Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2017 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КЕРАМИЧЕСКИЙ КИРПИЧ В АРХИТЕКТУРЕ КАЗАХСТАНА ОТ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Применение кeрамики в качестве ограждающего материала, на протяжении столетий является основой строительства. Известные архитектурные сооружения прошлого, сохранившие свою неповторимость до наших дней, в подавляющем своем большинстве, были построены из керамического кирпича. Этот строительный материал еще в глубокой древности обрел широкую популярность, благодаря своим уникальным качествам. Египетские и Ассиро-вавилонские дворцы I-II тыс. до н. э. были построены из кирпича со сторонами от 30 до 65 см и толщиной всего от 5 до 9 см. В I тыс. до н. э. в Персии широко применялся кирпич, в основном квадратной формы со сторонами 35 см, толщиной 9-10 см. В северном Йемене столетиями велось возведение многоэтажных домов из глиносырцовых шаров по технологии «забур». В позднее средневековье в Венгрии и Словакии строили из цилиндрических и конусообразных сырцовых кирпичей. Раскопки на берегу Крымского полуострова обнаружили квадратные керамические плиты, так называемую плинфу I-II вв. н. э., с размером сторон 59 см и толщиной 7 см. [2, c. 84].
Начиная разговор о строительстве в широтах современного Казахстана, следует отметить уникальность среды взаимодействия древней оседло-земледельческой и городской культуры и культуры кочевых и полукочевых племен, что обусловило возникновение своеобразия многих черт, характерной для архитектуры древнего и средневекового Казахстана. Эволюция культуры народов региона в эту эпоху, отражается теперь уже в полуразрушенных постройках городов, таких как Отырар и Туркестан. Позднесредневековый период в истории возникновения и широкого применения керамических материалов на территории Средней Азии в историографии характеризуется как эпоха сложения и массового распространения керамики так называемого "тимуридского стиля”. С конца XIV века, по мере того как основным центром творческих сил Ближнего и Среднего Востока становится государство Мавераннахр, возникает новое течение в искусстве и архитектуре. Это отчетливо осознавали даже современники: Ибн-Арабшах, например, повествуя о загородных дворцах Тимура, прямо указывает, что они воздвигнуты, были «в особом, новом стиле». Именно керамические строительные материалы, как вид архитектурного и декоративного искусства, пользуется наибольшей известностью. Ко времени окончательного образования государства Эмира Тимура архитектурная керамика Средней Азии имела довольно развитую традицию [3, c. 297].
По преданию, в 1385 году, для возведения мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, по указу Тимура ибн Таргая, было оборудовано предприятие по производству высококачественного кирпича, на основе местных глин, в городе Сауран. Легенда гласит, что в период строительства мавзолея от кирпичного завода, находившегося почти в сорока километрах от Туркестана, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпичи для строительства. Химический состав кирпича соответствует нынешнему составу сауранских глин. Тимур приказал согнать тысячи лошадей, из смеси кобыльего молока и других компонентов и были сделаны кирпичи, впоследствии сохранившиеся на протяжении шести столетий. Говорят, после того как строители завершили возведение мавзолея, их всех казнили, чтобы никто и нигде не мог создать больше подобную красоту. Эволюционируя на протяжении тысячелетий, кирпич сохранил все свои достоинства. И в наше время, как в древности, когда кирпич изготавливали из илистого грунта с добавлением измельченной соломы, и позднее, когда сырьем для него стали легкоплавкие глины и суглинки, в которые подмешивали песок, древесные опилки, золу и другие минеральные компоненты, основой "кирпичного теста" являются глина, вода и песок.
Империя Тимура, канувшая в лету сотни лет назад, отражается теперь в архитектурных монументах той эпохи. На заре второго тысячелетия территория некогда великих торговых городов шелкового пути вошла в состав независимой Республики Казахстан со столицей в городе Астана. Сегодня Астана - это бурно развивающийся мегаполис, центр строительства молодого государства. Астана является одной из самых холодных столиц мира, к примеру абсолютный минимум температуры: −51,6 °C зарегистрирован 5 января 1893 года. Это создает определенные сложности в строительстве, а именно в выборе строительного материала, исходя из его технических и эстетических качеств.
Следует отметить, что керамический кирпич в на территории нашей страны долгие годы был самым распространенным местным стеновым материалом, благодаря его высокой теплотехнической эффективности, огнестойкости, прочности, экологической чистоте, долговечности, обеспечивающей 50—80-летний безремонтный срок эксплуатации. Сохранившиеся здания, построенные в дореволюционный период, демонстрируют разнообразие архитектурных форм и имеют благоприятные санитарно-гигиенические условия в жилых помещениях. Повышенная теплоустойчивость к резким изменениям температуры наружного воздуха в сочетании с перечисленными преимуществами сделали кирпичные здания наиболее комфортным и рациональным жильем в климатических условиях северного и центрального Казахстана.
