необоснованными.
Исследовав материалы уголовных дел по обвинению К., по п. «в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по обвинению К.,. по ч. 1 ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что К. находился в отделении полиции по с 04-30 час. до 05-30 час.- всего 1 час, и в камеру временного содержания задержанных при дежурной части отдела полиции не помещался. После чего, К., передан в Следственный отдел Алтайского края.
Таким образом, доказательств содержания в камере временного содержания задержанных при дежурной части отдела полиции с. Новоегорьевское и ненадлежащих условий содержания истца суду первой и апелляционной инстанций не представлено. У судебной коллегии не имеется оснований для переоценки доказательств и выводов суда первой инстанции. Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила апелляционную жалобу истца К., на решение городского суда Алтайского края оставить без удовлетворения [2].
Таким образом, вышеуказанный пример судебной практики свидетельствует о несовершенстве уголовно-исполнительной системы. В частности, о том, что размещение больных ВИЧ-инфекцией и здоровых людей в одном помещении не урегулировано должным образом.
ВИЧ-инфекция представляет собой серьезную угрозу для 10 млн человек, содержащихся в тюрьмах по всему мир [4, с. 84]. Проведенные исследования указывают, что уровень распространенности ВИЧ-инфекцией в исправительных учреждениях гораздо выше, чем за их пределами. В 2014 году в местах лишения свободы содержалось около 48 тысяч ВИЧ- инфицированных, что составляло 11% от общего зарегистрированного количества инфицированных [3, с. 155]. Согласно официальной статистике Федерального центра СПИД на 1 января 2015 года общее число ВИЧ- инфицированных, зарегистрированных в РФ, составило 567 558, и из них каждый десятый находился в местах лишения свободы [1, с. 31]. С 2016 года 1458 количество больных ВИЧ-инфекцией в учреждениях УИС увеличилось в четыре раза [3, с. 358].
Рост ВИЧ-инфицированных осужденных связан с несколькими факторами:
1. Количество инфицированных осужденных зависит от развития эпидемии в России в целом. Большинство осужденных прибывают в исправительное учреждение уже будучи больными ВИЧ вследствие их образа жизни, включающего употребление наркотиков и оказание сексуальных услуг;
2. Многие осужденные узнают о своем диагнозе только при освидетельствовании медицинской службы в исправительном учреждении. Могут пройти годы до того, как осужденный узнает о положительном ВИЧ-статусе. Не зная о развивающейся болезни, осужденный продолжает жить «обычной» жизнью и поневоле заражает близкое окружение. Установить, когда же осужденный заболел/заразился зачастую бывает сложно, поскольку медицинская помощь в местах лишения свободы хоть и находится на достаточном уровне развития, но все еще требует дополнительных элементов диагностики, лекарственных препаратов, специалистов разного профиля и высокой квалификации. Но в данном случае тюрьма – это единственная возможность оказаться в поле зрения здравоохранения и получить помощь в борьбе с ВИЧ;
3. Пребывая в исправительное учреждения и зная о своем диагнозе, осужденный может намеренно заражать сокамерников. Как утверждает психологическая служба одной из исправительной колонии, заражать других осужденного побуждает жажда мести за свое состояние, а жажду мести, в свою очередь, вызывает ощущение беспомощности и злости, и таким образом он пытается выплеснуть свой гнев. Нахождение в условиях пенитенциарной системы, где осужденные подвергаются воздействие двойного стресса – пенитенциарного и соматогенного – может приводить к психологической дезадаптации, крайней степенью которой может являться агрессия и суицид. Поэтому медицинская служба всегда в таких случаях обращается за помощью к психологам и проводится комплексное лечение для профилактики заражения ВИЧ в том числе;
4. Многие ВИЧ-инфицированные осуждённые не соблюдают правила личной гигиены и болезнь прогрессирует, тем самым подвергая опасности и персонал учреждения, и других осужденных. Однако, специалисты полагают, что цифры, приведенные выше, лишь примерно отражают реальную обстановку ВИЧ и СПИД. Во-первых, тестирования можно избежать и зачастую осужденные его избегают. Во-вторых, многие инфицированные болеют сопутствующими болезнями (туберкулѐз, гепатит) и не видят смысла проходить тестирование, так как считают, что уже выявили причину недомоганий [1, с. 95].
Несмотря на прогрессивные методы лечения, разработку новых медикаментов для лечения туберкулѐза и ВИЧ-инфекции, в местах лишения свободы эти социально значимые болезни набирают обороты. Растёт риск заболеваемости мирного населения при освобождении осуждённых. Мы считаем, что снизить эти показатели можно только с помощью объединения сил медицинских работников и работников воспитательного отдела, в частности, психологов и специалистов по социальной работе. Только совместными усилиями с помощью просветительской и патогенетической работы можно добиться успеха в борьбе с такими социально опасными заболеваниями, как ВИЧ, СПИД, гепатит и туберкулёз.
Список литературы:
- Краткая характеристика лиц уголовно-исполнительной системы. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/,свободный. – Дата обращения: 10.11.2017 г.
- Данные исследования «Практика рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в российских судах». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gulagu.net/profile/13708/blog/7241.html, свободный. – Дата обращения: 10.12.2017 г.
- Еремеева, А.А. Организация социальной работы по восстановлению, поддержанию и укреплению социальных связей осужденных – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25293359, свободный. – Дата обращения: 11.12.2017 г.
- Карпов, А.В. Туберкулез в России: прогноз на будущее. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tuberkulez-v-rossii-prognoz-na-buduschee, свободный. – Дата обращения: 11.12.2016 г. – с. 84.
дипломов
Оставить комментарий