Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2019 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Катин И.В. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ДОМАШНЕЕ ПРОИЗВОДСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(60).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ДОМАШНЕЕ ПРОИЗВОДСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ

Катин Игорь Васильевич

магистрант, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Орочоны живут в юртах летних и зимних. Юрты их строятся из тонких жердей, которые укрепляются в землю кругообразно, а сверху сходятся конусом и скрепляются. Нижний круг юрты имеет величину сообразную с численностью семейства. Летние юрты перекрываются берестяными полосами. Полосы приготавливаются в июле, когда кора деревьев еще не бывает отсочившейся.

Кору вываривают до тех пор, пока она не примет мягкости кожи, а затем уж сшивают в полосы. Зимою юрты прикрываются полотнищами, сшитыми из выделанной кожи лося. Данное жилище у эвенков-орочонов называлось. Это было переносное и разборное жилище, которое эвенк мог поставить на новом месте за несколько минут.

К началу ХХ века у эвенков-орочонов чум использовался только в шаманских обрядах, жили они в основном в палатках с железной печью, заимствованных у золотопромышленников и существенно усовершенствованных. Палатки шили прямоугольной формы с вертикальными стенками и двускатной крышей, растягивали на шестах. Часто в них вшивали окна из тонкого светлого материала. Печь устанавливали посередине, а трубу коленом выводили только через переднюю часть. На пол чума или палатки настилали толстым слоем ветки лиственницы. [3, с. 17-18]

В летнее время варили у палатки на открытом воздухе. Над костром ставили треногу с крючьями для подвешивания котлов.

В любом виде жилищ выделялись следующие места: малу – для почетных гостей против входа за очагом; бе – влево и вправо от очага для членов семьи; чопа – для хозяйственных вещей у входа; дальба – место хозяйки рядом с чопа.

Временными жилищами оленеводов-охотников служили односкатный шалаш, изготовленный из кольев и веток, и односпальная палатка на четырех кольях, параллелепипед.

Хозяйственные постройки у эвенков-орочонов – лабазы, изгороди, теневые навесы для оленей, вешала под мясо, рыбу, вещи. Существовало 4 вида лабазов, предназначались они для долговременного хранения вещей и продуктов. Теневые навесы устраивали только на летних стойбищах. Располагали в небольших, хорошо продуваемых колках. На сучьях деревьев при помощи жердей и лапника делали настил высотой до 3 м., стены с двух сторон закрывали порослью лиственницы. Величина навеса зависела от количества оленей в стаде.

Изгороди применялись на всех видах пастбищ, чтобы удерживать оленей на определенной территории. Сооружались в местах с узкими естественными проходами. Загон являлся неотъемлемой частью стойбища во все времена года. Предназначался для временного содержания животных. Для его изготовления концы лесин накладывались одна на другую. Вешала для мяса, рыбы и одежды делались однотипно. Брали жердь и клали на сучья между двумя деревьями. Вещи для длительного хранения сверху накрывали тисками или над ними устраивали крышу. Вещи, которые не понадобятся в ближайшее время, складываются в лабаз, но не от людей, а от диких зверей. [2, с. 211]

Юрты у манегров такие же, как и у орочон. Сначала делается каркас из жердей, снаружи каркас обшивается берестой. Зимой к бересте крепятся полувыделанные лосиные кожи, в нижней части юрты. Дверь завешивается пологом из лосиных шкур или сшитых рабьих кож. На середине юрты очаг. Вокруг него лежанки из сена, покрытые меховыми ковриками, на всех членов семьи, у каждого своя. Для сбережений зимних запасов, а также и другого имущества, например, одежды, манегры устраивают в лесах около юрт особенные подставки. Дёлкан состоит из нескольких врытых в землю кольев 5-8 фут высотой, на которую и утверждена жердяная настилка. Крышей служит береста.

Основными средствами передвижения эвенков-орочонов были оленный транспорт, лодка и лыжи. Олень использовался под верховую езду, вьюк и в упряжке. Существовало много разновидностей седел: два типа вьючных эмэгэн и даннэ, женское и мужское верховые – нама, детские – эмкору и турул.

Все типы седел укладываются на холку оленя и затягиваются через заднюю часть подпругой. Подпруга всегда с одной стороны имела кольцо или пряжку. Для перекочевки в зимнее время пользовались нартами.  Существовало три типа нарт: легковые, грузовые, детские. Грузовая нарта была длиннее и шире легковой. Детская нарта полностью копировала грузовую, только сверху настраивали кошеву или шалаш. Для перевозки грузов под вьюком использовали четыре вида вьючных сумок. Под вьюком олени работают в большинстве случаев 5-6 месяцев в году. Многих оленей, работающих летом под вьюком, зимой запрягают в нарты. Вес вьюков превышает 25-30 кг, иногда 40-50 кг. По хорошей ровной тропе олени с вьюком в 25-30 кг. движутся со скоростью 3-4 км. в час. [3, с. 34] 

Нагрузка на нарты прежде всего зависит от состояния оленей, дороги и расстояния. На нарты при парной запряжке грузят 180-230 кг. По хорошей дороге они движутся со скоростью 12-13 км. в час. Налегке, по хорошей дороге расстояние в 50 км. проходят за 2 часа.

