Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абраамян Д.А. ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ

Абраамян Диана Арсеновна

магистрант, кафедра Реклама и PR-технологий, Луганская Государственная академия Культуры и Искусств им. М. Матусовского,

РФ, г. Луганск

Кондауров Андрей Сергеевич

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. Луганская Государственная академия Культуры и Искусств им. М. Матусовского,

РФ, г. Луганск

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается понятие и сущность патриотизма в современной гуманитарной науке

 

Ключевые слова: патриотизм, формирование патриотизма, феномен, социология.

 

Патриотизм (от греч. patria – родина, отечество и patriotes – соотечественник) можно определить, как нравственный и общественный принцип, предполагающий любовь к своей Родине, преданность своему Отечеству, народу, стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов [11, с. 248-249].

На сегодняшний день патриотизм как ценность близок каждому человеку, поскольку современное общество связывает его со своим домом, родным языком и традициями, на которых мы воспитывались и росли. Человек готов трудится ради благополучия родного края, а также при необходимости готов встать на защиту своей Родины.

С точки зрения социологии, любовь к Родине – это важный социальный феномен и непреходящая человеческая ценность, который не подлежит ни психологическому ни диалектическому «устранению», основанному на мятежном духе отрицания. Человек, который любит свою родину, с самого начала по-другому понимает свою цель в жизни, выбирает другой путь, другие цели и стратегию их достижения, изначально он ведет себя, думает и живет иначе, чем тот, у кого нет теплых чувств к Родине, и тем более тот, кто в глубине души ненавидит страну, в которой он родился. Высшим проявлением его патриотизма бывает добровольная жертва собственной жизни ради спасения родины. Соответственно, у настоящего патриота иной образ жизни – то, что называется судьбой, «биографией». Как правило, его судьба во многом связана с судьбой его родины [8, с. 302].

Патриотизм, будучи глубоким чувством индивидуальной любви, способен одновременно объединять многих людей во внутренне сплоченные сообщества. В социокультурной истории народов, особенно в ее переломные, ответственные периоды, патриотизм всегда выступал как духовно-консолидирующая сила, как один из судьбоносных для исторических судеб страны смыслов национальной идеи, как важнейший механизм, способный мобилизовать все слои населения для решения жизненно важных социальных задач.

Сегодня, в условиях сложной политической ситуации и обострения внутренних проблем (социально-экономических, национальных, духовно-нравственных и т.д.), в современном обществе патриотизм, как социальная ценность, обретает важное жизненное значение для каждого человека, этноса, государства.

Понимание патриотизма как общественного явления указывает на возвышенные переживания человека через его любовь к Родине, и в следствии этого осуществляется формирование духовно-нравственной жизни и характера патриотизма, то есть стремления человека стать защитником тех ценностей, которые пробуждают в нем патриотические чувства. Все эти аспекты феномена патриотизма влияют на становление личности на современном этапе развития государства, этому содействуют важнейшие институты-образование и наука.

В современном обществе очевидными являются такие феномены как: патриотизм, историческая память и связь поколений. Эти понятия предполагают возможность проанализировать феномен патриотизма в различных аспектах: социологическим, психологическим и дидактическом.

Формирование патриотизма – это постепенный социализированный процесс становления особых отношений личности со своим народом, страной, возникающий на основе опыта связей с семьей. Сегодня в социологии можно выделить такие направления исследования патриотизма: 1) патриотизм – как значимая для общества духовная ценность; 2) патриотизм – как необходимая духовная составляющая процесса социализации человека; 3) патриотизм – как определенное качество характера, подлежащее целенаправленного формированию и развитию в процессе  жизни; 4) обоснование форм, средств и методов, формирования патриотизма [3, с. 95].

