Статья опубликована в рамках: CXCIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 августа 2024 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕМИНИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
FEMINISM AS A HISTORICAL AND CULTURAL PHENOMENON
Alla Khiteva
student, Department of World History, Vladimir state university named after A.G. and N.G. Stoletov,
Russia, Vladimir
Ludmila Andreeva
scientific adviser, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Vladimir state university named after A.G. and N.G. Stoletov,
Russia, Vladimir
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются определения термина «феминизм» и раскрываются основные особенности разных его направлений.
ABSTRACT
The article examines the definitions of the term "feminism" and reveals the main features of its varieties.
Ключевые слова: феминизм, направления феминизма, история феминизма, права человека.
Keywords: feminism, varieties of feminism, the history of feminism, human rights.
Феминизм – это продукт западноевропейской культуры. Лингвистически слово «феминизм» происходит от латинского слова «femina», то есть женщина. «Само слово «feminisme» придумал французский теоретик социализма Шарль Фурье в начале XIX века» [5, с. 70]. Следовательно, феминностью будет называться набор качеств, присущих женщине, определенные социально-поведенческие нормы и стереотипы (например, женщина должна заниматься бытом, а мужчина — тяжелой физической работой; женщине присущи импульсивность, чувственность, слабость, а мужчине – рациональность, физическая сила и др.). По мнению отечественного исследователя С.Г. Айвазовой, занимавшейся проблемой сравнения западного и русского феминизма, «для оправдания такого распределения ролей, установившего между мужчиной и женщиной отношения иерархической зависимости, сложился миф о «природном назначении» каждого пола, об особенностях «мужского» и «женского» характера»» [1, с. 153]. Разделение на «мужские» и «женские» черты таким образом прослеживается уже с древней мифологии. В данном контексте можно отметить известное высказывание Пифагора: «Существует положительный принцип, который создал порядок, свет, мужчину, и отрицательный принцип, который создал хаос, сумерки и женщину» [1, с. 154].
Термин «феминизм» для своего раскрытия требует рассмотрения его с разных сторон. С одной, и в общем смысле, это широкое движение за права женщин и ликвидацию сексизма. История движения берет начало в суфражизме, когда женщины в качестве основного требования выступили за предоставление им права голосовать, также они были заинтересованы в получении юридических и трудовых прав, возможностей образования и владения собственностью. С другой стороны, феминизм представляет собой комплекс теорий разных направленностей, в том числе социологических, психологических, философских, которые исследуют положение представительниц женского пола в обществе.
В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как «теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни» [7, с. 120].
Рассматривая феминистские концепции, следует отметить отсутствие согласованного определения понятия «феминизм». В «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия «феминизм». Автор отмечает, что «в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения» [8, с. 245].
К развитию взглядов на проблему полов в свое время были подключены социалисты-утописты. По их мысли, существующая на тот момент социальная система не могла гарантировать соблюдение равных прав мужчин и женщин. Требовались коренные радикальные реформы, главным образом к таким изменениям к должно было привести упразднение частной собственности. В своих теориях о возможности совершенного общества Ш. Фурье и А. Сен-Симон допускали и даже настаивали, что участие женщин в социальном производстве необходимо, а мужчинам надлежит принять как таковые бытовые обязанности, а так же разделить роль в воспитании детей. Фурье писал, что успех социального прогресса зависит от возрастания роли женщин в обществе и увеличения доступности прав для них. В идеях социалистов-утопистов семья была формой организации мужского эгоцентричного доминирования, которое ограничивало свободу женщин. Поэтому, чтобы общество стало свободным, необходимо гарантировать равные права обоим полам.
В философском словаре также присутствует понятие феминизма, как наиболее широкое название женского движения против дискриминации по половому признаку. В философской феминистской мысли предметом дискурса выступают проблемы, касающиеся роли и прав женщин в обществе, их социальный опыт представлений о мире. Также проводятся исследования, целью которых является рассмотрение с разных сторон феминной системы ценностей, и выделяется ряд параметров (политические, экономические практики, взаимодействие с властью), которые позволяют мониторить зависимость положения женщин в социуме.
Что касается трактовки феминизма в отечественной науке с социокультурной точки зрения, то следует отметить, что этим понятием в российском обществе в конце XIX – начале XX века называли тенденцию интеллигентных женщин собственными силами сплоченно требовать признания своих гражданских прав, непосредственного права голоса, а также права на получение высшего образования.
Историк В.И. Успенская понимает под феминизмом «разные формы сопротивления вековым традициям унижения женщин как социальной группы, в том числе, и, прежде всего, теоретические аргументы в защиту равноправия полов» [6, с. 156].
