Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2020 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ашкарова А.Б. СТЕПЬ ГЛАЗАМИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(93). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(93).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТЕПЬ ГЛАЗАМИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА

Ашкарова Айгерим Бейбитовна

магистрант, исторический факультет,  Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Казахстан, г. Нур-Султан

Рахимбекова Ажар Кабдуловна

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается обзор творческого наследия первого казахского художника – мыслителя Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется пути становления художника. Анализ работ Ч.Ч. Валиханова поможет ближе познакомится с историей и этнографией казахского народа.

 

Ключевые слова: рисунок, зарисовки, изображение.

 

Первые карандашные и акварельные зарисовки о казахах принадлежат знаменитому казахскому ученому Ч. Ч. Валиханову. С самого раннего детства для сельчан стало привычным видеть султанского сына с карандашом в руках. Первые квалифицированные навыки рисования юноша приобрел, тесно общаясь с русскими военными топографами. Постепенно от туши перешел к акварели. Отшлифовать свои способности ему помогли в кадетском корпусе. Такие профессионалы как геодезист Бородин, живописец А. Померанцев и многие другие. Валиханова смело можно назвать первым художником у своего народа. Степь, юрта повседневная рутина казахов, зарисовки местной флоры и фауны, памятники архитектуры все это было на бумаги юного художника. Увлечение мальчика с самого детства в нем обострило зоркий взгляд, наблюдательность и внимание к деталям. Огромный историко-этнографический интерес вызывают схематические карты казахских кочевок. Труды по этнографии народа, верованиями уместно дополняются его изобразительными работами, которые отличаются строгой документальностью и служат ярким примерам к его исследованиям. Видное место в его творчестве занимает портретная живопись. Среди них портреты простых и знатных казахов «Сартай би», друзей и соратников, родственников и других. Не обошел Чокан Валиханов стороной и женщин. Это эскизы восточных женщин «Казашки у юрты», «Уч аяч» которые, показывают черты внешнего облика, традиционной одежды, быта и уклада казахских женщин. В своих работах он добивается живой и яркой выразительности. Так, со всей любовью окутан этюд «Уч аяч» («Три женщины»), выполненный в технике карандаша. В нем художник со всей теплотой раскрывает роль матери, ее заботы о новорожденном младенце. Ценны для исследователей духовной культуры кочевников две работы художника «Казахские музыканты» и «Баксы». На последнем из них изображены шесть знаменитых казахских музыкантов. Это кобызист Канкожа Валиханов, певец и музыкант Досжан, известных в степи Жанак, молодая девушка акын Ажар. Справедливо будет отметить, что художественное творчество талантливого ученого не было бы настолько реалистично и правдиво без глубоких знаний истории, этнографии, фольклора родного народа. Получив отличное образования и являясь знатоком всех сфер жизни казахского народа, не боясь он с помощью карикатур изображает все достоинства и недостатки кочевников. Акцентируя свое внимание на детали, в работах Валиханова показана социальная структура казахского общества. Знать в лице султанов он изображает в роскошной, нарядной одежде, в дорогих головных уборах. Весь образ говорит о сытой, и состоятельной жизни. В противовес этому слою населения рисунок 1 этюд «Джатак» [1, с.31]. На переднем плане по-казахски сложив под себя ноги сидит молодой юноша в простой одежде и треухе из-под которой выглядывают острые глаза. А на заднем плане его одинокая, дырявая, старая походная юрта рядом с которой вол щиплет траву, запряженный в двухколесную арбу.

Отдельное место в творчестве казахского художника занимают работы, посвященные родному краю. Это ландшафты, пейзажи, схематические карты и планы местностей Сырымбета и Убагана. Озеро Убаган являлось излюбленным местом для талантливого художника, где прошли детские счастливые годы. Сырымбет был местом силы и творческого вдохновения для Валиханова. Поэтому вполне закономерно и объяснимо стремление Чокана перенести всю любовь и уважение к этим природным красотам на бумагу.

 

Рисунок 1. Ч. Ч. Валиханов «Джатак» Акварель

 

Ценное историко-этнографическое значение имеют зарисовки усадьбы Айганым. Наиболее интересен и примечателен вид усадьбы на фоне горы Сырымбет. Поместье располагалось у его северного подножья, на лесной поляне. Пять деревянных строений защищал деревянный забор. На рисунке 2 центральное место на этом огороженном участке занимает большой хозяйский дом, в углу расположена мечеть с минаретом, баня, школа и складное помещение [1, с.44]. По направлению к усадьбе движутся две фигуры мужчины и женщины в традиционных одеяниях. Справой стороны изображены два деревянных дома, которые принадлежали отцу Валиханова. Такой вид жилья, который был характерен для переселенцев был присущ только состоятельным слоям казахского населения. Поодаль как напоминание о кочевой жизни раскинулись две юрты. Таким образом, на рисунке видно два типа жилья: оседлое и кочевое. На заднем плане видны очертания озера Кылдыкуля, а еще дальше, на горизонте, — сосновые боры.

 

Рисунок 2. Ч. Ч. Валиханов «Усадьба Айганым в Сырымбете»

 

Еще один рисунок из серий изобразительных работ Чокана, заслуживающий внимания, это «Подготовка к приезду чиновника» [1, с.45]. Это один из любопытных эпизодов в повседневности казахского аула второй половины XIX в. В соответствии с рисунком 3, передним планом представлены фигуры знатных казахских дельцов-султанов и волостных управителей, готовившихся к приезду царского чиновника. На одной линии с ними видно очертания русского офицера. На заднем плане изображены простые аульные жители. Реалистичное и детальное описание всех участников рисунка, может дать информацию о социальной стратификации населения степи того времени. Фигуры точно вписаны в пейзаж—бескрайняя степь, обрамленная линией невысоких холмов на горизонте. Пейзажный образ в противоположность фигурам людей предстает сдержанно, сухо и скупо, что придает всей сцене правдивость, выразительность и реалистичность.

 

Рисунок 3. Ч.Ч. Валиханов «Подготовка к приезду чиновника»

 

Таким образом, Чокан Валиханов как передовой человек своего времени, ученый, просветитель, четко осознавал цели и задачи искусства. Карандаш и бумага были для него инструментами для реалистичной передачи народной жизни казахов во всех ее проявлениях. Творчество Валиханова как показатель его поэтапного развития как художника от дилетанта до опытного мастера. Постепенно изменялось и его отношение к искусству, которое в дальнейшем займет одно из центральных мест в его творчестве. Он изображал именно те сюжеты, которые были актуальны для науки и общества того времени. В своих работах старался показать радости и горести, тяготы и невзгоды своего народа. В целом художественное наследие казахского художника богато, разнообразно и представляет собой сокровище в истории изобразительного искусства Казахстана.

 

Список литературы:

  1. Ч. Ч. Валиханов. Собрание сочинений в 5 томах. Том 4. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. — 461 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.