Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 мая 2019 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЕВРАЗИЙСТВО – КАК ПОИСК СВОЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОДА В АРХИТЕКТУРЕ Г. НУР-СУЛТАН
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена специфике понятия национальной идентичности и ее различных граней. На практическом уровне архитектура существует для удовлетворения одной из самых основных потребностей человека в выживании. Но при этом архитектура рассказывает истории, закрепляет воспоминания, интерпретирует и помогает нам понять происхождение того или иного народа и тем самым вносит большой вклад в формирование нации.
Уинстон Черчилль, однажды сказал: «Мы формируем наши здания, а затем наши здания формируют нас». Действительно, пространства, в которых мы живем, играют важную роль в формировании нас как личностей, будь то быть дома или на работе, но в какой степени это влияет на нашу коллективную национальную идентичность? [2]
Ключевые слова: идентичность, наследие, концепция, Евразийство, суверенитет, Казахстанец, советская власть, обретение независимости.
Вопросы национальной идентичности всегда были актуальны для Казахстана, а в связи с ростом строительства в Нур-Султане в особенности. В статье затрагиваются разные грани проявлений национального в архитектуре и формировании города
Представление Нур-Султана в официальном аспекте и результаты исследовании выявили несколько дискурсов об Нур-Султане, каждая из которых отражает различные и противоречивые представления о национальной идентичности. Глава начинается с анализа Нур-Султана как наглядного представления официального понятия гражданского общества, представленного в «Евразийской» концепции, и в то же время как центрального элемента националистического представления о «Казахской» идентичности.
Концепция «Евразия»
В теории предполагается, что для молодых стран характерно стремиться к новым идеям или концепциям, которые представляли бы государство и объединяли все нации, проживающие в нем (Billing, 1995). [2] Для Казахстана понятие «Евразия» направлено на заполнение идеологического разрыва, вызванного распадом коммунизма, и на формирование новой национальной идеи. Президент Назарбаев применил понятие и идеологию «Евразия» к Казахстану, развивая идею об уникальности страны благодаря ее расположению между европейской и азиатской цивилизациями. Нур-Султан стал центром этой идеологии. Город позиционируется как геополитический центр Евразии, представляющий мультикультурность Казахстана. Архитектура Нур-Султана в совокупности представляет смесь двух разных миров, Европы и Азии. Современная архитектура Нур-Султана физически представляет концепцию евразийской идентичности. Столица стала центральной точкой нового дискурса, обозначив Нур-Султан и Казахстан как центр или «сердце Евразии» (Назарбаев, 2003; 2005). [3], [1]
Подчеркивается не только значение Нур-Султана как нового центра, но и формирование новой «Евразийской» идентичности на основе принципа многонационального общества Казахстана. «Евразийство» можно рассматривать как попытку предотвратить националистические тенденции, предлагая альтернативную неэтническую концепцию «Евразийской» нации – смеси людей, живущих в центре между Европой и Азией (Ибраева, 2005). [3]
Так же наряду с евразийской концепцией появляется идея «Казахстанского народа». Термин «Казахстанец» используется для обозначения всего населения Казахстана независимо от этнической принадлежности. Евразийская или Казахстанская концепция выступает в качестве основного элемента идеи президента о гражданском обществе. Концепция позволяет правительству де-легитимизировать любые вызывающие беспокойство претензии, со стороны других нации и народов Казахстана. На международной, междисциплинарной конференции, AIIC 2013, 24-26 апреля, на Азорских островах, Португалия - Proceedings805 правительство впервые начало работу по созданию национальной идентичности исключительно для казахской нации. [4] В этом смысле представление Нур-Султана как символа «уникальности» Казахстана можно рассматривать как выражение казахского национализма. Более того, в последнее время правительство часто использует выражение «казахский» вместо «казахстанский», говоря о развитии Казахстана и будущих стратегиях, что фактически противоречит официальному дискурсу неэтнической евразийской идентичности. [5]
Роль Нур-Султана здесь - это «мост между Европой и Азией». Очень часто совершая прогулки по городу можно заметить, что все в Нур-Султане возведено по принципу двух идей. Евразийского начала и казахского, что и приводит к некому замешательству, ведь в таком случае трудно понять какой идентичности придерживается город.
Проявление суверенитета
Результаты исследования показали, что официальный дискурс изображает Нур-Султан также как символ суверенитета Казахстана. Одной из причин переезда столицы была попытка президента отойти от советского наследия, которое все еще отзывалось в воспоминаниях старой столицы, и начать новую историю со строительства «казахской» столицы. Официальные документы описывают Нур-Султан как «столицу свободной нации», «символ независимого Казахстана» и «новую столицу новой эры» (Назарбаев, 2011; Джаксыбеков, 2000). Выражение «столица свободной нации», очевидно, относится именно к казахам, а не ко всему населению. С сталинской эпохи советская администрация использовала националистическую политику в отношении национальных меньшинств. Миллионы казахов погибли в результате программы коллективизации, а русские семьи были переселены в Казахстан. Таким образом, под «свободной нацией» чиновники подразумевают казахскую нацию, которая, наконец, получила независимость от российского господства. Таким образом, перемещение столицы на север стало политическим жестом, символизирующим примирение казахской территории, ранее связанной с русскими. Переезд в степь можно рассматривать как символическое возвращение к историческим корням и как формирование свободной нации. Это прослеживается в архитектуре, а именно в элементах дизайна и оформления сооружений. Например, можно проследить определенный конфликт между двумя идеологиями в архитектуре, если в самом начале становления столицы мы видели сооружения построенные по принципу мирового опыта. Многие здания возведены преимущественно из стекла и были очень высокой этажности. ЖК «Изумрудный квартал», ЖК «Северное сияние», Transport Tower, Astana Tower, БЦ Москва и другие. Но на данный момент ситуация меняется и можно наблюдать больше казахских элементов в дизайне и на фасадах. Прослеживается тенденция казахской идеологии в таких постройках как, монумент Байтерек, Национальный Музей Республики Казахстан, Дворец Школьников, Хан-Шатыр. Город как бы стоит на перепутье и не может до конца определится какому стилю придерживаться. [6]
Нур-Султан как символ Казахстана
Нур-Султан был продвинут как символ, который будет способствовать национальной гордости и представлять Казахстан во всем мире. Нур-Султан представлен не только как первоначальная столица "евразийской" нации, но и как главное достижение Казахстана за столь короткое время независимости. Город быстро превратился в ключевой объект общественного внимания. В Нур-Султане проводились саммиты Организации по безопасности и сотрудничеству, 7-е зимние Азиатские игры, международная выставка EXPO 2017, что, безусловно, повышает престиж города. Организация таких важных мероприятий в Нур-Султане- это шанс представить миру новую столицу и тем самым продвинуть узнаваемость страны в мировом сообществе. Таким образом, сам Нур-Султан стал крупным символом определенных идей. Кроме того, Нур-Султан также продвигается как национальный «бренд». Несмотря на то, что Казахстан известен как крупный производитель нефти и владелец крупнейшего в мире объекта по запуску космических кораблей (Байконур), за 20 лет независимости Казахстан не разработал собственный бренд, который бы характеризовал страну. Нур-Султан стал идеальным брендом, представляющим Казахстан. Во-первых, это первая в мире столица, построенная в XXI веке, что дает Казахстану исключительный статус инициатора грандиозного проекта капитального строительства. Во-вторых, в архитектуре Нур-Султана воплощены национальные традиции и модернизм символизируя, таким образом, единство прошлого, настоящего и будущего. [8]
Вывод
Основная цель данной статьи - изучить роль новой столицы Казахстана в формировании национальной идентичности. Исследование показывает, что Нур-Султан - это проект, разработанный для того, чтобы отразить различные дискурсы, касающиеся развития Казахстана и казахской нации. Однако можно утверждать, что эти дискурсы не всегда последовательны и в действительности противоречат друг другу. Исследование показывает, что евразийское представление о многонациональной идентичности, выдвигаемое в качестве ключевого принципа государства, подвергается сомнению из-за развивающейся идеи казахского патриотизма. Следует отметить, что «Евразийство» стало официальным дискурсом, в то время как идея «казахской» идентичности распространялась только косвенно в выстроенной среде. Обе идеи воплощены в Нур-Султане: в ее городском пейзаже и в общем дискурсе города. Именно поэтому так сложно охарактеризовать архитектуру Нур-Султана ведь из-за изменений концепции меняется и облик столицы. Архитекторам необходимо решить проблему выражения и уникальности архитектуры, а также того, что сегодня называют «культурной и национальной идентичностью», с использованием новых материалов и технологий связать две концепции в одну и сделать что-то уникальное. Вот почему поиск путей выявления, приобретения и сохранения оригинальности в архитектуре разных стран и регионов становится все более актуальным.
Список литературы:
- Назарбаев, Н. Эпицентр Мира/ Н. Назарбаев. Алматы, 2003. – 301 с
- www.wikipedia.org
- Назарбаев, Н. В сердце Евразий / Алматы, 2005. - 265 с
- Alexander, C., Buchli, VA & Humphrey, C. (2007). Urban Life in Post-Soviet Asia. London: UCL Press.
- Brubaker, R. (1996). ‘Nationalizing states in the old, “New Europe”-and the new’, Ethnic and Racial studies, 19 (2), pp. 411-37
- Verdery, K. (1996). What Was Socialism, and What Comes Next? New-Jersey: Princeton University Press
- Астана: прошлое, настоящие и будущее https://www.voxpopuli.kz/history/-astana-proshloe-nastoyashchee-budushchee-12152.html
- Norberg-Schulz, C. 1971. Existence, Space and Architecture. New York: Praeger
дипломов
Оставить комментарий