Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Морозова А.А. Балы XVIII- XIX века в России. // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Балы XVIII- XIX века в России.

Морозова Анастасия Александровна

студент, кафедра филологии и истории, г. Елабуга

Маслова Инга Владимировна

научный руководитель,

доктор исторических наук, профессор кафедры Всеобщая и Отечественная история ЕИКФУ

г. Елабуга

Наверное, каждый из нас, слыша о XVIII - XIX веках, представляет себе Санкт-Петербург, прекрасные балы, дам в роскошных платьях и мужественных кавалеров. Красивая сказка возникает в наших фантазиях. Человек и танец это две неразрывные вещи. Танец - это целая жизнь. Свое начало он берет вместе с появлением человека. Действительно, изучая танец можно более полно исследовать ту или иную эпоху, и прочувствовать дух того времени. В данной статье речь пойдет о развитие бала в России XVIII- XIX веках. Бал- это часть повседневной жизни дворян, данная тема актуальна, так как на сегодняшний день изучение повседневности вызывает интерес у историков.

Откуда же берет свое начало бал? Это слово заимствовано из французского языка «baller» что означает «танцевать». Мода к танцам пришла к нам из Европы. Первым достоверным сведением стала свадьба Карла VI с Изабеллой Баварской в 1325 году. Но по-настоящему балы обрели знакомую нам форму во времена Людовика XIV. Его приемы были роскошными. Многим Европейским странам стали по душе танцевальные вечера. Во Франции бальному церемониалу уделялось особое значение, танцы следовали друг за другом в особом порядке, нередко приглашались танцоры и певцы. [1].

Первое упоминание о балах в России встречается в период правления Лжедмитрия I. В 1606 году на свадьбе Лжедмитрия и Марии Мнишек впервые после торжества гостям было предложено потанцевать. Таким образом, бал был открыт. Но к сожалению, его правление было не долгим и танцы не вошли в обыденную жизнь русских людей. Почти на сто лет Россия забудет их, но Петр I вновь вернет бал в придворную жизнь. 26 ноября 1718 года он издал указ об ассамблеях. «Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное; в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела; друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слушать, что где делается, притом же и забава». Кроме того, Петр I регламентировал поведение на ассамблеях. Вот один из указов: «Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть». [1].

На ассамблеях танцевали, пили вино, курили трубки, беседовали, играли в шахматы. Из - за границы завозили инструменты, приглашали оркестры, дело это было очень затратным, однако стоило того. На них могли присутствовать все опрятно одетые люди, конечно исключая крестьян и слуг. Петр всячески награждал бояр, которые создавали оркестры для ассамблей, а также приветствовал доморощенных музыкантов. [3, стр. 123 с.].

 В романе А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» описывается ассамблея: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее». [4, стр. 7-44 с.].

Исследователи 19 века считали, что указом об ассамблеях, Петр I сделал шаг к тому, чтобы женщины занимали положение такое же, как в Европе. Так же нельзя не отметить того, что данный указ сближал Россию с Западными державами.

 

http://2.bp.blogspot.com/-wXwPNRl7bOI/UojfXOOzadI/AAAAAAAAByA/e4H0ML6ouFA/s1600/untitled3.png

Рисунок 1. Клавдий Васильевич Лебедев.  Ассамблеи при дворе Петра I.

 

Балы Петровского времени перетерпливают изменения, становятся частью жизни дворянского сословия, не просто развлечением для них, но также местом для решения дел. Постепенно вырабатывается особый ритуал бала, его последовательность и особые элементы. Вся церемония складывалась в театральное представление. Бал проходил в больших, великолепных залах, окруженных колонами, освещенный большим количеством свечей и хрустальными люстрами.

 

Рисунок 2. Адоль Менцель. Ужин на балу 1878 г.

 

С 5 - 6 лет дети дворян начинались обучаться танцам. В будущем это придавало им уверенность, приучало их вежливости и безупречным манерам. В светском обществе они чувствовали себя опытными актерами.

Бал начала XIX века начинался полонезом - он был первым открывающим, торжественным танцем. Это был достаточно медленный танец, который в полной мере показывал красоту кавалеров и их дам. Бал был тем сказочным местом, на котором можно было проявить нежность чувств, кружив в вихре вальса, можно было передать записку о своих чувствах. Центральным танцем бала была - мазурка.  В этом танце кавалер показывал умение делать прыжки «антраша», а дама свою изящность, плавность и грациозность. [2, стр. 670с].

 Бальная мода XIX века состояла из изящных нарядов, аксессуаров. Внешний вид был обозначен этикетом. Кавалеры были одеты в черные фраки, белые перчатки, галстуки, а военнослужащие в парадные мундиры. Женские наряды - платья отличались открытостью плеч, глубоким декольте и пышностью. Они дополнялись лентами и цветами, что придавало в танце наибольшую легкость. Важным аксессуаром, как для дам, так и для кавалеров были - перчатки. Они должны были быть белоснежными. Перчатки не снимались на протяжении всей церемонии, это считалось дурным тоном.  Бал подчеркивал особенность привилегированного дворянского сословия. [5].

 Таким образом, проникновение балла в русское общество придавало более интенсивное развитие культуры. Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века.

 

Список литературы:

  1.  Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. [Электронный ресурс] - режим доступа URL: http://royallib.com/book/korotkova_marina/puteshestvie_v_istoriyu_russkogo_bita.html (дата обращения 25.10.2016)
  2. Лотман Ю.М Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Искусство – СПБ, 1994. -670 с.
  3.  Павленко Н.И. Петр Первый и его время, Москва «Просвещение» 1983. -123 с.
  4.  Пушкин А.С собрание сочинений, топ пятый, романы, повести. Государственное издательство Художественной литературы Москва 1960 г.- 7-44 с.
  5. Хомякова. И. Бальная мода XIX века. - 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/2890587/post95076949/ (дата обращения 03.11.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.