Статья опубликована в рамках: IA Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2011 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ: ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
Кризисные явления в экономике предопределили наращивание в обществе криминогенного потенциала. Поляризация уровня жизни, трансформация моральных норм, казавшихся незыблемыми, возникновение новых, порой диаметрально противоположных нравственных ценностей и жизненных ориентиров - все это породило исключительную сложность криминальной ситуации в России. Наблюдается тенденция качественных изменений самой преступности. В частности, на первые позиции выходят корыстные преступления, которые принимают все более изощренные и масштабные формы.
Одним из таких преступлений является создание финансовых пирамид. Явление сложное, тонкое и специфичное, характеризующиеся наличием нерешенных задач : является ли создание финансовых пирамид и руководство их деятельностью преступлением, какими квалифицирующими признаками обладает данное деяние, в соответствии с какой нормой квалифицировать. В первую очередь раскроем понятием и сущность финансовых пирамид.
Классическая «финансовая пирамида» — это экономическая структура, возникающая для привлечения денежных средств от инвесторов или вкладчиков с последующей одновременной выплатой инвестиционного дохода за счет вновь привлекаемых вкладчиков, закономерным итогом деятельности которой, является банкротство организации и убытки последних инвесторов [1]. По данным, приводимым независимой экономической газетой «Коммерсант» на 05.03.2008 год [2]. Обанкротившейся в 1994 году фирмой "Властилина" было обмануто 16,5 тыс. человек, лишившихся, по разным данным, от 500 млрд до 5 трлн неденоминированных рублей. Жертвами «лопнувшей» в 1994 году пирамиды "Русский дом "Селенга"" стали 2,4 млн человек, вложивших 2,8 трлн неденоминированных рублей. При этом самым показательным примером 1992-1994 годов является ОАО «МММ», от деятельности которого по экспертным данным, пострадали от 10- 15 миллионов вкладчиков. В ходе судебного процесса над основателем пирамиды Сергеем Мавроди потерпевшими были признаны лишь 10 454 человека.
Способов привлечения денежных средств от инвесторов существует неисчислимое количество, которое неизбежно растет с увеличением масштаба внедрения и использования в экономике различных средств научно-технического прогресса, увеличения финансовой грамотности представителей «беловоротничковой» преступности, дифференциации экономических и хозяйственных отношений и многими другими факторами.
В связи с официальной борьбой государственных структур с данными явлениями в экономике страны, создатели и руководители финансовых пирамид тщательно маскируют свои «преступные творения» под различные реально действующие организации, классификацию которых можно представить следующим образом :
- банки, кредитные организации, микрофинансовые организации, паевые инвестиционные фонды и организации, осуществляющие операции с ценными бумагами;
- страховые фонды, частные учреждения здравоохранения и науки;
- строительные компании, действующие по принципу долевого строительства;
- «элитные» бизнес-клубы, ассоциации и др. [3].
Для выявления финансовой пирамиды, необходимо учитывать специфические признаки пирамидальности, к которым, прежде всего, относят: наличие рекламы, обещающей процентные выплаты (или иную форму дохода от затраченных средств) с уровнем дохода заведомо выше среднего по рынку заимствований, самокотировку фирмой ценных бумаг, сосредоточенность внимания руководителя фонда исключительно на пиаре, маскировка под бренды известных компаний, перемещение вложенных денег по счетам различных стран, анонимность организаторов и координаторов, небольшая плата для стартового участия (к примеру, 300-500$), что позволяет охватить широкую массу, которая легко смирится с такой потерей без обращения в судебные органы, отсутствие офиса, официальной регистрации, разрешения осуществлять деятельность по обращению с ценными бумагами. Как итог деятельности таких организаций– банкротство самой фирмы и попытка ее руководителей скрыться с похищенным у вкладчиков имуществом от ответственности [4, 87-93].
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сделать вывод, что руководители данных организаций для привлечения новых вкладчиков и инвесторов применяют обман, введение в заблуждение, незаконную рекламу, программирование сознания потенциальных вкладчиков. С точки зрения уголовного права, данные признаки и способы используют при совершении преступлений, квалифицируемых по ст. 159 УК РФ. Анализ судебно-следственной практики позволил установить, что данная проблема широко распространена не только в экономически более сильной западной части России. Волна «финансовых пирамид» не обошла и Дальний Восток.