Кроме неповторимого внешнего вида, прочности и долговечности, к достоинствам данного кирпича можно отнести огнестойкость, высокую звуконепроницаемость, способность сохранять тепло и уравновешивать колебания температур. Керамический кирпич устойчив к внешней агрессивной среде, имеет небольшой вес, удобен в работе, имеет высокий показатель морозоустойчивости – не менее 50 циклов, зимой сохраняет тепло, а летом прохладу. При работе с облицовочным керамическим кирпичом не требуется дополнительных затрат по оформлению фасада здания и его дальнейшего ремонта. Экологичность - основное преимущество данного материала. [4, c. 38].
На данный момент, при производстве керамического кирпича применяют два основных метода: метод полусухого прессования и метод пластического формования, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные моменты. При наличии рыхлых глин и глин средней плотности с влажностью не выше 23-25% применяется пластический способ переработки глин. Для слишком плотных глин, плохо поддающихся увлажнению и обработке с низкой карьерной влажностью (менее 14-16%), необходим полусухой способ переработки [1, c. 63].
Метод полусухого прессования заключается в предварительном высушивание сырья, в последующем измельчение его в порошок. Далее следует процесс прессование сырца в пресс-формах при удельных давлениях, в десятки раз превышающих давление прессования на ленточных прессах. Преимущества технологии полусухого прессования заключается в том, что спрессованный кирпич-сырец укладывается непосредственно на печные вагонетки и на них высушивается в туннельных сушилках, или же, минуя предварительную досушку, поступает на обжиг. Комплексная механизация производства осуществляется проще, чем при методе пластического формования. Однако технология полусухого прессования требует более совершенной системы аспирации на трактах изготовления и транспортирование порошка, использования более высокопроизводительных прессов.
На сегодняшний день, проблемы в области строительства и производства строительных материалов в столице Казахстана, как никогда актуальны. В частности, в настоящий момент Астана испытывает сложности с поставками керамического кирпича отечественного производства. Качество местного кирпича оставляет желать лучшего. Строительные компании вынуждены искать альтернативу в соседних областях и регионах. Более того, имеют место случаи закупки строительного материала в соседних странах. Это, в свою очередь, ведёт к удорожанию продукции в связи с увеличением транспортных и иных затрат. Но самое страшное в том, что в Акмолинской области имеются все необходимые ресурсы для удовлетворения данной потребности, которые не используются в силу различных обстоятельств. Тогда как их использование обусловило бы создание рабочих мест, обеспечило бы поступления в бюджет, наполнило бы столичный рынок необходимой продукцией, с которой ежегодно возникает дефицит.
Наряду с этим, хотелось бы упомянуть наболевшие проблемы в архитектуре молодой столицы Казахстана. Спустя почти 10 лет со времени «переезда» столицы в Астану, мы имеем огромное количество однообразных многоэтажек эконом класса с примитивными схематическими решениями. Архитектура новых жилых комплексов Астаны формируется в русле весьма противоречивых тенденций, в основной своей массе это смешение различных исторических стилей. Вместе с тем есть немногочисленные примеры поиска национального стиля, выраженного в использовании элементов традиционной казахской символики в декорировании наружного и внутреннего облика жилых зданий.
В 2013 году в Казахстане было построено около 7 миллионов квадратных метров жилья. Цифра впечатляет, если бы не одно но: в 1980-х годах в стране каждый год строилось столько же. Осознание того, что 30 лет назад технологии были не так совершенны, как сейчас и наша страна не имела выхода на широкий рынок мировых стройматериалов, не может не удручать. Масштаб строительства измерялся не только жилыми комплексами Астаны, как сейчас, а городами и микрорайонами по всей стране. В каком городе Казахстана вы бы не находились, почти все вокруг вас построено за 25 лет, в период с 1965 по 1990 год. Наивно полагать, что сложившаяся ситуация найдет решение без вмешательства института строительства и архитектуры. С другой стороны, все развитые страны, в период своего становления, переживали процесс поиска индивидуальности, архитектурной самобытности. Влияние ближнего и дальнего зарубежья на Казахстан неизбежно, но, хочется верить, что государство приложит все возможные усилия для сохранения культурного наследия и выражения элементов казахской символики в наружном облике городов. Необходимо ценить наследие старших поколений и их строительный подвиг.
Список литературы:
- Ананьев А. И., Лобов О. И. Керамический кирпич и его место в современном строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 10. С. 62—65.
- Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре [Текст]: Монография / В.П. Гинзбург. - М.: Стройиздат, 1983. - 200 с.
- Смагулов Е.А. Тимуридский керамический стиль как отражение интеграционных межкультурных процессов // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. -Алма-Ата, Наука, 1989 г. - 451 c.
- Тацки Л.Н. Оценка эффективности различных способов активации глинистого сырья [Текст] / Л.Н. Тацки, Е.В. Машкина // Труды НГАСУ. — Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. — Т. 10, № 1 (39). — С. 32-38.
дипломов
Оставить комментарий