Важно, что термин активно использовался не только представительницами женской эмансипации, но и непосредственно противниками этого процесса, придавая понятию «феминизм» негативный смысл. Интерес к феминизму как термину активизировался не только со стороны представительниц женского освободительного движения, но и непосредственных антагонистов, которые и помогли в создании отрицательной коннотации в умах обывателей. Стефания Исполатова, выступившая на Первом всероссийском женском съезде в Санкт-Петербурге, агитировала за создание организаций для женщин. Феминистками, по ее убеждению, считались «бунтовщицы», которые хотят всего добиться сами, в частности, конечно, своих прав. Вероятно, для того, чтобы избежать приписывания себя к этим самым «бунтовщицам», активистки российского женского движения ратовали за называние себя «равноправками».
Женское движение сегодня представлено многочисленными неправительственными общественными организациями, которые проводят независимую и самостоятельную политику. Феминистские движения боролись в прошлом и продолжают бороться сегодня за права женщин, в том числе за избирательное право, право занимать государственные должности, право на труд и равную его оплату, право на собственность, образование, участие в сделках, равные права в браке и право на декретный отпуск. Представительницы феминизма также отстаивают прерогативу на телесную автономию, иными словами, когда женщина имеет право сама распоряжаться своим организмом, а появление ребенка как новой личности, которая обладает правом на жизнь, происходит только в момент появления его на свет. Также не умаляется важность неприкосновенности, защита женщин и девочек от изнасилований, сексуальных домогательств и домашнего насилия.
Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как относительно недостаточно известные и проработанные, так и значительно более широко обсуждаемые его разновидности.
Либеральный феминизм. Основная идея связана со способностью женщин самостоятельно бороться за равенство с помощью совершения собственных действий и осознанного выбора. Особенностью либерального феминизма выступает детерминация классических ценностей либеральной идеологии – равенство, свобода, представительная демократия и т.д. Исторически это направление связано с суфражистским движением. В наше время либеральный феминизм лоббирует интересы женщин и занимается разработкой соответствующих законов, а также созданием кризисных центров и групп поддержки. Однако численность его представителей постепенно уменьшается, те, кто отказываются от данного направления в пользу радикального или иного приводят доводы о том, что в центре внимания улучшение положения не столько женщин, сколько индивидов в целом [4, с. 24]. Либеральный феминизм базируется на следующих убеждениях:
1) все люди обладают определенными возможности к разумной, духовной деятельности и самореализации;
2) признание всеобщих прав на законодательном уровне позволяет осуществлять указанные ранее возможности;
3) неравенство мужчин и женщин – это социальный конструкт, который не является прирожденным;
4) детерминация равенства возможна путем социальных изменений, благодаря обращению к интеллектуальной части общественности и возможностям самого государства.
Марксистский и социалистический феминизм. Для разрешения женского вопроса марксистские феминистки предполагали установление не только равенства юридических прав, как в большинстве стран с капиталистической системой устройства. Особенность их подхода к проблеме состояла в том, что экономическая независимость женщин, основанная на полном участии в производстве и освобождении от домашнего труда, могла бы изменить всю их личную жизнь, если бы мораль, семья и отношения между мужчинами и женщинами базировались на свободном выборе и равноправии, а не на зависимости и эксплуатации. Ф. Энгельс, А. Бебель и К. Цеткин относились к этим сферам консервативно. Они считали свободно выбранную моногамию наиболее вероятной формой будущих сексуальных отношений, а семья продолжит существование как социальная и нравственная ячейка, даже если отпадет необходимость выполнения ею экономической функции. Другими словами, марксистское направление феминизма апеллирует к специфике капиталистического строя, порождающего классовое неравенство, так же как и экономическое доминирование мужчин [3, с. 143]. Однако значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Корреляция неравенства классового и гендерного с институтом частной собственности стала центральной темой исследований марксистских феминисток. И здесь произошло разделение: одни полагают, что различие классов является первопричиной создания иерархий в социуме, другие, подвергая анализу класс и гендер, приходят к выводу, что это относительно автономные системы, которые мало взаимосвязаны, иными словами, они создают каждая свои иерархии.
Антирасистский феминизм. Представительниц феминизма довольно часто обвиняли в гемининглектировании меньшинств и их проблем. Антирасистское направление движения пропагандирует отказ в ограничении борьбы за права рамками только белых представительниц среднего класса, и наоборот, поддерживает идею сделать более видными проблемы угнетенных женщин других рас. В их идеологию также включены борьба с сексизмом как основа феминистических теорий, расизмом и классовым угнетением.
