Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЯЗАННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ООО НЕ РАЗГЛАШАТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБЩЕСТВА: ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ
В Российской Федерации по состоянию на 01 декабря 2019 г. согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано 2 982 628 обществ с ограниченной ответственностью, что составляет почти 81% от общего числа всех юридических лиц (всего в реестре – 3 694 426 юридических лиц) [10]. Приведенная статистика наглядно иллюстрирует распространенность в нашей стране ООО по сравнению с другими видами коммерческих и некоммерческих организаций.
Полагаем, данное обстоятельство связано, с одной стороны, с тем, что эта организационно-правовая форма предназначена для осуществления деятельности в рамках малого и среднего предпринимательства [8], а с другой, опосредовано ограниченной ответственностью участников ООО. Участники такого хозяйственного общества не несут личную имущественную ответственность по финансовым обязательствам общества (за исключением некоторых случаев), она ограничивается стоимостью принадлежащих им долей в уставном капитале [2]. Возможный риск убытков, который ограничен размером вносимых ими сумм вкладов, также способствует учреждению гражданами именного этого вида коммерческой организации. Еще одним не менее привлекательным фактором является наличие обширного спектра указанных в законе прав участников общества.
При этом, учреждая или вступая в ООО, участники имеют не только права, но и принимают на себя обязанность выполнять требования, предъявляемые к ним в связи с приобретением нового статуса. Следует согласиться с мнением Е.С. Пироговой и Ю.Д. Жуковой, что законодатель не устанавливает четкий перечень обязанностей участника корпорации, оставляя его открытым [7, с. 76]. Помимо обязанностей участника, конкретно определенных в п. 4 ст. 65.2. Гражданского кодекса РФ [1], они могут также быть предусмотрены федеральным законом или Уставом общества.
Консолидируя статьи Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2], к обязанностям участника юридического лица в форме ООО следует относить:
- своевременно и в полной мере оплачивать свои доли в уставном капитале общества (п. 1 ст. 9 ФЗ, п. 4 ст. 65.2 и п. 2. ст. 67 ГК РФ);
- не разглашать сведения о деятельности общества, которые защищены требованием о конфиденциальности (п. 1 ст. 9 ФЗ, п. 4 ст. 65.2 ГК РФ);
- участвовать в принятии решений, без которых общество не может продолжать свою деятельность в соответствии законом, если участие определенного члена ООО необходимо для принятия решения (п. 4 ст. 65.2 ГК РФ);
- не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда обществу (п. 4 ст. 65.2 ГК РФ);
- не совершать действия, существенно затрудняющие или препятствующие достижению целей создания общества (п. 4 ст. 65.2 ГК РФ);
- вносить вклады в имущество общества, если это предусмотрено его уставом и общим собранием принято решение об этом (п. 1. ст. 27 ФЗ);
- информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени (наименовании), месте жительства (месте нахождения), а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества (п. 3 ст. 31.1 ФЗ). Если общим собранием участников общества ведение и хранение списка его участников передано Федеральной нотариальной палате в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата (абз. 3 п. 1 ст. 31.1 ФЗ), то об изменении указанных сведений следует проинформировать нотариуса (п. 6 ст. 31.1 ФЗ);
- уведомлять всех участников ООО о проведении общего собрания, если участник или участники созывают такое собрание самостоятельно (п. 1 ст. 36 ФЗ);
- известить в письменной форме (направив через общество за свой счет нотариально удостоверенную оферту, содержащую указание цены и других условий продажи) участников общества и само общество о намерении продать долю (часть доли) в уставном капитале третьему лицу (п. 5 ст. 21 ФЗ);
- заблаговременно уведомлять участников о намерении обратиться в суд с требованием возместить причиненные обществу убытки либо признать сделку общества недействительной, а также предоставлять информацию, имеющую отношение к делу (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ).
От исполнения участниками общества возложенных на них обязанностей зависит успешное функционирование ООО, а их неисполнение может повлечь помимо общей гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, причиненных актом противоправного поведения, еще и «корпоративную ответственность» [7, с. 76] в виде исключения участника из состава общества в порядке ст. 10 профильного федерального закона. Учитывая серьёзность санкций, особую актуальность представляет вопрос о недостаточной определенности сути обязанности не разглашать информацию о деятельности общества.
Пункт 7 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] устанавливает, что под конфиденциальностью информации следует понимать императивный запрет на передачу определенной информации третьим лицам без согласия ее правообладателя.
