Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIX-CL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сысоева О.М. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ КАК ПРАВОЗАЩИТНОГО ОРГАНА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXLIX-CL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18-19(149). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/18-19(149).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ КАК ПРАВОЗАЩИТНОГО ОРГАНА

Сысоева Ольга Мамасалиевна

студент, Саратовская государственная Юридическая Академия,

РФ, г. Саратов

CURRENT ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE PROSECUTOR'S OFFICE AS A HUMAN RIGHTS BODY

 

Olga Sysoeva

Student, Saratov State Law Academy

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются актуальные аспекты развития прокуратуры как правозащитного органа. Автор отмечает, что для недопущения ошибок необходимо учитывать опыт прошлого. Делается акцент на современном влиянии цифровизации на работу органов прокуратуры.

ABSTRACT

The article examines the current aspects of the development of the Prosecutor's office as a human rights body. The author notes that in order to avoid mistakes, it is necessary to take into account the experience of the past. The emphasis is on the current impact of digitalization on the work of the prosecutor's office.

 

Ключевые слова: демократические режимы, прокуратура, прокурор, надзор.

Keywords: democratic regimes, prosecutor's office, prosecutor's office, supervision.

 

На современном этапе государственного строительства органы прокуратуры должны, опираясь на позитивный исторический опыт Российской Прокуратуры периода XIX в. – начала XX в., осознавать, что ее ключевой функцией является осуществление высшего надзора за законностью.

Общий надзор является основной функцией и современной Прокуратуры Российской Федерации. Во-первых, эта функция прямо закреплена в современном определении термина прокуратура. Во-вторых, сущность прокурорского надзора можно определить по решениям судебных органов, основным из которых является Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П, где определено, что он является одной из форм контрольной функции государства[1].

Президент России В.В. Путин, выступая 12 января 2022 года на торжественном заседании, посвящённом 300-летию российской прокуратуры, еще раз подчеркнул её главную надзорную функцию: «Без преувеличения в 1722 году в государственной системе России было создано важное, значимое звено. Образованная Петром I прокуратура стала высшим надзорным органом страны. «Смотреть накрепко» – так именно писал Пётр в одном из своих указов, в которых определялся смысл и сам характер работы прокурора» [2].

Объективный и качественный надзор за соблюдением законодательства возможно осуществлять только при реальной самостоятельности и независимости надзорного органа.

В настоящее время, на высшем конституционном уровне отмечены особый самостоятельный статус прокуратуры в системе государственных институтов и особо важное социальное значение прокурорской деятельности.

Еще в XIX веке Н.В. Муравьев, будучи одним из адептов Судебных реформ и сильной прокуратуры, не сомневался, что прокуратура России в результате исторических трансформаций структурно и функционально превратится в независимый орган государства: «Русская действительность, отражающаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый самостоятельный тип этого учреждения» [3].

Важнейший принцип разделения властей, положенный в основу Судебной реформы 1864 г. привел к тому, что прокуратура уже в процессе реформы (несмотря на то, что формально она была встроена в систему исполнительной власти) фактически сформировалась как самостоятельный независимый орган, не входящий в классическую триаду разделения властей (если такой термин можно применить к исследуемому периоду), занимающий особое место в системе органов государственной власти. С одной стороны, прокуратура не имела полномочий на непосредственное разрешение дел, а с другой, выполняла надзорные полномочия, что в значительной степени отличало ее от других подразделений Министерства юстиции и исполнительного аппарата в целом.

Значимым шагом в разрешении дискуссий о месте прокуратуры и определении её статуса в современной России стало принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Тот исторически сложившийся в результате судебных реформ правовой статус прокурора, когда они назначались непосредственно императором по представлению Министра юстиции, оказался востребован и сегодня. Как очевидно из положений ст. 129 Конституции РФ происходит усиление полномочий Главы государства в сфере назначения руководящего состава органов прокуратуры, одновременно у Генерального прокурора РФ изымаются полномочия на самостоятельное назначение на должности прокуроров субъектов РФ. С 2020 года принят № 1-ФКЗ, согласно которому президент Российской Федерации «назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом» (ст. 81, п. 4). Что было призвано поспособствовать повышению авторитета прокурорских работников на местах, а также усилить выстроенную централизацию самой прокуратуры.

Вполне естественным является сегодняшний уровень работы с цифровыми устройствами в органах прокуратуры, но прогресс неумолим и следует внедрять новое техническое обеспечение и совершенствовать уровень работников прокуратуры.

В данном контексте нельзя не согласиться с тезисом И.С. Бойченко, изложенным в работе «Актуальные правовые вопросы электронного взаимодействия в информационном пространстве: вызовы и угрозы» [4]. По его мнению, цифровизация не может влиять на развитие отдельных отраслей права, а поэтому требуются кодификация информационного законодательства, сотрудничество в области информационной безопасности и конвергенция отраслей права при решении данных вопросов. Новые технологии оказывают воздействие на форму права, меняя взаимоотношения между источниками права и стимулируя появление новых источников, таких как цифровой закон и электронный нормативный акт.

Правозащитная функция прокуратуры в условиях цифровизации частично затрагивается А.А. Дорской, которая пишет, что сегодня является проблемой защита прав человека в цифровую эпоху, поскольку даже при реализации избирательных прав используются электронные способы взаимодействия [5]. В данном случае есть риск распространения информационно-коммуникационных технологий и глобальной сети Интернет и прочее. В настоящее время фактически отсутствуют эффективные правовые механизмы профилактики компьютерных преступлений. Обработка данных затрагивает как личные, так и публичные интересы.

Таким образом, важным правозащитным значением в деятельности прокуратуры следует считать расширение цифровизации процесса деятельности органов прокуратуры. Цифровизация может внедряться во все сферы деятельности прокуратуры от обработки обращения граждан, до внутреннего делопроизводства.

 

Список литературы:

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона» О прокуратуре Российской Федерации «в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С. А. Ганнушкиной» // «Собрание законодательства РФ». 02.03.2015. № 9. ст. 1389.
  2. Заседание, посвящённое 300-летию прокуратуры России. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://kremlin.ru/events/president/news/67579 (дата обращения: 30.09.2022)
  3. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. Т. 1.  С. 26.
  4. Бойченко И.С. Актуальные правовые вопросы электронного взаимодействия в информационном пространстве: вызовы и угрозы // Образование и право. 2018. № 10. С. 198.
  5. Дорская А.А. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. С.75.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.