Статья опубликована в рамках: CLXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2023 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА: КОНЦЕПЦИИ И АСПЕКТЫ
Принцип верховенства права является основополагающим принципом функционирования правового государства. Можно сказать, что данный принцип лежит в основе остальных принципов права и обеспечивает равенство всех перед правовыми нормами.
Современные исследователи в своих работах рассматривают принцип верховенства права с разных сторон и выделяют различные, иногда противоречивые определения термина «верховенство права», но, как отмечает С. П. Погребняк «все они могут быть сведены к двум основным группам, известным как «формальная» и «материальная» (содержательная) концепции» [1, c. 33]. Эти концепции также можно назвать формальным и содержательным аспектами верховенства права.
Формальный аспект основан на том, что верховенство права является лишь формальным ограничением государственной власти, при этом оно ограничивает власть наличием определенных правил и процедур, которые тем не менее, должны соответствовать определенным требованиям.
Содержательный аспект основывается на глубокой связи верховенства права с правами человека и на требованиях к содержанию норм права. Таким образом, государство ограничено именно содержанием нормативных правовых актов.
Более подробно рассматривая формальный аспект, можно выделить несколько формальных концепций верховенство права: правление на основе закона, формальная законность, объединение демократии и законности.
Первая концепция является достаточно примитивной, поскольку в ней закон рассматривается как основное средство действия государства, однако правление на основе закона не ограничивает государственную власть на достаточном уровне, что и является основным моментом для критики данной концепции.
Вторая концепция связывает с верховенством права базовую способность права направлять поведение тех, кто ему подчиняется. Также эта концепция выдвигает к закону требования общности, предсказуемости и правовой определенности. Правовая определенность означает, что нормы права должны обладать четкостью и ясностью. Также стоит понимать, что, поскольку идет речь о верховенстве права, а не закона, то некоторая правовая неопределенность все же возможна. Можно вспомнить, что Г. Харт определил наличие у права так называемой «открытой структуры». «Открытая структура», по замыслу Харта, заключалась в том, что правовые нормы состоят из неизменного и твердого ядра и аморфной структуры вокруг него [2, с. 128-129]. При этом правовая неопределенность может существовать в отношении относительно-определенных норм, поскольку в их случае судьи обладают функцией судейского усмотрения. В итоге можно сказать, что важной составляющей являются правила юридической техники.
Основной идеей третьей концепции является то, что в ней дополняются требования формальной законности демократической идеей, то есть идеей о том, что закон должен проходить процедуры легитимации с помощью демократической процедуры принятия.
Как уже было указано, вторая концепция выдвигает требование правовой определенности, однако это не единственное требование, которое предусматривает формальный аспект верховенство права. С. П. Погребняк при рассмотрении принципа верховенства права выделял также такие требования, как доступность и стабильность, а также последовательность правотворчества [1, с. 36]. Требование доступности можно также дополнить требованием отсутствия обратного действия закона. Эти требования выдвигаются, поскольку индивид не сможет руководствоваться нормами права в полной мере, если не будет знать о наличие той или ной нормы права или не сможет в любой момент удостовериться в правомерности своего поведения. Стабильность и последовательность правотворчества подразумевают, что законы не должны меняться слишком часто, поскольку это также может повлиять на соблюдение индивидами права, потому что невозможно будет уследить за всеми изменениями в законодательстве.
Стоит отметить, что еще несколько ключевых требований были выделены Л. Фуллером. Выделенными им требованиями являются принципиальная возможность исполнения существующих в правовой системе правил и соответствие правоприменительной практики установленным правилам [3, с. 75-82]. Другими словами, в правовой системе должна существовать устойчивая практика реализации норм права, которая в то же время обеспечивается гарантиями одинакового применения этих норм. Можно отметить, что для реализации данного требования должна существовать эффективная судебная система, и решения судов должны быть окончательными и выполняться обязательно и эффективно.
Что касается содержательного аспекта, то здесь также можно выделить несколько концепций.
Первая концепция – индивидуальные права. Это концепция очень тесно пересекается с естественно-правовой теорией права и концентрируется на верховенстве права как принципу, гарантирующему соблюдение прав человека. Согласно этой концепции права человека должны признаваться и отражаться в законотворчестве, а в случае нарушения данных прав должны обеспечиваться эффективной судебной системой.
Другая концепция концентрирует свое внимание на верховенстве права как гаранта достоинство человека, которое рассматривается как основа всех остальных прав и свобод человека, как основной принцип деятельности государства.
Третья концепция связывает верховенство права с правом на социальное обеспечение. Данная концепция дополняет основную функцию верховенства права – ограничение государственной власти другими социально ориентированными идеями: преодоление бедности, социальное равенство, социальная защита и т.д.
Как в формальном, так и в материальном аспекте есть свои требованиями. Материальный аспект предусматривает соответствие норм права стандартам основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Такое требование вытекает из того, что права человека являются основой правовой государства и одной из фундаментальных составляющих права. С. П. Погребняк отмечал: «Можно согласиться с тем, что система норм не может претендовать на статус права, если она не гарантирует свободу и равенство с помощью прав человека и гражданина. При других обстоятельствах говорить о верховенстве права без толку – из-за отсутствия самого права» [1, с. 38]. Исходя из этого, можно сказать, что верховенство права обладает наибольшей эффективностью лишь в симбиозе с правами человека.
В целом, можно сказать, что формальный и материальный аспекты верховенства права являются неотъемлемыми сущностными составляющими верховенство права, однако по отдельности не способны обеспечить эффективное осуществление принципа верховенства права, и поэтому в литературе существуют тенденции на создание новой концепции, совмещающей различные ценности, обеспечиваемые правом.
Список литературы:
- Погребняк, С. П. Верховенство права: сущность, уровни, требования / С. П. Погребняк // Юридическая наука и образование. / Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2010. – Вып. 3. – С. 29-39.
- Харт, Г. Л. А. Понятие права / Г. Л. А. Харт ; пер. с англ. Е. В. Афонасина [и др.] ; под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 302 с.
- Фуллер, Л. Л. Мораль права / Л. Л. Фуллер ; пер. с англ. Т. Даниловой ; под ред. А. Куряева. – М. : ИРИСЭН, 2007. – 308 с.
дипломов
Оставить комментарий