Статья опубликована в рамках: CLXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2023 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСТВО В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
CREATIVITY IN THE POST-INDUSTRIAL ECONOMY
Marina Komarova
student, production faculty, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),
Russia, Moscow
Lilia Lanina
scientific supervisor of the Candidate of Economics. Sciences, Assoc., All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы современной экономики, где креативная экономика становится ядром развития. Рассмотрены основные положения креативной экономики с позиции творчества. Проводится анализ значения творческого потенциала человека и его взаимосвязь с основными тенденциями современного общества. Представлены вопросы поддержки творчества со стороны государства и на уровне организаций.
ABSTRACT
This article examines the issues of the modern economy, where the creative economy becomes the core of development. The main provisions of the creative economy from the position of creativity are considered. The analysis of the value of a person's creative potential and its relationship with the main trends of modern society is carried out. The issues of support for creativity from the state and at the level of organizations are presented.
Ключевые слова: креативная экономика; креативные индустрии; творчество; творческие идеи; творческое мышление.
Keywords: creative economy; creative industries; creativity; creative ideas; creative thinking.
Сегодня, обращая взгляд в прошлое, можно заметить, что развитие экономики разных стран на протяжении длительного времени обеспечивалось за счет промышленных индустрий. В настоящее время экономический фокус все больше смещается с производства на сферу услуг. Человечество переходит к экономике творческих идей.
С начала 70-х годов прошлого века, благодаря появлению Интернета, технологических инноваций, начинает постепенно меняться отношение к материальному производству, смещая спектр внимания к увеличению доли информационных, культурных и творческих продуктов в валовом национальном продукте. По сути, был запущен процесс экономической реструктуризации. Все больше уделяется внимание пониманию того, что интеллектуальные права позволяют коммерциализировать творческие идеи, а креативные услуги и продукты могут генерировать прибыль в конкурентной рыночной среде. Десятилетия, прошедшие после 1970-х годов, привели к масштабным экономическим изменениям, объясняемым такими концепциями, как глобализация и промышленная трансформация. Появление новых технологий способствовало развитию новой экономики (блокчейн, 3D-печать, виртуальная реальность, облачные технологии, дроны). На этом фоне творческая составляющая труда в создании современных продуктов (товаров, работ, услуг) вышла на передний план.
Поменялось и мировоззрение общества. Первостепенными потребностями личности стали потребности в самореализации и раскрытии потенциала личности как в проявлении индивидуальности. В обществе все больше ценится не только материальное богатство индивида, но и его личностные, творческие качества, способность порождать новые идеи, отличающиеся от традиционных схем мышления. Вопросы творчества повлекли за собой повышенные потребности к самореализации и раскрытии потенциала личности в условиях трудовой деятельности.
Увеличивающееся влияние креативной творческой составляющей на развитие человеческого общества спровоцировало появление понятия «креативная экономика». «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», принятая Правительством Российской Федерации дает определение «креативной экономике» как «тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности» [1].
Американский экономист Ричард Флорида, анализируя постиндустриальное экономическое развитие общества, подчеркивал мысль о том, что креативная экономика становится ядром развития, где главным составляющим являются представители творческих профессий, а вся деятельность в сфере креативных индустрий основывается на трех основных принципах: талант, технология и толерантность. В свою очередь, специалист в области креативной экономики Джон Хокинс утверждал, что важнейшим источником ценности креативной экономики является индивидуальное творчество, которое является движущей силой экономического роста [2]. А исследователь Д. Андриссен выявил взаимосвязь человеческого развития и социального капитала, определяя данную взаимосвязь как интеллектуальный капитал, т е. знания, являющиеся основным производственным ресурсом и основой креативной экономики [3].
В современной экономике конкуренция между производителями связана не столько с ценой их товаров, сколько с их соответствующими способностями предлагать новые форматы продуктов и их продвижения. А современные потребители не принимают решение о покупке исключительно по цене нового продукта, они пытаются понять его возможные преимущества. Личности, основанные на креативности, такие как креативный производитель и креативный потребитель, наделенные творческими способностями, открывают все больший спектр видов деятельности как к имеющим потенциальное применение и значимость для постиндустриальной экономики.