Радикальный феминизм. Представительницы данного направления считают причиной притеснения женщин гендерные отношения, в которых фигура мужчины главенствует. Борьба с патриархатом рассматривается в разных формах, включая вопросы сексуальности, семейные отношения и свободу репродуктивности. В. Брайсон указывает, что конкретно описываемая «теория по сути женская, для женщин и разработана женщинами» и что организованная и связанная едиными интересами группа женщин становится чем-то большим, сестринством, которое исключает даже возможности разделения по классу или расе [2]. Кроме того, само направление делится еще на два подвида: радикально-либертарный и радикально-культурный феминизм.
Замысел радикально-либертарного направления заключается в том, что гендер в данном дискурсе представляет собой социальное понятие, обособленное от категории пола. Феминистки этого направления выступают за имеющие первостепенное значение изменения института семьи в том смысле, что необходимо отказаться от сложившихся штампов и навязанных образцов в создании и развитии семьи, обязанностей в плане воспитании детей и быта в целом. Проблема, по их мнению, коренится не в конкретных представителях мужского пола, а в сложившейся системе патриархального доминирования, который устанавливает рамки и утверждает превалирование над женщинами, формируя для последних нужные мужчинам гендерные стандарты.
В радикально-культурном дискурсе преобладает тезис, что сексизм поддерживается за счет сексуального и психологического насилия и является следствием гетеросексуальности. Культурные основы и философия западного мира базируются на идее мужского превосходства, центр многих концепций – это независимый мужчина, основными стремлениями которого являются власть и выгода. Феминистки данного направления агитируют за создание собственной контркультуры, наполненной особыми традициями, организацию социальных институтов, отличных от уже существующих патриархальных.
Несхожая с предыдущими теория, которую относят к радикально-культурному феминизму - киберфеминизм. В основе теории лежит обзор и анализ информационных технологий и интернет-пространства как такового. Все это исследуется в поисках механизма устранения понятий пола и гендера. Манифест, который значится первоисточником направления, декларирует, что женщины станут независимыми лишь в том случае, когда создадут коалиции, основанные на «близости», а не на идентичности. Киберфеминистское направление имеет место и до настоящего времени, однако в новых формах, таких как форумы помощи женщинам, группы поддержки и пропаганды в социальных сетях. Радикальный феминизм в современной России представлен почти полностью именно в таком направлении.
Интерсекциональный феминизм. Данное направление выросло из отстаивания представителями разноплановых меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью) своих прав. Происходит переосмысление «единого женского» и «мужского» опыта, разделяющего весь мир на две противоположные группы. Неповторимый опыт каждого человека является результатом сочетания пересечений форм угнетения и привилегий. Интерсекциональность обрела успех в академическом феминизме. Ее признают одной из важнейших идей, когда-либо появлявшихся в дискурсе гендерной науки. Этой теме посвящено множество исследований, развиваются идеи по созданию включенного, инклюзивного феминизма.
Постмодернистский феминизм. В стремлении отойти от традиционной бинарной системы «женщина-мужчина», данное направление феминизма ищет пути и механизмы принятия и развития более сложной и многогранной структуры. Направление постмодернизма побуждает феминистическую теорию к рефлексии, что убережет ее от того, против чего она стоит, а именно, огромный по влиянию дискурс, который через универсалистские категории угнетает людей.
Психоаналитический феминизм. Современные сторонники этого движения объясняют сексизм и давление патриархата, используя формулировки Фрейда и его последователей в новом ключе. Прорабатывая эти теории в русле феминизма, однако, стараются не отступать полностью от тех направлений, которые вывел для них предшественник, и ограничивать влияние тех выводов, которые носят характерный дискриминационный характер. Основная же деятельность направлена на анализ структур бессознательного, а также критику тех его частей, которые подвергают женщин сексизму и зависимости.
Итак, феминизмом будем считать широкое общественное движение, основой которого является стремление женщин самостоятельно и организованно добиваться признания своих политических, экономических, личных и социальных прав, а также включающее в себя разнообразие направлений, организованных на разных стадиях развития самого движения.
Список литературы:
- Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. — 1992. — № 6.
- Брайсон В. Политическая теория феминизма / пер. с англ. – М.: Идея–Пресс, 2001.
- Ворошилова О.Н. Феминистские концепции женщины // Теория и практика общественного развития. – 2013.
- Жеребкина И.А. Теория и история феминизма – Харьков, 1996.
- Успенская В.И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. — Б.м., 1997.
- Успенская В.И. Феминизм до феминизма: идеи равноправия полов в истории европейской социальной мысли – Тверь, 2000.
- The Oxford English Dictionary, 1994.
- Tuttle, L. «Encyclopedia of Feminism» - New York (Arrow Books), 1986.
дипломов
Оставить комментарий