Говорить о проблемах формирования патриотизма сегодня крайне сложно. В последние годы были разрушены многие патриотические и духовные традиции, более того, сознательно создают в сознании общественности политические лозунги, течения искажений и негативизма привели к разрушению патриотизма как ценностного принципа и размыванию его духовной сущности. На протяжении всей жизни необходимость воспитания патриотизма как объединяющей основы для обеспечения стабильности и доверия к государству и обществу является одной из главной социальной потребностью. Патриотизм и его формирование имеют глубокие корни в культуре и истории. Патриотизм характеризуется не только разнообразием направлений, богатством содержания, но и различиями в уровне теоретического осмысления, оригинальностью творческих подходов к рассмотрению аспектов данного явления как осознанной необходимости, а не как навязанного жизненного принципа. Сегодня патриотизм и его сущность является проявлением внутренней идентичности и взаимосвязанности общественности на протяжении всей истории, сохраняющим единство народа, которое определено ощущением внутренней привязанности к земле, культуре, стране и осознанием своего неделимого единства с историческими судьбами и духовной биографией своей Родины, пониманием собственной ответственности за эту сопричастность. Духовный аспект патриотизма был раскрыт философом И. А. Ильиным, который считал это явление важнейшим средством духовного развития и социально значимого самовыражения человека [4, с. 103].

Патриотизм и его формирование, а также проявление у определенного индивида зависят от того, каков его конкретный вклад в общественно- значимую деятельность, которая   способствует  росту и развитию страны. Н. Г. Чернышевский писал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, силой его патриотизма [8, с. 137].

Такие ученые как Л.И. Пахарь, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, О. П. Карпухин, рассматривают патриотизм как важную для социума духовную ценность. Стоит отметить, что в социологических исследованиях изучение патриотизма рассматривается в аксиологических аспектах.

Основные характеристики патриотизма, рассматриваемые через призму единства рационального и иррационального, чувственная и сознательная, нравственная и волевая-это любовь к Родине, идея служения национальному благу, долг перед обществом, государством и моральная ответственность личности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.

Патриотизм рассматривается как ценность, которая формирует ориентацию человека на конкретное сотрудничество с таким сообществом, как народ, которым он себя считает. Чаще всего оно выражается в готовности встать на защиту своего народа, который состоит не из одного этноса, а из многих, но представляет собой объедение людей, которые долгое время живут на определенной территории, имеют свои традиции, обычаи, достижение и чувство независимости.

Однако при анализе этих составляющих патриотизма можно учитывать, что люди в зависимости от своей социальной принадлежности и политических взглядов могут по-разному понимать их содержание. Социолог А.В. Меренков выделял становление противоположных патриотизму ориентаций и характеризовал влияние заниженной или завышенной гордости на возникновение и утверждение идей «расового превосходства» [5]. Их распространение ведет к социальным конфликтам, вызванным тем, что любовь к Родине выражается для большинства этноса способами, например, пропагандой, превосходства одного народа над другим, призывами к изгнанию мигрантов и т.п. [3; 4].

Трактовка патриотизма как специальное социокультурное образование, нацелено на использование различных методов обучения, воспитания, направленного. А. С. Ружа предлагает выделять следующие подходы к пониманию патриотизма в рамках социологической науки [6, с. 34]:

– объектом патриотизма выступает Родина, госу­дарство, что нередко ведет к отождествлению этих понятий, хотя их содержание различно. В результате главенствующим принципом патриотического вос­питания становится принцип преданности конкрет­ной власти в государстве;

– патриотизм рассматривается как феномен об­щественного сознания, в первую очередь нравствен­ного, связанного с чувством любви, гордости и ува­жения;

– патриотизм исследуется в аспекте его темпоральных характеристик: патриотизм прошлого, настоящий и будущий.

Подход был сформулирован П. Сорокиным, который считал, что все группы людей, независимо от их численности, представляют собой систему взаимодействующих между собой индивидов. Социолог указывает на то, что, во-первых, существуют общие характеристики взаимодействия социальных субъектов как в малых, так и в больших общностях. Во-вторых, представители больших общностей, включая население страны, взаимодействуют между собой на основе единых норм, правил, которые уже проявляются при общении индивидов в семье, трудовой общности.

Патриотизм возникает при взаимодействии личности с самой большой общностью, которой является население страны. Она связана с ней определенной совокупностью чувственных переживаний, совместных действий, регулируемых исторически возникшими обычаями, традициями, целями и задачами, направленными на сохранение определенной политической, экономической, культурной независимости при контактах с другими государствами, а также создания условий для улучшения жизни сво­его народа. Основы этого взаимодействия закладываются в семье, трансформируясь, развиваясь при возникновении более сложных связей индивида, когда он становится членом трудовой ассоциации, осознает свою принадлежность к такой территори­альной общности, как жители родного поселка, города, региона. Появляется привязанность, любовь к т.н. «малой родине», вбирающей формы взаимодействия, возникшие на уровне семьи, производствен­ного коллектива. Наконец, расширение социальных связей личности до уровня населения всей страны, частью которой она себя начинает осознавать, по­рождает патриотизм как особое социальное взаимодействие, содержащее совокупность специфических чувственно-эмоциональных, рациональных и практических элементов.

