Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 26 февраля 2024 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сенатор В.В. БИТВА ПРИ КАННАХ ПО ЛИВИЮ И ПОЛИБИЮ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(182). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(182).pdf (дата обращения: 09.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

БИТВА ПРИ КАННАХ ПО ЛИВИЮ И ПОЛИБИЮ

Сенатор Владислава Витальевна

студент, институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE BATTLE OF CANNES BY LIVY AND POLYBIUS

 

Vladislava Senator

Student, Institute of History, Social and Humanities Education, Novosibirsk state pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ двух оценок и характеристика битвы при Каннах на основе описания античных историков - Полибия и Тита Ливия.

ABSTRACT

The article presents an analysis of two assessments and a description of the Battle of Cannae based on the description of ancient historians Polybius and Titus Livy.

 

Ключевые слова: Тит Ливий, Ганнибал, битва, Полибий.

Keywords: Titus Livius, Hannibal, the battle, Polybius.

 

Битва при Каннах является, пожалуй, одним из самых известных в мировой истории сражений. Эта битва была крупнейшим событием Второй Пунической войны. В этой битве карфагенский военачальник Ганнибал, к изумлению всего тогдашнего цивилизованного мира, почти полностью истребил римскую армию, которая численно почти вдвое превосходила карфагенян, а боевой выучкой, как минимум, не уступала. Античные историки не единожды описывали эту битву, каждый раз находя всё новые и новые причины поражения, называя виновников поражения, включая сюда силы природы и даже богов. В данной статье будет сделана попытка провести анализ двух оценок и повествований этого сражения античными историками – Титом Ливием и Полибием.

Авторы расходятся уже в самом начале повествования – Ливий не упоминает участия сената в распределении воинов и решениях насчёт военных мероприятий, зато вставляет несколько речей и деталей, характеризующих двух консулов и их противостояние. Всё выставляется так, будто бы Фабий советует Эмилию Павлу не давать сражения Ганнибалу, т.е. вести ту же стратегию, что сам Фабий. Однако из упоминаний обоих историков мы знаем, что в общем Рим на борьбу с Ганнибалом мобилизовал 16 легионов (8 римских и 8 союзных), что Полибий называет беспрецедентным. Это силы (У Полибия это 80 тысяч пехоты и 6 конницы), значительно превосходящие армию карфагенян (40тысяч пехоты и 10 тысяч конницы), [1, с. 56] о чём римляне знали и вполне могли надеяться на победу попросту из численного превосходства. У Полибия нет намёка на нежелание вступать в бой у Эмилия Павла, зато есть указание сената дать сражение после сообщения проконсулов. Эти детали позволяют сделать вывод что, в общем-то, решение дать генеральное сражение было принято ещё в Риме, а Тит Ливий раздул из возможных реальных разногласий консулов историю, принижающую Варрона и выставляющую Эмилия Павла в положительном свете не то гением, не то внемлющим советам других, но ограниченным кодексом чести, долгом и общественным мнением и потому малоспособным повлиять на судьбу. Очевидно, вся канва противостояния выдумана и продумана Титом Ливием или его источниками и в основе своей имеет фамильное и патрицианско-плебейское противостояние (близость Варрона к плебсу, солдатам и весь связанный с этим негатив проскальзывает у Тита Ливия повсеместно). Это не говоря уже о привнесённых Ливием историй о впервые произнесённой перед трибунами клятве и прочих художественных деталях повествования. Гораздо более интересное противоречие – данные Ливия о недостатке хлеба (и еды вообще) в армии Карфагена у Ливия и обратное заявление о захвате хлебного склада в Каннах у Полибия. История Ливия вновь подозрительна – награбленного продовольствия на один день, испанцы вот-вот сбегут к врагу, надо срочно дать бой, и как удачно, что на подходе римское войско с ретивым консулом Варроном. Причём Ливий объясняет нехватку еды тем, что она была скоплена римлянами в укрепленных городах – Полибий этому нисколько не противоречит, но заявляет, что один из таких городов Ганнибал как раз-таки взял – это Канны. На лицо сокрытие Ливием этого факта, дабы придать войску Ганнибала большую ретивость и мотивацию непременно вступить в бой. Отдельно стоит отметить некое брожение в войске Ганнибала, описание у Ливия, чего не отмечает Полибий – возможно, он отмёл эти примечания, а Ливий включил, т.к. оба пользовались свидетельствами анналиста Фабия Пиктора, который приводил свидетельства некоего пунийского полководца; также они пользовались информацией грека Силена, приближенного Ганнибала.

