Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шенк А.А. ПРОБЛЕМА ЗЛА И ГРЕХА В ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(82). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(82).pdf (дата обращения: 20.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ЗЛА И ГРЕХА В ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА

Шенк Анжелика Александровна

студент 4 курса, кафедра философии факультета Омского государственного педагогического университета,

РФ, гОмск

Проблемы зла и греха всегда носила этический характер,  но в философии С. Л. Франка данная проблема приобретает характер метафизический.

Человек как существо свободное может вступить на путь враждебного, а может двигаться по пути добра и проявить всю свою любовь к миру сотворенному Богом.

Мир это самораскрытие Бога, одеяние или его непосредственное выражение. Человек прибывает в эмпирическом мире, который в свою очередь содержит в себе добро и зло. Философ считает, что добро имеет двойственную природу. В первом случае добро как абсолютная всепобеждающая сила, добро как источник высшего блага. Во втором случае, добро обнаруживает неспособность противостоять злу [1. 139].

Существование зла в эмпирическом мире не опровергает истину о существовании Бога, так как реальность Бога наиболее очевидна, нежели, реальность фактов. С. Л. Франк считает, что Бог не Всемогущ во внешне зримой и ощутимой победоносности, человек может ощутить его только незримо и идеально, так как он появляется в мире только в образе света, который озаряет вокруг себя все, но все же не может пробиться через плотную завесу тьмы.

Связь между Богом и эмпирическим миром непостижима. Объяснить что такое зло, это значит найти его основание и смысл, а значит оправдать его. Но оправдание противоречит сущности зла. Единственное, что можно сделать, по мнению философа, это отвергнуть его или попытаться устранить.

Происхождение зла нельзя определить через человеческую свободу выбора, так как свобода, уже предполагает наличие зла. Человек свободно стремится только к добру, во зло он вовлекается. Человек находится в противоречивом состоянии, с одной стороны он несет ответственность за совершенное зло, с другой стороны вина может лежать на силе зла, которая постоянно оказывает на нас воздействие.

Человек амбивалентное существо. С одной стороны, человек подвергается постоянному действию со стороны демонических сил, с другой стороны демонические силы находятся непосредственно в нас самих. Зло, по мнению философа, не в состоянии разрушить всеобщее бытие, так как зло предполагает изоляцию и деление, зло всегда означает, что человек будет испытывать страдание [2. 56].

Совершивший зло отпадает от бытия, он отдаляется от Бога, но раскол всеединства может быть только в нашем человеческом мире. В мире божественном всеединство остается всегда нерушимым, так как образующиеся трещины сразу же наполняются положительным бытием.

Человеческое бытие двойственно, человек является частью божественного, идеального бытия и эмпирического, культурного. Зло творится в эмпирической действительности, зло рассматривается философ не только в качестве прегрешения, но и непосредственной утрате высших духовных способностей человека. Кризис современной культуры предполагает, несовершенство большей части человечество, отсюда следует, что человек больше не стремится к тому, чтобы совершенствоваться и постигать божественное бытие.

Общество пережило душевный сдвиг в ходе, которого для человека потускнело прошлое, в настоящем человек не находит в живописи, в поэзии, музыке той изысканности, в которой он раньше находил утешение. Сейчас интерес человечество обращен на насилие, сексуальность и бесконечное потребление тех продуктов, которые упрощены в понимании. Современное искусство состоит из цитирований, симуляций и обращений к прошлому, стремлением изобразить реальность, но для человека реальность абсолютна безразлична. Он не созерцает ее, а бездумно потребляет.

Если раньше наука давала возможность человека выходить за пределы себя, выстраивать методологию в изучении и объяснении мира, то сейчас научная деятельность потеряла все свои преимущества, она «плодит» бесконечное число тех, кто копит в себе знания, при этом не изучая ничего нового и не рассуждая о проблемах этого мира.

С помощью науки человек смог преодолеть большие расстояния и максимально облегчить себе жизнь. Техника внедряется во все сферы жизни человека, Франк С. Л. писал о том, что этот процесс носит двойственный характер. С одной стороны, техника действительно упрощает жизнь человека, он становится более свободным и может посвящать себя семье, любому делу. С другой стороны, техника усиливает отчуждения человека[3. 66].