Для предоставления такой информации, включающей в себя, в том числе коммерческую тайну, между обществом и участником подписывается соглашение о конфиденциальности по форме, которая принята в ООО (п. 5 ст. 50 Закона об ООО). В судебной практике существует позиция, что отсутствие соглашения не может служить основанием для отказа в иске участника об истребовании документов. Соглашение влияет лишь на определение начала исчисления срока исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию. При этом соглашение может быть подписано участником и при исполнении судебного акта [5].
Понятие конфиденциальности законодательно определено, чего нельзя сказать о дефиниции разглашения. В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149 закреплены дефиниции понятий «предоставления» и «распространения» информации, но вопрос о том, как они соотносятся с «разглашением» информации, остается без ответа. Проанализировав п. 1 ст. 2 этого нормативного акта, согласно которому под информацией следует понимать «сведения независимо от формы их представления» [4], а также п. 9 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которым разглашение информации означает деяние, после совершения которого сведения, составляющие тайну, вне зависимости от формы стали известны третьим лицам без согласия обладателя этих сведений [3], можно сделать вывод, что обязанность не разглашать информацию в любой ее форме означает запрет и на её предоставление, то есть передачу определенному кругу лиц, и на распространение, а именно передачу неопределенному кругу лиц.
Разбираясь в сути запрета на разглашение информации, можно сравнить сведения о деятельности ООО с имуществом, тогда распространение информации сопоставимо с уничтожением имущества, а предоставление сведений тождественно повреждению имущества. И в том, и в другом случае информация полостью или частично теряет свою ценность для общества с ограниченной ответственностью, что еще раз подтверждает вывод, что под разглашением законодатель предусмотрел и распространение, и предоставление информации [9, с. 21].
Однако на этом неоднозначные формулировки профильного федерального закона об ООО не заканчиваются. Обязанностью участника юридического лица исследуемой организационно-правовой формы является запрет разглашать информацию о деятельности общества, но что именно попадает под категорию такой информации, в законе также не разъяснено.
При буквальном толковании этой формулировки в нее не входит информация, напрямую не связанная с деятельностью сообщества, но важная для его успешного функционирования [6, с. 130], к примеру, если распространение информации в сфере СМИ представляет собой предмет деятельности общества. Формально при распространении такой информации действия участника ООО не попадают под ст. 9 анализируемого федерального закона, а, следовательно, он не может быть исключен из общества за распространение информации о его деятельности, хотя фактически, например, он нанес ему вред.
Для устранения всех выявленных в ходе исследования пробелов в законодательстве целесообразным представляется изменение формулировки обязанности участника ООО не разглашать информацию о деятельности общества во избежание её двоякого толкования и злоупотребления законом. Так, наиболее удачным является такое изменение п. 1 ст. 9 закона об ООО, после которого обязанность участника ООО будет представлять собой запрет на распространение и предоставление без разрешения общества информации о деятельности общества, а также информации, собственником которой является ООО, если доступ к ней ограничен названным юридическим лицом.
Изменение существующей формулировки на предложенную позволит более однозначно толковать требование закона о сохранении конфиденциальности информации участниками ООО, в связи с чем будут минимизированы возможности причинения вреда деятельности общества посредством разглашения информации о его деятельности.
Список литературы:
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.№ 51-ФЗ (с изм. и доп. от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 22. Ст. 3040.
- Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 4 ноября 2019 г. № 356-ФЗ) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785; 2019, № 44. Ст. 6177.
- Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 г. № 86-ФЗ) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283; 2018. № 17. Ст. 2435.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изм. и доп. от 2 декабря 2019 г. № 427-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2019 г.
- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2018 г. N Ф08-7666/18 по делу N А63-11558/2017; Постановления АС Волго-Вятского округа от 30.11.2018 г. № Ф01-5443/18; АС Поволжского округа от 24.12.2018 № Ф06-40635/18 и др.; URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2019)
- Вичужанин Я.Г., Колчерина Ж.Н. Проблемы обеспечения и соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2011. № 3. С. 130-132.
- Пирогова Е.С. Жуков Ю.Д. Содержание обязанностей участника корпорации на современном этапе развития гражданского законодательства: анализ правовых позиций // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 74-88.
- Серебряков Е.А. Правовое регулирование внутренних (корпоративных) управленческих отношений в условиях общества с ограниченной ответственностью // Наука, образование и культура. 2018; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-vnutrennih-korporativnyh-upravlencheskih-otnosheniy-v-usloviyah-obschestva-s-ogranichennoy-otvetstvennostyu (дата обращения: 09.12.2019)
- Серебренников М.М. Обязанность участников обществ с ограниченной ответственностью не разглашать конфиденциальную информацию общества // Правовые вопросы строительства. 2007. № 2. С. 21-22.
- Федеральная налоговая служба: Официальный сайт; URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8376083/ (дата обращения: 08.12.2019)
дипломов
Оставить комментарий