Следующее несоответствие встречается при описании первой стычки легковооруженных воинов – у Полибия в этот день командовал Варрон, а у Ливия – Эмилий Павел, но они хотя бы единогласны, что стычка закончилась в пользу римлян. Причём у Полибия это намеренное наступление на врага, а у Ливия – случайная стычка зарвавшихся фуражиров; у Полибия стычку остановила ночь, а у Ливия – приказ Эмилия Павла. Трудно ответить, кто в данном случае прав, но стремление Ливия прикрывать неудачные ходы римлян глупостью Варрона и злым роком вынуждает отдать предпочтение Полибию.

Кроме того, если у Полибия римляне сразу встают в два лагеря по берегам рек, то Тит Ливий перед этим действием упоминает какие-то уловки Ганнибала, которые не удались из-за неудачных предзнаменований и беглых рабов, говорит о попытке уйти в Апулию за хлебом… И только устроив преследование карфагенян, римляне встают в те же два лагеря. Интересно, что у Полибия Ганнибал после стычки произносит речь, в которой есть следующие слова: «С победою в этой битве вы тотчас станете господами целой Италии» [1, с. 244]. У Тита Ливия есть такой же эпизод – словами Варрона он говорит: «не его вина, если Ганнибал давностью владения уже как бы приобрел для себя Италию». Очевидно «творческое заимствование» у Полибия.

Дальнейшие события имели место в таком порядке: Ганнибал выводит войска напротив основного лагеря римлян, его провокация к битве не удаётся, и он посылает нумидийцев нападать на водоносов из малого лагеря на другом берегу реки. Командовавший в тот день Павел справедливо отметил, что местность слишком благоволит Ганнибалу в виду его превосходства в кавалерии. Это имело свой эффект – несмотря на описываемый конфликт у Ливия, в обоих повествованиях Варрон перешел на другой берег реки [2, с. 89].Он также говорит, что ширина римского построения не позволила бы встать перпендикулярно реке – пришлось бы строиться наискось, что, возможно, подтверждает (или явствует собой происхождение) утверждение Ливия о некоем ветре.

Ганнибал смог применить подходящую тактику (знаменитые «клещи»), благодаря которой он смял правый конный фланг римлян, затем ликвидировал оставшуюся конницу врага и окружил пехоту, причём меньшими, чем у Рима, силами. Нам здесь стоит отметить несколько вещей: во-первых, было странное свидетельство Тита Ливия о фальшивых воинах-перебежчиках, которых римское войско приняло и даже поставило в собственный тыл просто потому, что они прискакали без оружия.

