Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пономарева А.С. ПРОБЛЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПУТЕЙ ПОСТИЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 21.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПУТЕЙ ПОСТИЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Пономарева Анастасия Сергеевна

студент магистратуры, кафедра онтологии и теории познания, Воронежский государственный университет,

РФ, г. Воронеж

Под ключевым методом постижения реальности в данной статье подразумевается рациональный способ познания через естественное восприятие и мыслительную деятельность. Наряду с рациональным способом, однако, большой интерес для человека всегда представляли альтернативные пути, которые открываются для искателя через эксперименты с собственным разумом, и здесь речь идет об употреблении различных психоделиков растительного и химического происхождения, способах «расширить» сознание через медитативные практики и практику осознанных сновидений.

Целью данной статьи является демонстрация слабой стороны альтернативных методов познания, значение которых, на взгляд автора, остается сильно переоцененным и на сегодняшний день. Исследование роли альтернативных путей познания опирается на два положения: во-первых, восприятие в актах альтернативного постижения предстает сопряженным с конструированием, во-вторых, операции мышления с реальностью у представителей человеческого рода одни и те же, т. е. могут рассматриваться идентичными для разных случаев воздействия на мозг, способных повлечь деформацию восприятия.

Первое допущение важно для нас, поскольку позволяет перенести акцент из онтологической плоскости в чисто гносеологическую и сосредоточиться на вопросе о том, что же мы в действительности познаем, когда пытаемся познать реальность.

Сознание практикующего нетрадиционные способы освоения действительности рецепиента в своем взаимодействии с реальностью переживает отклонение от нормы, при котором человек получает возможность строить свою версию мира. Не кажется большой натяжкой провести параллель с восприятием реальности душевнобольными, часть из которых также вынуждена переживать патологические состояния сознания. В нашумевшей книге «Человек, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс делит истории своих пациентов на подкатегории неврологических избытков и дефицитов, а также выделяет в отдельную группу так называемые «наитья» ― воспоминания и изменения восприятия, гипертрофированное воображение и сны. Душевнобольные выступают как бы метафизиками поневоле, творя различные версии мира, несовпадающие с нашим обыденным описанием реальности, но представляющие собой исключительный интерес с точки зрения того, как эта версия мира взаимодействует с сознанием пациента.

Философскую методологию создания возможных миров предложил в 1978 году представитель аналитической традиции Нельсон Гудмен. И хотя по большей части Гудмена интересует искусство и, в общем, символическая сторона культуры, в этой работе содержится идея о принципиальной доступности для обычного человека метафизического способа мышления. Итак, то, что психиатры и психологи уровня Сакса выделяют только пунктирной линией, получает зато полную проявленность в концепции Гудмена:

а) Композиция и декомпозиция. Под композицией понимается составление целого и родов из частей, создание связей и объединение единиц в комплексы. Декомпозицию мыслитель описывает как деление целого на части и родов на виды, выделение косплексных величин, а также проведение различий.  

б) Нагрузка. В основе метода — разный порядок сортировки классов для разных реальностей. Под нагрузкой понимается также выделение и акцентирование включаемых объектов.

в) Упорядочение. Гудмен понимает под радикальным переупорядочением действия вроде сканирования картинки, когда операция производится с пространственно и качественно гетерогенными единицами информации. Пример того, как пространственный порядок может перейти во временную последовательность — осуществление физического путешествия согласно маршруту на карте.

г) Удаление и дополнение. Будучи интуитивно понятными и неслучайно приводимыми в числе первых деформаций (ср. с «утратами» и «избытками» Сакса), эти способы, кажется, не нуждаются в дополнительной расфшифровке, однако, Гудмену здесь кажется важным, что мы находим в опыте прежде всего то, к обнаружению чего уже подготовлены. С другой стороны, опять же, по Гудмену, мы склонны игнорировать то, что не помогает поиску или же препятствует ему.

д) Деформация. В отличие от способа б) нагрузка подразумевает фактическое искажение.

Допустим, что переживание реальности у сторонников нетрадиционных практик базируется на тех же операциях создания миров, что выделяет Гудмен. В конце концов, сами наименования психических состояний говорят нам об этой ориентации на качественно-количественное изменение: «расширенное сознание», «деформированное сознание». В акте восприятия мы можем обнаружить определенные стороны реальности гипертрофированными, и, при этом, другие оттенки мира видеть приглушенными или вообще игнорировать. Это представляет собой первую проблему альтернативных путей познания реальности. Говорить о том, что какие бы то ни было способы познания открывают путь к беспрепятственному целостному постижению, значит необъективно придавать слишком большой вес конкретным опытам и практикам.

Второй проблемой является опыт, который не удается опредметить. Дело в том, что не всегда конструирование реальности в акте познания совпадает с эмпирической возможностью выразить свое переживание и запечатлеть его в более-менее релевантной форме. Если различия между той версией мира, которую принято определять в качестве правильной и той версией, которая открылась в процессе альтернативного познания, слишком велики, ориентация на дополнение, деформацию и проч. оказывается неплодотворной.

Подходя инструменталистски к альтернативным способам постижения мира, мы делаем этот инструмент вещью, вскрывающий некий замок, висящий на реальности, и одновременно вещью, вытачивающей эту реальность. И последний факт роднит альтернативный путь познания с рационалистическим, делая нетрадиционные практики менее привлекательными. Отвечая на вопрос, что мы пытаемся познать, используя альтернативные пути познания, нужно отказаться от наивного убеждения, что нетрадиционные пратики дают какое-то исчерпывающее знание, ведь это будет справедливо только для той версии мира, которая в данный момент переживается экспериментатором.

 

Список литературы:

  1. Гудмен Н. Факт, фантазия и предсказание; Способы создания миров. Статьи / Нельсон Гудмен; Пер. с англ. А. Л. Никифорова и др. — М.: Логос: Идея-пресс: Праксис, 2001. — 375 с.
  2. Сакс О. «Человек, который принял жену за шляпу» и другие истории из врачебной практики: [роман: пер. с англ.] /Оливер Сакс. — СПб.: Science Press, 2006.—301  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий