Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Титова А.Е. РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВИКОВ ВОЛГОГРАДА) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВИКОВ ВОЛГОГРАДА)

Титова Александра Евгеньевна

студент факультета экономики и управления ВолгГТУ, г. Волгоград

Ситникова Ольга Ивановна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ВолгГТУ, г. Волгоград

Современному человеку мир предоставляет широкий ряд возможностей для реализации любых своих потребностей. Одной из таких потребностей является самореализация, для которой у каждого из нас найдется определенное хобби. Сегодня все громче заявляет о себе одно из самых крупных и интересных увлечений современного общества – ролевые игры или, как их по другому называют, игры живого действия. Такое хобби может стать увлечением всей жизни, ведь это далеко не простое, а очень серьезное времяпрепровождение. Ориентация данной субкультуры на независимость и самобытность является фактором, поднимающим вопрос о значимости исследований, направленных на выявление особенностей и специфики данного молодежного объединения [2].

Ролевые игры – это интеллектуальное развлечение, которое заключается в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов и с участием ведущего - «мастера», исполняющего функции сценариста и арбитра [3]. Участники ролевых игр действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Субкультура ролевых игр появилась в конце 1980-х гг. Первые ролевые игры в России проводились на основе книг Дж. P. P. Толкиена, сейчас же могут быть посвящены практически любой тематике.   В разных городах нашей страны мы иногда можем наблюдать завораживающую картину: людей, сражающихся на мечах, одетых в доспехи со щитом в руках, а также прекрасных дам в старинных нарядах. Субкультура отсылает простого наблюдателя к истокам истории, а участников полностью заставляет в нее погрузиться. Традиция маскарада очень древняя и всегда несет элемент праздника. Сегодня игра в «переодевания» и смену социальных ролей переживает новый всплеск [6, с. 17]. Число любителей ролевых игр насчитывает десятки тысяч человек как в России, так и по всему миру, и постоянно растет.

Носителями субкультуры ролевых игр являются преимущественно жители городов — старшие школьники, студенты и молодые специалисты (возраст — от 15 до 30 лет). Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Клуб любителей ролевых игр существует давно и в г. Волгограде. Он объединяет людей разных возрастов и профессий. Сегодня существует несколько основных мест, где можно познакомиться с данным увлечением поближе. Это тайм-кафе «Clever» и антикафе «Берегите время». Клуб ведет активную деятельность, проводит самые настоящие ролевые балы: «Ночь в тоскливом октябре» по одноименной книге Р. Желязны, «Город летающих китов» по роману Грея Ф. Грина «Кетополис: Киты и Броненосцы», а также многое другое. Один из таких балов – «Танец драконов», его тематика была посвящена известному романа Дж. Мартина «Игра престолов». Любой желающий мог перевоплотиться в персонажа той эпохи, стать лордом и леди Семи Королевств.

Данный вид досуга оказывает непосредственное влияние на воспитание человека. Советский педагог Эльконин Д. Б. еще в 70-е годы XX века писал о положительном влиянии ролевых игр на развитие детей [7]. Что же снова и снова привлекает людей к данному варианту своего досуга, что особенного они находят и как раскрывают себя с помощью ролевого творчества?

Конечно, люди идут на игры прежде всего ради приятного и интересного времяпрепровождения. В тоже время согласно Маслоу мотивации могут быть самыми разными. Самое интересное и важное – человек может попробовать себя в новом амплуа и примерить на себя самые неожиданные роли, которые было бы невозможно представить в повседневной жизни. Это помогает людям подготовиться к различным жизненным ситуациям. Это не только мир фантазий, который раскрывается лишь силой воображения, он очень хорошо переносится в реальность [5, с. 169]. Сокровища множества поколений воплощаются в реальность наших дней, взглянуть на это прекрасно как с внешней, так и с внутренней стороны происходящего действия.

С 23 апреля по 1 мая 2016 г. в Волгограде прошло крупномасштабное мероприятие, городская ролевая игра живого действия «Рукописи не горят» по известному роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Организаторами мероприятия стала мастерская группа «Крайность» со своими мастерами Брежневой Мариной и Макаровым Романом.

В основе игры лежали события романа, происходящие в Москве 1927 г., в ней присутствовали герои как самого романа, так и персонажи, отправленные туда силой воображения. На протяжении недели свершались захватывающие события, созданные мастерами и проделками свиты Воланда. Игроки смогли побывать на Патриарших прудах, которыми стал парк на пл. Чекистов, а также – в ресторане «Грибоедов», где восседали на собраниях члены МАССОЛИТа, поэты и писатели.

Дальнейшими событиями были литературные и художественные вечера, организованные МАССОЛИТом, расследование НКВД, которое непрерывно искало виновников безобразий, творившихся вокруг «нехорошей квартиры», а также по завершению – «Бал ста королей». «Бал ста королей» являлся главным игровым событием, которому отводилось особое внимание, там каждый присутствующий обязан был засвидетельствовать свое почтение королеве Маргарите, а также отдаться прекрасной музыке. Все игроки на протяжении игры имели документы, без которых они могли быть задержаны. Они имели также игровую валюту, червонцы разного номинала.

Особенности игр, привлекающие людей разных возрастных категорий к данному варианту досуга, заключаются в том, что игры живого действия захватывают разные жизненные аспекты, каждый может самостоятельно выбрать образ подходящий под его мировоззрение, характер и намерение. Тем самым они могут удовлетворить потребность самореализации в любой области жизнедеятельности. Это пространство свободного взаимодействия личностей, взаимодействие воль, взаимодействие замыслов игроков [4, с. 226–227].

Учитывая разносторонность человеческой натуры, всегда можно оставаться «за кулисами» происходящих действий, создавая атмосферу игровых действий, организовывая игру, подготавливая разные ее составляющие: костюмы и аксессуары, предметы декора, оружие и доспехи, а также многое другое.

Анкетирование участников показало, что ролевые игры играют в человеческом развитии немаловажную роль. Тихонова Мария, 28 лет: «Изменились я и мой круг общения. Раскрепостилась, стала уверенной в себе и поняла, что нравлюсь людям. Это придало мне сил, чтобы встать на ноги в реальной жизни и обеспечить себя. Поняла, что могу сделать все, что пожелаю» [1]. Сасыкова Анастасия,19 лет: «Я стала более разносторонней, мне стало легче заводить знакомства с людьми, я более полно и ярко испытываю эмоции, мне легче смотреть на мир с разных сторон» [1].

Можно сделать вывод, что субкультурный феномен – ролевые игры живого действия – оказывает серьезное воздействие на развитие человеческого потенциала, открывая человеку пути для самореализации в самых непредсказуемых и захватывающих формах, что помогает развиваться не только в сфере, выбранной человеком осознанно, а также – в тех, с которыми он соприкасается на пути к самосовершенствованию.

 

Список литературы:

  1. Материалы опроса участников ролевых игр г. Волгограда.
  2. Орлов Д. В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06.  Саратов, 2009. – 148 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/401525.html (дата обращения 10.05. 2016)
  3. Писаревская Д. Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07 Москва, 2009. – 263 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.dslib.net/etnografia/fenomen-subkultury-rolevyh-igr-v-sovremennom-obwestve.html (дата обращения 10.05. 2016)
  4. Слюсарчук Ф. Credo, или пять тезисов о ролевых играх // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там: ролевой конвент «Комкон», Москва 14–17 марта 2013 г.: сборник статей / под ред. А. И. Федосеева. – Москва: МАКС Пресс, 2013. – 281 с.
  5. Фрид М. Мотивация поведения на РИ // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14–17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 281 с.
  6. Хохлова А. О развитии ролевых игр в России // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 281 с.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры.  М., Педагогика. – 1978. – 304 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: /http://anastasiya-shulgina.narod.ru/ID_016_012_022.htm (дата обращения 15.05. 2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.