Но, наверное, трудно себе представить того военачальника, что заведёт себе в тыл пусть и безоружную, но перебежавшую из вражеского лагеря группу воинов. Скорее всего, здесь Тит Ливий в очередной раз отстаивает точку зрения, что при Каннах римлян перехитрили, но никак не победили мужеством и силой коварные карфагеняне. Либо он приводит некий реальный домысел римлян, порождённый внезапностью атаки с тыла. К тому же, такое свидетельство очень удобно укладывается в сообщения о якобы брожениях в войске Ганнибала. Очень неоднозначны два противоречия – Полибий говорит, что солнце не светило никому в глаза, а правым флангом карфагенян командовал Ганнон. Ливий же утверждает, что был тот самый юго-восточный ветер с пылью, а правый фланг был под командованием Махарбала. И если свидетельство о погоде можно отдать в пользу Полибию вследствие его путешествий, то вопрос о командовании остаётся открытым. Возможно, раз уж ни один автор не отрицает командование центром Ганнибала и брата Магона, то либо оба военачальника командовали правым флангом, либо им был всё же Ганнон – поскольку для Ганнибала было типично на командные должности назначать родственников – Магон, Газдрубал тому пример. К слову, многие выводят из факта командования Павлом правым флангом его командование в тот день вообще – но тогда рушится вся нить смены командования. Видимое противоречие между Ливием и Полибием, на наш взгляд, исчерпывается тем, что Ливий не учёл всех дней противостояния. По Полибию, войско прибыло (командовал Павел), случилась стычка (Варрон), день прошёл (Павел), Ганнибал произнёс свою речь и прождал ещё день (Варрон), Павел проигнорировал выход Ганнибала (Павел), и на следующий день произошла битва (Варрон). У Ливия же повествование идёт таким образом, будто в день прибытия случилась стычка (Павел), потом Ганнибал попробовал уловку (Варрон), Ганнибал ночью ушел к Каннам и на следующий день попробовал спровоцировать римлян (Павел), и уже под командованием Варрона случилась битва [3, с. 102].  Так как версия, что войско Ганнибала ушло ночью, дождалось римлян у Канн и весь день простояло в ожидании битвы вряд ли достоверна: ведь уставшие солдаты мало на что способны. И кому, как не Ганнибалу, это понимать. Стоит отдать предпочтение Полибию и его шести дням противостояния вместо ливиевых четырёх. Ливий в данном случае, видимо, попросту смешивает и путает даты. В том же, что консулы решили командовать кавалерией и распределились по флангам, нет ничего странного– они прекрасно понимали слабость своей кавалерии и преимущество пехоты, поэтому правильно решили находиться на наиболее опасных участках – ведь и Ганнибал занял наиболее уязвимый центр своих рядов.

Рассмотрев две версии двух разных историков, нами была сделана попытка выяснить достоверность их версий и отдельных деталей. Было выведено, что никакого конфликта консулов не было, и решение дать бой было принято сенатом в совещании с консулами; также было прояснено множество противоречий между историками. И их действительно много – данные о положении Ганнибала, погоде, действиях и командовании подчас абсолютно противоположны у двух авторов.

Полибий старается анализировать, изучать битву, учитывать её предпосылки и последствия, активно использует свой географический и военный опыт в повествовании [5, с. 68]. В большинстве случаев он критически относится к источникам, и вся его история о каннах выдержана в более историческом стиле, достойном хорошего исторического труда. У Полибия были принципы, которые мы могли бы назвать принципами и современного историка. Напротив, Тит Ливий в самом начале своего масштабного труда признаёт – его интересует не столько истина, сколько воспитание и внушение гражданам определённой идеи патриотизма, величия Рима и патрициев, высокой нравственности людей того времени. Его рассказ полон художественных деталей, трагизма и драматизма, но исторической достоверности ему не достаёт – в нескольких случаях мы даже видели, что Тит Ливий намеренно игнорирует свидетельства Полибия, списывая не вредящие его концепции детали и отметая все остальные. Он пользуется трудами хронистов и составителей семейных историй – источниками субъективными.

Но более глубокое изучение особенностей римской историографии делает очевидным вывод – Тит Ливий сам следует традиции анналистов и ничем от них не отличается, кроме того, что написал гораздо большую и безусловно красивую с художественной точки зрения «историю». Но именно художественности в ней больше всего – это не исторический материал, а художественно-дидактическое произведение, созданное с совсем иными целями, нежели поиск исторической истины.

 

Список литературы:

  1. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Пер. с греч. Ф.Г. Мищенко. Т. I-II. СПб.: Ювента, 1994-1995. (I, 14; II, 56; III, 32; XII, 25 b-h; III, 106-107; 113, 118). 495 с.
  2. Тит Ливий. История Рима от основания Города. Т. I-II. М.: Наука, 1989, 1991 (I, предисловие; XXII, 38-40; 44-52).
  3. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1. СПб.: Ювента, 1994. 416 с.
  4. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.320 с.
  5. Кораблев И.Ш. Ганнибал. М.: Наука, 1981. 360 с.
  6. Кузищин В.И. Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма) М.: Издательство Московского университета, 1982. 240 с.
  7. Утченко С.Л. Римская историография и римские историки/ Историки Рима. М.: Наука, 1982. С. 5-34.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.