18 августа 2007года в СМИ дано краткое сообщение о скандале в г. Хабаровске, связанном с крахом очередной финансовой пирамиды под символичным названием “Благотворительное общество содействия развитию края”. Информация приобрела по-настоящему сенсационный оттенок, когда были названы цифры, предположительного присвоения руководством компании денежных средств до миллиона долларов. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч 4 ст. 159 УК РФ [5].
Другим примером является статья под громким заголовком «В Хабаровске организатор финансовой пирамиды обманом собрал с вкладчиков 32 миллиона рублей». Уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупных размерах" возбуждено в отношении 40-летнего хабаровского безработного, который по данным оперативников, стоял во главе финансовой пирамиды. Однако, по нашему мнению, создание и руководство финансовыми пирамидами нельзя в полной мере квалифицировать как мошенничество и необходимо выделить как самостоятельный вид преступления, предусмотренный отдельной нормой. Необходимость обосновывается рядом обстоятельств. Во-первых, конкретизация данного вида преступления как «коммерческое мошенничество» (fraud-мошенничество – термин, широко применяемый в уголовном законодательстве Англии, характеризующий корыстные финансовые преступления, совершенные представителями «беловоротничковой среды»), во-вторых, ужесточение предусмотренной законом санкции, увеличение размера штрафа, срока лишения свободы и введением института конфискации имущества (руководители и создатели финансовых пирамид заведомо знают, что прибыль от их деятельности составит многие миллионы, а то и миллиарды долларов, что характеризует их преступные действия как тяжкие и особо тяжкие преступления имущественного характера. Однако, законодатель не предусмотрел в ст. 159 УК РФ, что данные деяния могут иметь и крайнюю степень общественной опасности, т.е. быть особо тяжкими, что, несомненно, является значительным пробелом в уголовном законе. В-третьих, необходимость введения квалифицирующего признака «…деяние, совершенное преступной организацией или преступным сообществом…», так как создание и руководство финансовой пирамиды подразумевает не только тщательное распределение ролей ее участников (руководитель, PR-агенты, консультанты, подставные лица и т.д.), но и заведомость тяжести и системности совершаемых преступлений.
Вследствие актуальности данной проблемы на сегодняшний день и наличия ряда пробелов уголовного закона, мы предлагаем ввести новую норму, которая имеет следующее название: «Причинение имущественного ущерба путем создания и руководства заведомо ложных экономических структур, обладающих всеми признаками «финансовой пирамиды».
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) начала широкомасштабную борьбу с недобросовестными организациями и решила оповещать граждан об их деятельности. С этой целью на сайтах региональных подразделений ФСФР вывешен список компаний, в деятельности которых ведомством усматриваются признаки финансовых пирамид. Сегодня в России действует 16 организаций, имеющих такие признаки [6]. В свою очередь, в Департаменте экономической безопасности МВД создали специальную группу, задача которой - защита от мошенников денег вкладчиков, инвесторов, паевых дольщиков.
На данный момент появление финансовой пирамиды может быть предсказано с довольно большой степенью вероятности, через анализ условий, способствующих их возникновению. Но это возможно лишь при реализации не отдельных локальных мер по превенции возникновения таких пирамидальных структур, а при реализации целостной реальной в сегодняшних экономических условиях комплексной программы по борьбе с ними, выполнение которой проходило бы на всех уровнях жизнедеятельности государства и общества: законодательном, исполнительном, силовом, судебном, информационно-просветительском и образовательном.
Список литературы:
- Бакуменко Р.Т. // Электронная газета «Коммерсант» [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://kommersant.ru//12gv (27.11.2010).
- Кравцова А. Хохлова Н. Борьба с финансовыми пирамидами по ред. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.finance.tltnews.ru
- Кононенко М. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.fcsm.spb.ru/invest/2/1 (17.01.2011).
- Мысловский Е.Н. Внимание Кидал-Инвест : уч. пособие. Объектно-струк. анализ орг. преступной деятельности в сфере частных инвестиций / Е.Н. Мысловский. - М.: Спас, 1996.- 119с.
- Переспелова И.В. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: html://www .regnum. ru.
- Ямницкая Н. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www/afera.ru/piramida/2nn3 (дата 29.12.2010).
дипломов
Оставить комментарий