Верховые олени работают напряженно в течение почти всего года. Во время присмотра за оленями и охоты эвенки ездят только верхом. Верховому оленю приходится возить седока, вес которого в 2-3 раза больше, чем у вьюка. При живом весе 130-14 кг. самцы-кастраты могут проехать со всадником весом 75-90 кг. большие расстояния. [3, с. 34] 

Для передвижения по воде эвенки-орочоны использовали берестяные лодки-олирочки, долбленные обласки и плоты. Лодки были предназначены в основном для ловли рыбы и охоты. Плотами пользовались только во время кочевок для переправы через большие реки. Во время весенней охоты по насту, зимних перекочевок по глубокому снегу и через перевалы эвенки-орочоны пользовались лыжами, подшитыми камусом.

При ходьбе на лыжах использовалась палка, которая служила упором для стрельбы из ружья, багром для подтягивания через завалы и крутые подъемы. С одной стороны, у лыжной палки крепилось кольцо, с другой - металлический крюк.

В конце ХIХ начале ХХ вв. у эвенков-орочонов наряду с покупкой широко бытовала и одежда, которую шили самостоятельно для себя.

Для изготовления одежды использовали шкуры парнокопытных и пушных животных, рыбы, птиц, но основу составляли ровдуга, камус и покупные ткани. Особенно популярны были грубошерстное цветное сукно и хлопчатобумажные полотна.

Традиционный костюм эвенков, в том числе и орочонов, состоял из не сходящегося на груди кафтана, нагрудника, натазника, ноговиц, унтов и шапки. Надевали его на голое тело.  Летний костюм шили из ровдуги, а зимний из шкур оленя мехом наружу. Покрой для всех времен года был одинаков. Детская одежда по материалам, раскрою и шитью не отличалась от взрослой. [1, с. 126]

К началу ХХ в. в связи с интенсивным освоением территории русскими происходят резкие изменения в одежде эвенков-орочонов. Появляются рубахи, брюки, куртки, дохи, перчатки.

Но во всей вновь осваиваемой одежде можно пронаблюдать специфические традиционные черты, присущие одежде эвенков.

Волосы эвенки прежде не подстригали, связывали их на затылке узкой орнаментированной полоской. В конце ХIХ в. у мужчин появился обычай стричь волосы в кружок, длиной до плеч.

Изготовление домашней утвари и предметов промысла являлось одной из основных отраслей хозяйственной деятельности, формировавших быт и материальную культуру эвенков-орочонов.

Металлообработка, поделки из дерева, кости, рога считались мужским занятием. Всеми этими навыками обладал практически каждый эвенк.

К концу ХIХ – началу ХХ вв. эвенки-орочоны не знали способов добычи руды и плавки железа. Изготавливали изделия, главным образом, путем перековки старых ненужных вещей. Сырье доставали сами или получали от заказчиков. У каждой совместно кочевавшей группы орочонов имелся кузнечный набор инструментов. Изготавливались разнообразные орудия труда – ножи, пальмы, остроги, скребла, струги, тесла, топоры, наконечники, гвозди, части оленьей упряжки, отливали пули, делали украшения и т.д. [3, с. 69]

Кость и рог использовались для изготовления лук сёдел, пластин для привязывания оленей в караване, всевозможных колец, крючков, пряжек, напальников, наконечников стрел, домашней и ритуальной утвари.

Деревообработка являлась одной из основных отраслей домашнего хозяйства. Из дерева изготавливали кухонную посуду, ящики для слесарных и столярных инструментов, посуды, столики, детские колыбели, оленьи седла, нарты, лыжи, лодки и т.д. Обработка бересты, выделка шкур и изготовление из них предметов обихода и вещей являлась женским занятием.

Так выглядит материальная культура и домашнее хозяйство коренных народов Приамурья.

 

Список литературы:

  1. Василевич Г.М. Тунгусский кафтан. - СПб.: МАЭ и этнографии, 1958. – С. 122-178.
  2. Карлов В.В. Эвенки. Вопросы истории. 1970. - № 8. – С. 209-216.
  3. Мазин А.И. Материальная культура и хозяйство амурских эвенков: учебное пособие для студентов вузов. - Благовещенск.: БГПУ, 2003. – 176 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.