Статья опубликована в рамках: CXCII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2024 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МУЖСКОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР КАК ПРИЗНАК СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОРЕЕ
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматриваются особенности и виды мужских головных уборов средневековой Кореи. Данная тема представляется актуальной, так как головные уборы являются не просто частью костюма, они помогают понять самобытность корейского народа. Проводится анализ источников, на основе которых можно утверждать, что головные уборы занимали важное место в культуре корейцев, указывая на социальное положение, статус и возраст.
В работе предпринята попытка выявить особенности головных уборов, подробно изучить и систематизировать каждый вид, материал изготовления, способы ношения.
ABSTRACT
This paper examines the features and types of hats of medieval Korea. This topic seems relevant, since hats are not just part of the costume, they help to understand the identity of the Korean people. The analysis of sources on the basis of which it can be argued that hats occupied an important place in the culture of Koreans, indicating social status, status, age.
The paper attempts to identify the features of hats, to study in detail and systematize each type, material of manufacture, methods of wearing.
Ключевые слова: головные уборы; корейский национальный костюм; средневековая Корея.
Keywords: headwears; Korean national costume; medieval Korea.
Головной убор часто используется как символ статуса или социального положения в различных культурах и народах. Например, в статье М. Н. Калмыковой «Образ путника в удмуртской народной культуре: определение статуса» упоминается то, что головной убор является очень важным показателем социального статуса как для мужчин, так и для женщин.
В работе «Детский костюмный комплекс мордвы - показатель социального статуса владельца» Г.А. Корнишиной рассматривается мордовский детский национальный костюм как показатель социального статуса и возраста, и головной убор играет очень важную роль.
Таким образом, головной убор играет важную роль в общественной символике разных народов и может быть использован для выражения статуса, принадлежности к определенной группе.
Также и в средневековой Корее головные уборы наряду с традиционным костюмом были важной частью повседневной жизни корейцев. Существуют головные уборы с самым разным назначением. По головному убору можно было определить статус владельца, материальный достаток, возраст, семейное положение и др. Существуют сезонные головные уборы, а также те, которые надевали в период траура. Ношение головных уборов было в Корее было своего рода ритуалом. Разнообразие мужских головных уборов в Корее, их самобытная культура определили актуальность данной темы.
В работе предпринята попытка выявить особенности головных уборов, подробно изучить и систематизировать каждый вид, материал изготовления, способы ношения. Теоретической базой данного исследования составили труды российских и зарубежных авторов, в частности корейских.
Особое место в изучении заявленной темы имеет труд Самсонова Дениса Анатольевича «Корейский этикет: опыт этнографического исследования», в котором даётся подробное описание видов и особенностей головных уборов, что позволяет понять смысл и содержание корейского народа.
В работе Елисеевой Ирины Александровны «Искусство и культура Кореи: путеводитель по постоянной экспозиции» отмечается важность головного убора, как показателя того или иного сословия. Упоминается то, что «головные уборы были принадлежностью скорее мужского, нежели женского костюма», что также помогает понять народ.
Среди корейских авторов стоит отметить статью Чан Джу Ёна «Чосон, страна шляп», в которой подробно даётся описание различных видов мужских головных уборов. В статье Со Чон Мина «Мужские головные уборы, оказывается так много, если распределить по видам» представлено множество видов шляп, рассмотрены материалы для изготовления. Как отмечает автор, головные уборы изготавливали из натуральных материалов, которые можно было легко найти в обычной жизни. В основном использовали конский волос, бамбук, бумагу, коноплю, а для зимних головных уборов использовали шелк и шерсть животных.
В данной работе все виды мужских головных уборов разделены на группы: головные уборы, указывающие на статус; церемониальные головные уборы.
Головные уборы, указывающие на статус:
Хыннип (흑립), также известный как кат (갓): представительский головной убор, который изготавливали из конского волоса и бамбуковых волокон. Его могли носить только представители класса янбанов. А чёрный кат могли носить только мужчины прошедшие государственный экзамен кваго (과거). Кваго - важнейший государственный экзамен, который сдавали мужчины. Большую часть своего дества и юности мужчины тратили на изучение разных искусств. Кваго был гарантией должности и успешной карьеры.
У янбанов кат был украшен цепочкой бус, которая называлась катккын (갓끈). Бусы катккын делались из драгоценных камней таких как нефрит или янтарь. Хыннип надевали сверху на сантху (상투). Сантху – это волосы, собранные в пучок на макушке. Для того, чтобы волосы держались собранными кверху корейцы носили мангон (망건), этот головной убор представлял из себя полупрозрачную повязку из конского волоса. К мангону крепились по бокам кнопки кванчжа (관자), нужны они были для того, чтобы головной убор не спадал ниже, по ним также можно было определить уровень дохода человека. Также для поддержания сантху использовали шпильку тонгот (동곳), а дополнением всему этому служил пхунджам (풍잠) - украшение для передней части мангона. Существовало и украшение для сантху - сантхугван (상투관), оно надевалось сверху на сантху, как купол, материал из которого оно было изготовлено определялся социальным положением, у королей например сантхугван был изготовлен из золота.
Тхангон (탕건) еще один вид головного убора, который носили в повседневной жизни, чаще всего в помещении. Был выполнен из конского волоса, ступенчатой формы, что позволяло поверх надевать другие головные уборы, тхангон служил для них основой, как раз когда выходили в публичное место.
Чонджагван (정자관) - головной убор, который носили в помещении мужчины высокого статуса: чиновники, философы, политики. Чонджагван сравнивают с горами из-за его формы: направленные вверх восемь или двенадцать углов. Изготавливался из конского волоса.
Практически все головные уборы были полупрозрачными и не могли защитить своего владельца от дождя. Для этого существовали специальные головные уборы, которые были изготовлены из бумаги и бамбука. Один из таких головных уборов - кальмо (갈모).
Само (사모) - головной убор черного цвета, его носили повседневно носили госслужащие и придворные люди, надевая с костюмом таллён (단령). Само имела похожую на тхангон форму, но не была полупрозрачной как другие головные уборы. Изготавливалась из бамбука и бамбуковых волокон или конского волоса. Также сзади были откидные створки, подобные крылышкам. У короля эти крылышки были направленны вверх. Само уже разрешалось надевать обычным людям в дни свадьбы.
Вонюгван (원유관) использовался для гансапхо (강사포) - одежды, которую носили короли и коронованные особы во времена династии Чосон, когда они принимали в королевском двору.
Иксонагван (익선관) - головной убор короля. Был сделан из бамбука и конского волоса. Он носился в комплекте с одеждой красного цвета с круглой золотой вышивкой дракона.
Чоннип (전립) - это головной убор для офицеров, военнослужащих времен эпохи Чосон. Оформление зависело от статуса человека, который её носил. У более высокопоставленных военнослужащих на чоннипе появляются подвязки из бус драгоценных камней, украшения в виде перьев птиц, например, павлина. Делалась из конского волоса, по форме была похожа на кат.
Югон (유건) - этот головной убор черного цвета четырехугольной формы, носили конфуцианские ученые, верхняя часть которого загибалась назад. Изготавливался югон из конопли.
Пангон (방건) носился учеными в помещении. Был квадратной формы, сделан из конского волоса.
Практически все головные уборы принадлежали людям от среднего сословия и выше. Однако у низшего сословия головные уборы тоже были. Один из них пхэрэни (패랭이). По форме напоминает кат, но у пхэрэни был круглый верх. Изготавливался этот головной убор из бамбука. Д. А. Самсонов упоминает, что «знатные люди могли надевать его только в том случае, когда в период траура им приходилось покидать дом».
Церемониальные головные уборы:
Чегван (제관) - головной убор, который надевали чиновники с церемониальной одеждой для обряда повиновения предкам. Чегван был черного цвета, лишь на передней части были небольшие золотистые вставки. Чегван носился с деревянной шпилькой пинё (비녀).
Кымгван (금관) - головной убор чиновников, который надевали на государственные мероприятия с костюмом чобок (조복).
Обряды жизненного цикла, такие как празднование 100 дней, годовщины ребенка, обряд совершеннолетия, свадьба, похороны, поминовение предков имеет важное значение в жизненном цикле корейцев. В частности, траурный обряд. В книге Э. Х. Лим, И. Е. Че, И. В. Корнеевой «Традиционная культура корейцев в обрядах жизненного цикла» упоминается, что «Конфуцианство предписывало соблюдать по умершим предкам длительный траур. Все родственники покойного должны были соблюдать траур, продолжительность которого убывала соответственно степени родства. Супруги в случае смерти одного из них находились в глубоком трехлетнем трауре». Важность этих обрядов констатируется существованием траурных костюмов и головных уборов.
Белая само (백사모) - само белого цвета надевали в дни национального траура.
Пэннип - белый кат, который надевали так же во время траура. Отличался от классической шляпы кат не только цветом, но и тем, что диаметр шляпы был меньше.
Кульгон (굴건) - траурный головной убор, который надевали со светлым похоронным костюмом чебок (제복). Был изготовлен этот головной убор из бумаги и конопли.
Ношение головных уборов было особым ритуалом. Корейцы всегда следили за своим внешним видом и тем, какое положение занимают в обществе, поэтому существует так много видов головных уборов, которые указывают на статус, материальное положение, возраст. Все головные уборы служили не просто предметом гардероба, они занимали важное место в жизни корейцев. Изучение особенностей головных уборов помогает понять ментальные особенности корейского народа, их учения и убеждения.
Список литературы:
- Самсонов, Д. А. Корейский этикет: опыт этнографического исследования / Самсонов Д. А. - СПБ: Наука, 2013 - 94-102 с.
- Елисеева, И.А. Искусство и культура Кореи. Путеводитель по постоянной экспозиции. Государственный музей Востока / И. А. Елисеева - М., 2010, с. 117–120
- Лим, Э. Х. «Традиционная культура корейцев в обрядах жизненного цикла: монография» / Э. Х. Лим, И. Е. Че, И. В. Корнеева. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2015. – 92 с.
- Корнишина Г.А. ДЕТСКИЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС МОРДВЫ – ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИОВОЗРАСТНОГО СТАТУСА ВЛАДЕЛЬЦА // Современные наукоемкие технологии . - 2005. - №9. - С. 84-85.
- Калмыкова М.Н. ОБРАЗ ПУТНИКА В УДМУРТСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТУСА // ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2016. - С. 64-67.
- Гардер М. «Об особенностях корейского костюма начала XX века» // EASTEAST // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://easteast.world/posts/5
- Со Чонг Мин «조선시대 남자의 모자, 종류별로 모아보니 … 이렇게 많구나» // The JoongAng // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.joongang.co.kr/article/23375773#home
- Чанг Джу Ёнг «조선, 모자의 나라 -남성편-» // blog.naver.com // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.blog.naver.com/tnfmk/220104203596
дипломов
Оставить комментарий