Креативная экономика неотделима от творческих (креативных) индустрий: «сфер деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью» [1]. Творческие отрасли постиндустриальной экономики, включающие такие сферы, как видеопроизводство, фотография, музыка, мода, кино, литературное творчество, видеоигры, издательское дело, теле- и радиовещание, являются движущей силой креативной экономики. Эти отрасли также признаны жизненно важными как с экономической, так и с культурной точки зрения.
В современных условиях все сводится к тому, что высокая конкурентоспособность стран обеспечивается степенью и скоростью развития в них креативной экономики. Креативные индустрии прогрессивно развиваются в структурах экономики многих стран и занимают значительную долю ВВП. Развитые страны создают условия для привлечения талантливого и креативного слоя населения, осознавая важность человеческого развития как двигателя современной экономики. В рамках реализации «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» в России создаются разнообразные программы, реализующие развитие творческого потенциала, в т.ч. Федеральный проект «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора («Придумано в России»)». Благодаря этому проекту в регионах России создаются Школы креативных индустрий, мотивирующие развитие детского творчества и подготовку к дальнейшему выбору профессии в условиях креативной экономики.
Однако, следует отметить, что вопросы творчества в современном обществе не могут быть рассмотрены только через призму креативных индустрий. Творчество стало важнейшим навыком для профессионалов во всех областях. В современных организациях вопросы творчества могут реализовываться на уровне организационной структуры, рабочих процессов, корпоративной культуры. Одновременно с этим, сам процесс творчества может состоять из упорного труда, непрерывного образования и практики. Важным компонентом творческого мышления является готовность экспериментировать. Экспериментирование позволяет опробовать новые идеи, определить осуществимое решение. При этом творчество неразрывно связано с эмоциями и чувствами, реализацией эстетических способностей в работе (таких как эстетическое суждение, чувство ритма, стремление к красоте, импровизация, способность замечать и осознавать неосязаемые вещи и выражать идеи, выходящие за рамки рациональности). Управление практическим процессом создания творческого продукта (товара, работы, услуги) реализуется через создание пространства для неформального взаимодействия между членами команды и появления идей. Вместе с тем, жесткие сроки для получения итогового результата не только объединяют разнообразные усилия, но и делают процесс более эффективным.
По мнению экономиста Джеймса Хекмана, креативная экономика основана на квалификации и навыках работников и их интеллектуальном капитале. Данные факторы позволяют адаптироваться к быстрым изменениям и генерировать новые знания и креативные идеи [4].
В креативной экономике наиболее эффективным методом трудоотдачи является такое состояние человека, когда стремление к созданию знания исходит от самого человека. Соответственно, к наиболее важным задачам управления коллективом в условиях креативной экономики следует отнести повышение уровня знаний и творческого потенциала работников, формирования у них инновационного поведения. Этого можно добиться, мотивируя работников активно предлагать творческие идеи для повышения производительности труда, качества и достижения целей и решения проблем, побуждения их к постоянному поиску новых технологий, техник и концепций продуктов, содействие им в проявлении креативности на работе, а также повышения уровня их креативных идей и базы знаний.
Таким образом, для организаций, функционирующих в условиях постиндустриальной экономики важно быстро оценивать новые ситуации и разрабатывать стратегии, позволяющие справиться с меняющимися рынками и потребительскими тенденциями. Благодаря творческому подходу компании могут решать существующие проблемы и думать о будущем. Поддерживая процессы творческого мышления, организации могут реализовывать инновационные идеи, соответствующие текущим и будущим приоритетам и предпочтениям их рынков.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г. № 2613-р «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года».
- Культурная политика-2020: взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения. М.: Фонд «Институт экономики и социальной политики», 2021. 138 с. URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/up-loads/2021/03/2_5350649899211819506.pdf (дата обращения: 16.10.2023).
- Амосова А. И., Кузнецова Е. А. Креативная экономика и ее значение. Текст: электронный // Бизнес-образование в экономике знаний. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-ekonomika-i-ee-znachenie (дата обращения: 18.10.2023).
- Королёва И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием. Текст: электронный // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-v-rossii-i-mire-sostoyanie-tendentsii-i-problemy-upravleniya-razvitiem/viewer (дата обращения: 18.10.2023).
дипломов
Оставить комментарий