Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВАНА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА Г. ХАНОЙ
Ву Тхи Ню Ша
Студентка 3 курса кафедры социологии РУДН, г Москва
Email: nhusha.vu@yandex.ru
Подвойский Денис Глебович
Научный руководитель, канд.филос.н., доцент, г Москва
Сегодня большая часть населения нашей планеты проживает в городах. С городом связана экономика, культура, политика. В мире происходит постоянный процесс роста городов. Многие города превращаются в мегаполисы и агломерации, и этот процесс физического разрастания городского пространства сопровождается ростом и усложнением городских проблем: экологических, социальных, экономических, политических. Очевидно, поэтому урбанизация как явление в последнее время стала универсальной темой изучения разных дисциплин: географии, антропологии, архитектуры, социологии, экономики, истории, политологии. Так, для одних наук особый интерес представляют взаимоотношения города и товарного рынка, политических институтов [1, c. 43], а также городской быт и разные стороны жизни обитателей города. Городской ландшафт ‑ физический образ города – является предметом архитектуры. Для социологии же интерес представляет взаимовлияние городской среды и человеческого общества.
Изучением города, его проблем и путей дальнейшего развития занимается отдельная отрасль социологии ‑ социология города (Urban Sociology). Исследованиям города посвящены работы многих известных социологов: Макса Вебера, Роберта Парка, Эрнеста Бержесса, Луиса Вирта, Давида Харви, Льюиса Мамфорда, Майка Дэвиса и других ученых.
Ученые, исследующие город, изучают различные факторы его социальной жизни: структуру и социальную иерархию городского населения, формы и пути его миграции, причины возникновения бедности и неравенства, причины городских беспорядков, маргинальные городские слои, историческое развитие самого процесса урбанизации, влияние жизни в городе на взаимоотношения, поведение и менталитет горожан, проблемы экологии города, формирование мегаполисов и эволюцию их роли в обществе, городское планирование, качество жизни горожан и другие проблемы, возникающие в больших городах. Кроме того, ученые урбанисты не только изучают историю и «прошлое» города. На основе своих исследований они предсказывают дальнейшую тенденцию развития городов, их перспективы.
Сегодня город задает характеристики современного общества, траектории его изменения. Таким образом, изучая город и социальное пространство, становится возможным решать проблемы, связанные с современными тенденциями в экономике, политике, культуре и других сферах, влияющих на жизнь общества.
В рамках городских исследований существует множество направлений. Особенно интересны такие проблемы как формы города и городские пространства, культура городской жизни, роль горожан в развитии города, будущее развитие городов и другие темы, среди которых особо значимым является понятие городского пространства.
Что же представляет собой понятие "городское пространство"? Основоположником социологии пространства называют Г.Зиммеля. Он считал, что пространство социально потому, что оно освоено человеком. И по этой же причине оно может иметь границы, которые, в свою очередь, определяются распространением влияния, действующими связями, зонами деятельности человека. Поэтому взаимодействие людей относительно пространства есть наполнение его, придание ему социального значения [6, c. 330].
Ганс-Дитер Эверс и Рюдигер Корф в своей книге «Урбанизм Юго-восточной Азии. Значение и влияние социального пространства» высказывают идею о том, что сегодня в результате глобализации понятие места и пространства становится абстрактным. Потоки товаров, информации, капитала и средств, которые способствовали развитию и подъему городской системы, - все это привело к потере связи с определенным местом [8].
Луис Вирт исследует городской образ жизни и в своих трудах доказывает, что он способствует заметному ослаблению первичных связей, они становятся фрагментарными и более поверхностными.
В своей работе «Урбанизм как образ жизни» Вирт вводит такое понятие как дифференциация, которая происходит под воздействием экономических процессов и специализации деятельности населения. Эти процессы способствуют росту обособленности и дроблению населения в городской жизни. Кроме этого Вирт разработал понятие городского образа жизни, противопоставляя его традиционному образу жизни в сельской общине [2, c. 93‑118].
Э. Сойя пишет, что за последние десять лет произошло нечто, что привело к всплеску интереса к городам и критической пространственной мысли, которое привело к переосмыслению канонических идей почти во всех областях науки [5, c. 130‑140].
Таким образом, городское пространство с каждым днем представляет все больший интерес для исследований. Однако, многие вопросы причин и структуры процессов, происходящих в постоянно меняющемся и развивающемся городе, а именно - отдельных его значимых зонах, до конца не уяснены и не описаны. Поэтому мы и решили обратиться к изучению социального пространства центра города.
Актуальность данной темы объясняется тем, что сегодня город - это дом для миллионов людей, которые постепенно меняют его лицо. Особенно интересно исследовать изменения, происходящие в центре города, потому что как самая старая часть любого города и самая привлекательная для ведения торгово-коммерческой, административной, религиозной и культурной деятельности его жителей, центр подвергается наибольшим изменениям (если не архитектурным, то именно социальным) в ходе истории. Изучение процесса изменения городского центра необходимо для дальнейшего планирования, предсказания, регулирования процесса развития города с целью улучшения условий жизни городского населения.
В связи с вышесказанным целью данной работы является исследование городского пространства центра города (на примере города Ханой) и обобщение влияния исторических, политических и экономических событий на внешний облик городского центра, его социальную стратификацию и миграцию в городе, кроме того, мы бы хотели исследовать изменения, произошедшие в центре Ханоя и внести свой вклад в изучение своего родного города.
Урбанистические исследования во Вьетнаме только зарождаются. В последнее десятилетие они преимущественно сосредоточены на истории развития Ханоя. Образ Ханоя привлекает многих зарубежных специалистов. Особого внимания заслуживает недавно опубликованный представительный труд по истории Ханоя французского ученого Филиппа Папена, который, рассматривая историю развития города с древних времен до наших дней, описывает не только изменения в его архитектурном облике, но и все те исторические процессы (смена императорских династий, период колонизации, революцию и войны), которыми во многом определялась городская жизнь [14].
Историко-социальные процессы, формировавшие Ханой на протяжении тысячелетия, находятся в фокусе внимания другого ученого, австралийского историка и урбаниста Вильяма Логана. В. Логан анализирует влияние идеологий, памяти и культурного наследия на развитие Ханоя. Вехами в его публикации проходит доколониальный город, роль китайского воздействия на его становление, Ханой как столица французского Индокитая, антиколониальная война Сопротивления, Ханой во время вьетнамо-американской войны, социалистическое лицо Ханоя, Ханой во время вьетнамской перестройки и введения свободной экономики, растущий плюрализм накануне нового тысячелетия. В своей публикации автор описывает, как облик города меняется в зависимости от политических, культурных и экономических условий, внешних воздействий и миграций [10].
Существует несколько международных проектов, связанных с исследованием городского физического и социального пространства Ханоя с целью использования в дальнейшем результатов исследований в городском планировании. Французско-вьетнамский проект, осуществлявшийся на рубеже тысячелетий, связан с гуманизацией урбанистических знаний и теорий. В публикации, подводящей итог исследованию, рассматриваются вопросы истории, экологических проблем, архитектуры и сохранения культурного наследия, социальной стратификации городского населения и ее отражение в структуре городских районов, будущего Ханоя как мегаполиса.
Ханой - это не только столица Вьетнама, его культурный, политический и исторический центр, это прежде всего место, которое стало домом для 6448837 человек, в этом городе плотность населения составляет 1979 человек на квадратный километр. История города Ханой насчитывает уже более тысячи лет. За это время его облик сильно поменялся: одни районы исчезали, другие появлялись, менялась география города, но тем не менее существует такое место, которое сохраняло структуру, назначение и облик в течение нескольких столетий и с определенными изменениями, но прежней своей функцией вошло в текущий век – это торговый центр города.
Официальная история города начинается с 1010 года, когда император Ли Тхай То (Lí Thái Tổ) приказал возвести город, который назвали Тханг Лонг (Thăng Long), что в переводе означает «Взлетающий Дракон», и перенести сюда столицу государства Дайковьет (Đại Cồ Việt) из города Хоалы (Hoa Lư), однако, известно, что еще во времена китайского господства в этом районе уже существовали поселения и китайская крепость. До сих пор существует множество объяснений выбора места для столицы Тханг Лонг. Например, историк Нгуен Лыонг Бить (Nguyễn Lương Bích) считает, что выбор был сделан и не случайно, и не по причине существования здесь ранней китайской крепости. Он утверждает, что строительство Тханг Лонга соответствовало социально-экономическим потребностям страны к одиннадцатому веку и было обусловлено развитием вьетнамского общества, другими словами, на фоне существования военных, политических и инженерных достижений, это место должно было быть центральным для управления, а гладкая равнина позволяла вовремя заметить потенциальных врагов. Французские историки Безакьер и Азамбр говорят, что место было выбрано в соответствии с требования геомантии.
В 1831 году по указу императора Минь Манга (Minh Mạng) название поменяли на современное - Ханой, что в переводе означает «город между рек». Город Тханг Лонг изначально состоял из двух основных районов: Императорской цитадели и коммерческого квартала. Таким образом, большая часть истории Ханоя связана именно с историей старинного квартала. Именно он – это самая древняя часть города, которая была наиболее густо населена и являлась самой богатой на протяжении всей истории Вьетнама. Возраст некоторых архитектурных сооружений района насчитывает около 1000 лет, хотя «появление первых объединений ремесленников в округе озера Хоан Кием приходится на 8-й век» [9, c. 163], - указывает Лилиан Холлс-Френч.
Район, который сегодня принято называть старинным кварталом имеет треугольную форму, его южная граница проходит у озера Возвращенного Меча, восточная – у вала на улице Чан Ньят Зуат (Trần Nhật Duật), на западе ‑ у стены бывшей цитадели императоров династии Нгуен на улице Ли Нам Де (Lý Nam Đế). По улице Ханг Дау (Hàng Đậu) проходит северная граница района. Географическое положение квартала было идеальным: с одной стороны он граничил с императорской цитаделью, с другой ‑ с Красной рекой и рекой То Лик (Tô Lịch), которые были транспортными артериями города.
Во времена династии Ле (1428 – 1788 гг.) весь торговый квартал был разделен на 36 небольших кварталов. Каждый их них представлял собой «деревню», которая специализировалась на одном виде производства, эти «деревни» сродни средневековым гильдиям. В соответствии с теорией "естественного зонирования" Р. Парка, люди, объединенные общим интересом селятся рядом. Парк писал, что люди живут вместе не потому, что они похожи, а потому что они нужны друг другу и их связывают не столько социальные связи, сколько символические [3, c. 10]. Таким образом, образование гильдий, специализирующихся на производстве того или иного товара - вполне закономерно.
Обычно названия кварталов, где располагались гильдии, состоят из двух частей, одна из которых обозначает само слово товар (ханг - Hàng), а другая указывала на специализацию данной «деревни». Например, Ханг Бак (Hàng Bạc), где Ханг – это товар, а Бак – серебро; Ханг Куат, где Ханг-товар, а Куат ‑ веер.
Члены гильдий жили и работали вместе, развивали системы транспортировки материалов для изготовления изделий в «деревню», а готовой продукции - на улицы, где можно было ее продать. Каждая гильдия была небольшим поселением, отгороженным от других воротами и бамбуковой изгородью.
Каждая гильдия почитала своего основателя, он становился святым, и ему поклонялись в общинном доме, который находился в центре каждой «деревни». К сожалению, в связи с угасанием деятельности гильдий, с увеличением потребности в расширении площадей для магазинов и жизни, многие общинные дома были перестроены для других общественных нужд.
Конкретизируя вышесказанное, перечислим некоторые гильдии, род их занятий и укажем на их локализацию в структуре торгового городского пространства.
Улица Ханг Бак (Hàng Bạc, bạc - серебро) - место, где производили серебряные изделия, меняли деньги. На улице Ханг Бе (Hàng Bè, bè - плот), строили и продавали плоты, так как она находилась рядом с Красной рекой. Улица Ханг Бо (Hàng Bồ, bồ - круглая коробка, бочка: раньше здесь производили бочки из бамбука для хранения товаров, кроме того здесь продавалась разная плетеная продукция из бамбука. Улица Ханг Буом (Hàng Buồm, buồm - парус) – эта гильдия занималась производством парусов. До настоящего времени сохранилось лишь несколько улиц, жители которых продолжают заниматься традиционным ремеслом (например, Ханг Бак – торговля серебром, Ханг Че – торговля бамбуком, Ханг Ма – торговля традиционными ритуальными изделиями) и некоторые другие.
Анализируя структурные, функциональные и морфологические (архитектурные) особенности старого центра, исследователь города Нгуен Куок Тхонг указывает на то, что старинный квартал 36 улиц развивается с начала его основания на традиционной социально-экономической основе, что характеризуется смешением использования городского пространства (место проживания, ремесленническая деятельность и производство и изготовление предметов декоративно-прикладного искусства, коммерция и место культовых церемоний). Структурные базовые элементы городского пространства здесь - это старинные строения, узкие торговые улочки и фыонг (phuong) - городская "деревня", представляющая собой аналог/остаток сельской общины, имеющей во Вьетнаме как четкую организацию, так и непреходящую значимость в социальной жизни народа [13, c. 20].
В плане функциональном квартал 36 улиц остается всегда ремесленно-торговым центром, одновременно и местом проживания тех, кто ведет эту деятельность. Многообразие социально-экономических категорий жителей этого района обеспечивает сложность строения деятельности в нем, которая сочетает в себе коммерцию и обслуживание, культурную и религиозную деятельность. Это функциональное смешение в данном секторе городского пространства и обеспечивает специфику жизни старинного квартала. В плане морфологического (архитектурного) строения квартала, он характеризуется наличием узких и неупорядоченных улиц (шириной в 4‑10 метров), низкими длинными слепленными друг с другом домами, местами разделенными переулками-проходами.
Кроме того, необходимо обратить внимание на начинающиеся трансформации архитектурного лица старинного района, отмечая что до конца 80-х годов ХХ века архитектурная структура квартала сохранялась в довольно гомогенном ансамбле, который объединял в себе старинные вьетнамские дома в один - два этажа, построенные из местных материалов (кирпич, дерево, черепица), китайские, более богато украшенные строения, французские дома двух - трех уровней и различных западных стилей и небольшое количество более современных бетонных домов, возведенных в 1970-е годы. Все эти типы строений сочетались довольно гармонично, но в настоящее время наблюдается тенденция к вертикализации и использованию новых материалов в строительстве (бетон, отделочный камень, стекло). Это нарушает визуальную гомогенность квартала.
За свою тысячелетнюю историю город сильно изменил свой облик. В разные периоды, в зависимости от политических режимов, экономической ситуации центр города преображался, отражая социально-экономическую реальность эпохи.
Традиционные вьетнамские дома были очень узкими, в ширину они могли быть только 2 метра, но в длину они могли достигать 60 метров, их называли «дома-трубы» (потому что они напоминали строение бамбука, так как состояли из множества разных сегментов). Это было обусловлено высокими ценами на землю, как часто бывает в крупных густонаселенных городах, особенно если дом выходил на центральную торговую улицу. Чем больше ширина фасада, тем больше площадь магазина, а значит, торговые возможности и прибыль были больше, таким образом, ширина фасада часто соответствовала степени зажиточности его владельца. Фронтальная часть дома использовалась в качестве магазина, а остальная часть была выделена для членов семьи, прислуги и хозяйственных помещений.
В колониальное время Ханой привлекал многих французских архитекторов, которые вносили в город веяние европейской архитектуры. Наряду с традиционными домами начинают строить огромные виллы с использованием европейского стиля: смешение восточного и европейского стиля с одной стороны сделали район, в котором расположены виллы, не похожими ни на один другой, с другой стороны, виллы гармонировали с окружающим пейзажем, так как многие здания были построены недалеко от озер.
Изменяется и старинный квартал, исчезают ремесленные деревни, на многих улицах утрачивается или меняется специализация, так, например, улица Ханг Бонг, к сороковым годам ХХ века из «деревни», производящей изделия из хлопка и торгующей в основном тканями, матрацами и бумажными изделиями, превратилась в место жительства интеллигенции и владельцев довольно крупного частного бизнеса. В этот период архитектура домов менялась не сильно, в каждом доме жила одна семья, дома строились по традиционному принципу и состояли из множества строений. Но тем не менее, социальное положение новых обитателей улицы стало проявляться и в облике зданий. Фасады домов более зажиточных семей расширяются, в архитектуре начинает чувствоваться западное влияние, соединение традиционной структуры и европейского внешнего вида придавало домам определенную неповторимость и шарм.
Однако, после 1945 года ситуация резко меняется, происходит революция, к власти приходит коммунистическая партия. Пользуясь опытом «старших братьев» СССР и КНР, страна проводит экспроприацию собственности, национализацию заводов, буржуазия и интеллигенция в спешном порядке покидают страну. Такие масштабные события не могли не отразиться на внешнем облике города. Некогда просторные улицы, красивые виллы и традиционные дома зажиточных горожан преобразовываются до неузнаваемости: в экспроприированные дома селят крестьян и рабочих. В дома, когда-то принадлежавшие одной семье, селятся до 20 семей, которые ютятся в коморках по 10‑15 метров. Из-за недостатка жилплощади люди преобразовывают здания: делают надстройки, во дворах строят дополнительные помещения, перекраивают помещения; для того, чтобы проходить в свои комнатки, не мешая другим, в домах делаются системы переулков и коридоров. Дома стали собственностью государства, люди перестали следить за их внешним видом, все надстройки делались из подручных материалов, зачастую абсолютно не гармонируя с архитектурой дома. Все эти новшества сделали центр города уродливым, грязным и разнородным, у новых обитателей не было ни денег, ни желания, ни вкуса для поддержания своего окружения в надлежавшем виде, за все еще привлекательными, хотя и обветшавшими фасадами теперь скрывались настоящие трущобы. Таким образом, мы видим, что изменения политического и экономического строя оказало огромное влияние на социальную стратификацию в городе, преобразовало городское пространство.
Копирование модели народного хозяйства СССР привело Вьетнам к сильнейшему кризису, и поэтому в 1986 году под влиянием перестройки в СССР и реформ КНР Вьетнам начал проводить «политику обновления» («дой мой»). Во Вьетнаме работает китайская модель перестройки: либерализация экономики под контролем государства и коммунистической партии. Новый экономический курс привел к быстрому развитию торговли, начал процветать частный бизнес.
В конце 80-х годов в городе снова возрождается торговля, начинают появляться первые магазины. Экономический рост привел к обогащению части населения. Сегодня мы можем наблюдать процесс укрупнения собственности: многие дома, в которых проживает порою до 30 семей, скупаются богатыми людьми. Новые собственники разрушают старинные дома или более поздние здания колониальной эпохи и возводят на их месте новые, более современные строения. В настоящий момент в центре города появляется большое количество гостиниц, и, хотя строить здания выше 12 метров в высоту на старинных улицах запрещено законом, тем не менее, сегодня предприниматели обходят закон и возводят гостиницы в 8‑10 этажей. В центре города наблюдается определенная анархия в застройке, мы сталкиваемся с полным игнорированием закона о сохранении культурного наследия старинных улиц. Сегодня зданий со старой традиционной или колониальной архитектурой становится все меньше и меньше. Таким образом, изменения в экономике в очередной раз приводит к изменениям в социальной стратификации: центр города вновь становится элитным районом, где дома скупаются бизнесменами для частного бизнеса. В некоторых случаях, если вновь построенное здание предназначено для торговых целей, семья владельца, как и в прежние времена в традиционном доме, проживает в задней части вновь возведенного строения или на его верхних этажах.
В дальнейшем, процесс укрупнения собственности будет продолжаться и, я думаю, что в скором времени, из центра города исчезнут дома начала века, на смену им придет новое поколение многоэтажных гостиниц, банков и супермаркетов. Как мы видим, в ходе истории, в течение 150 лет под влиянием экономических и политических изменений в старинных кварталах городского центра несколько раз сменилась социальная стратификация населения. Данный факт соответствует теории Р. Парка о разделении города на определенные зоны, где селились люди сходной классовой, профессиональной или социальной принадлежности [4].
Таким образом, исследования изменений, происходивших в городском пространстве Ханоя, позволяет нам понять причину этих изменений и, возможно, предсказать, что ожидает этот город в будущем. Радикальные изменения политического и экономического строя каждый раз кардинально меняют не только «лицо» города, но и жизнь его обитателей: меняется состав населения, происходят изменения в социальной стратификации общества.
Центр торгового Ханоя представлял собой гомогенное образование – это является типичной чертой азиатского города в соответствии с определением Макса Вебера, который указывал на обрыв связей с местом рождения в европейском городе, здесь же связь с деревней проявляется не только в видах деятельности, но и в образе жизни.
Таким образом, изучая историю изменений, связанных с социальными и профессиональными характеристиками городского пространства только одного района, можно сделать вывод о социально-политических изменениях, происходящих в целой стране. Данные знания необходимы для регулирования развития городской инфраструктуры, дальнейшего планирования изменений в городском центре и влияния на процессы внутригородской миграции.
Список литературы
- Вагин В. В. Городская социология. Учебное пособие для муниципальных управляющих // Московский общественный научный фонд. Школа муниципального управления. М., 2000.
- Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Избранные работы по социологии. М., 2005.
- Парк Р. Э. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т.2. № 3.
- Парк Р. Э. Социология, сообщество и общество (фрагменты) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. М., 2000. № 3.
- Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства?// Логос. 2008.№ 3(66).
- Чернявская О. С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского.2008. № 5.
- Charbonneau F., Hau D. Hanoi. Enjeux moderns d'une ville millenaire. Montreal: Edition Trames, 2002.
- Evers H.-D., Korff R. Southeast Asian Urbanism. The meaning and power of social space. N.Y. ‑ Singapore: St. Martin’s Press, 2001.
- Lilian H.-F. Organisation sociale des quartiers et de l’habitat a Hanoi: une ville en transition. Рaris: ASEMI, 1977. VIII, 2.
- Logan W.S. Hanoi. Biography of City // Sydney: University of New South Wales Рress, 2000.
- Nguyen Thanh Binh. Hà Nội. 36 góc nhìn // NSB Thanh Niên. 2010.
- Nguyen Vinh Phuc, Nguyen Thua My, Barbara Cohen, Hanoi. Streets of The Old Quater and Around Hoan Kiem Lake // The Gioi Publishers. 2006.
- Nguyen Quoc Thong, Histoire de Hanoi: la ville en ses quartiers // Hanoi. Le cycle des metamorphoses. Formes architecturales et urbaines. Paris: Editions Recherches / Ipraus, 2001.
- Papin Ph. Histoire de Hanoi. Fayard, France. 2007.
- To Hoai. Chuyện cũ Hà Nôi // NXB Hôi Nhà Văn. 2009.
- The City Cultures Reader. London, N.Y.: Routledge, 2000.
дипломов
Оставить комментарий