Так же философ на примере самолетостроения раскрывает идею двойственности, так с помощью летательных приборов человек может перелетать с одной точки пространства в другую, то есть знакомиться с миром, культурой, перенимать опыт разных культурных общностей и развиваться. Или же применять технику в войнах, революциях, массовых восстаниях с целью уничтожения большего количества людей. Применение техники в этой области несет разрушительный характер и в культурном плане, так как разрушаются культурные памятники.

По мнению философа, человек слабое существо, в котором имманентно заложено природное, животное начало, которое человек не в состоянии преодолеть в одиночку.  Человек всегда нуждается в помощи, в понимании и в прощении этой слабости. Свое спасение человек находит либо в общении с Богом, либо в социуме.

Мыслитель раскрывает бытие человека через существование множество реальностей, выше речь шла о взаимодействии человека и Бога, как элемента первой реальности. Грех, по мнению, философа наиболее очевидная и яркая реальность, которая часто бросается в глаза человека. Все человечество можно разделить на два вида. Первым вид, это человек с «открытыми глазами», тот который признает существование Бога и верить в него, осознает существование греха как реальности исходя из своего личного опыта и в целом прецедентов всемирно-исторической жизни всего человечества. Ко второму виду, относятся все те, кто сомневается в существование Бога или отрицает его бытие, и не признает реальности греха.

С. Л. Франк в работе «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» пишет о том, что неверующий может всячески избегать, слово «грех» и не признавать его реальности, опираться не на божественные предписания, а существовать по законам морали. Слово грех в таком случае заменяется понятием «моральное зло», но в существе дела это ничего не меняет[4. 83].

Грех и моральное зло объективируются в двух областях. Во-первых, грех осознает человеком, как недолжное, неправильное в своих поступкам по отношению к человеку, природе и другим живым существам. Этот аспект Франк называет филогенетическим, то есть в историческом развитии человечества. Во-вторых, осознание греха происходит на индивидуальном духовном развитии, этот аспект философ называет онтогенетический. Недолжное, воспринимается, схватывается всегда во внешнем опыте, процесс рефлексии напротив протекает внутри человека, в его душе. Философ, уверен в том, что грех коренится в человеке глубоко. Человек находится в постоянном состоянии греха. Даже при правильном поведении, при максимальном сдерживании от принятых норм поведения, от дурных деяний, человек повинен. Но, повинен в ином грехе, в неправильном состоянии самой человеческой души, непосредственной внутренней духовной жизни.

Амбивалентность человеческой сущности проявляется и в реальности греха. Человек может быть грешен как внешне, так и внутренне. Внешнее проявление греха, есть буквальное нарушение заповеди, убийство своего ближнего или прелюбодеяние к женщине. Внутреннее грехопадение, может быть не обусловлено внешним деянием. Человек может вести праведную жизнь, но внутри себя копить ненависть, гордыню, эгоизм и так далее.

Философ акцентирует внимание на том, что человек может совершить греховное деяние, находясь на войне или защищая друга и не быть повинен в грехе ненависти и зависти, а может наоборот сохранять нравственный образ и быть преисполненным грешным состоянием души[4. 96].

Попытки объяснить или оправдать греховность человека, истолковать реальность греха, по мнению философа, бессмысленно. В идеи греха лежит иррациональное начало.

Преодоление греха, считает философ, такой же бессмысленной идеей, как и дать ему рациональное обоснование. Совершенно утопическая идея преодоления замысла через реформы воспитания, санкций, оценок общества и так далее. Все чаще и чаще человек будет находить греховность своего бытия.

Двойственная сущность человека предполагает двойственное отношение к греху. Так, отрицательное содержание греха мы находим в религиозном мировоззрении, в светском обществе грех нередко оказывается двигателем человеческого прогресса, сохранение культурной идентичности и развитие искусства. В истории человечества мы находим множество примеров, когда великие художники, писатели создавали мировые шедевры, отклоняясь от принятых религиозных и общественных норм.

 

Список литературы:

  1. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии / С. Л. Франк. – М. : Факториал, 1998. – 189 с.
  2. Франк С. Л. С нами Бог / С. Л. Франк. – М. : Наука, 1992. – 84 с.
  3. Франк С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. – М. : Факториал, 1996. – 132с.
  4. Франк, С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия / С. Л. Франк. – М. : АСТ: Хранитель, 2007. – 429 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.