Патриотизм выступает особенным механизмом передачи культуры, отражаясь в идеях и чувствах, которые объединяют людей вокруг и их интересы которые в степени понятны каждому и близких для всех. Основы патриотизма содержатся в осознании человеком своей принадлежности к определенной цивилизационной и национальной целостности и культуры, объединение языков, культуры, традиций, религий многих этнических групп в единое духовное пространство, – это именно та совокупность, которая подводит индивида к системе ценностей, которые коренятся в национальном менталитете и духовности. Только в сфере многонациональной культуры вероятность формирования положительного восприятия своего государства, отдельной страны наиболее высока, а вероятность формирования у индивида сознания необходимости бескорыстного служения своей Родине, Отечеству высока. В рамках постоянных усилий по присвоению культурных ценностей индивид осознает себя членом единого социокультурного и политического сообщества. Человек, воспитанный на чужих ценностях, идеалах, вскормленный ими, никогда не будет патриотом, не будет желать блага своей Родине. "Разовый" и "юбилейный" подходы к патриотическому воспитанию не принесут пользы, более того, они будут направлять этот процесс формирования сознания, который необходим сегодняшнему обществу, в формальную обстановку. Никакие патриотические чувства и идеи не будут действенными, если они не станут руководством к действию, не приобретут характер патриотической деятельности. Более того, патриота "воспитывают" не только воспитательными мерами, но и реальными и практическими, эффективная работа государства по повышению благосостояния собственного народа, укреплению экономической власти и авторитета, созданию достойных условий труда, быта, досуга, самореализации человека и обеспечению национальной безопасности [7, с. 11].

Современный патриотизм может сыграть важную роль в объединении   народов и страны, в улучшении межнациональных отношений и духовного пространства, в построении сильного, процветающего, многонационального и поликультурного государства. Патриотизм должен стать принципом всей государственной политики.

Таким образом многовариантность концептуальных подходов к пониманию феномена патриотизма формирует его понимание с различных углов зрения как особого социокультурного общественного и личного института. Проведенный анализ позволяет перейти к рассмотрению особой роли системы общего и профессионального образования в формировании патриотизма у учащейся молодежи.

 

Список литературы:

  1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания: дис. … канд. полит. наук. – М., 2001. – 189 с. URL-https://search.rsl.ru/ru/record/01000311816
  2. Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 / Вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2007. – 1179 с. URL- https://studfile.net/preview/4165966/page:2/
  3. Винер Б.Е. Этнические организации в Санкт- Петербурге // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – C. 110-121. URL- https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-organizatsii-v-sankt-peterburge
  4. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 412. URL- https://ru.wikisource.org/wiki/Доклад_в_педагогическом_училище_(Макаренко)
  5. Меренков А.В. Проблемы формирования патриотизма у подрастающего поколения // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой отечественной войне. – Екатеринбург. – 2015. – С. 62-63. URL-  https://moluch.ru/archive/350/78691/
  6. Ружа А.С. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 6 (14). – URL: http://ej.soc-journal.ru/ archive/2012/6/ruzha.pdf
  7. Соловьев В.С. Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т. XXIII. – СПб., 1998. – С. 1261-1262. URL- https://litresp.ru/chitat/ru/Б/brokgauz-f-a/enciklopedicheskij-slovarj-p/120
  8. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с. URL- https://search.rsl.ru/ru/record/01001691538
  9. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с. URL- https://socioline.ru/book/sorokin-pa-obschedostupnyj-uchebnik-sotsiologii-stati-raznyh-let
  10. Трифонов Ю.Н. Патриотизм как социально-философская проблема: сущность и основные направления: дис. … канд. филос. наук. – Тамбов, 1997. – 157 с. URL- https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-ponimaniyu-fenomena-patriotizma-v-sotsiologicheskoy-nauke
  11. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М.: Изд-во Наука, 1995. – 176 с. URL-  https://search.rsl.ru/ru/record/01001711761
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий