Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2021 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Боричевская Е.И., Честных Ю.С. АНДРОГИНЫ, БИГЕНДЕРЫ, ТРАНССЕКСУАЛЫ: ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(109). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(109).pdf (дата обращения: 28.11.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНДРОГИНЫ, БИГЕНДЕРЫ, ТРАНССЕКСУАЛЫ: ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Боричевская Елизавета Игоревна

магистрант Факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

Честных Юлия Сергеевна

магистрант Факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

ANDROGYNES, BIGENDERS, TRANSSEXUALS: FEATURES OF GENDER IDENTITY

 

Elizaveta Borichevskaya

master degree, student of the National Research University «Higher School of Economics»,

Russia, Moscow

Yulia Chestnyh

master degree, student of the National Research University «Higher School of Economics»,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В настоящее время происходит трансформация гендерного состояния в сторону неопределенности. Гендерная идентичность отражает то, как себя оценивает личность – как мужчину, женщину или сочетает в себе оба признака. Идентификация выступает результатом противопоставления мужского и женского. Агендеры, бигендеры и транссексуалы отличаются замкнутостью, стеснительностью и закрытостью.

Значительная часть трансгендеров скрывают свои проблемы, принципы, ценности во избежание дискриминации со стороны общества. Они являются маргиналами и воспринимаются как психически больные люди, поскольку не соблюдают общепринятые нормы, правила и обязанности.  Трансгендеры подвергаются стигматизации в таких областях как здравоохранение, образование, трудоустройство. Их проблемы игнорируются и не решаются. Стоит отметить, что общество считается развитым, когда в нем отсутствует негативное отношение к трансгендерам и бигендерам, то есть существуют перспективы успешной и глобальной конкуренции стран.

Данная работа сфокусирована на изучении представителей трех трансгендерных идентичностей – андрогины, бигендеры и трансвеститы. Эмпирическая часть основана на методе онлайн-наблюдения. В качестве объекта взята открытая группа ВКонтакте «Don't worry! – Бигендер» и интернет-ресурсы «Журнал о звездах инстаграма», «teleprogramma.pro». С помощью качественного контент-анализа изучались записи (около 30 за период 2015-2019 гг.) участников группы социальной сети на тему бигендерного состояния. Также анализировались кейсы (5 историй за 2019-2020 гг.), в которых рассматриваются особенности смены пола на примере знаменитостей (поведение транссексуалов). Выявлено, что бигендеры и транссексуалы сталкиваются с нарушениями психосексуальной присущности.

ABSTRACT

Currently, there is a transformation of the gender state towards uncertainty. Gender identity reflects how a person evaluates himself – as a man, a woman, or a combination of both characteristics. Identification is the result of the juxtaposition of male and female. Agenders, bigenders and transsexuals are characterized by isolation, shyness and closeness.

A significant part of transgender people hide their problems, principles, and values in order to avoid discrimination by society. They are marginalized and perceived as mentally ill people because they do not comply with generally accepted norms, rules and responsibilities. Transgender people are stigmatized in areas such as health care, education, and employment. Their problems are ignored and not solved. It is worth noting that a society is considered developed when there is no negative attitude towards transgender and bigender people, that is, there are prospects for successful and global competition of countries.

This work focuses on the study of representatives of three transgender identities-androgynes, bigenders and transvestites. The empirical part is based on the online observation method. The object is the open group VKontakte "Don't worry! - Bigender" and the Internet resources "Magazine about Instagram stars", "teleprogramma.pro". With the help of high-quality content analysis, we studied the records (about 30 for the period 2015-2019) of the participants of the social network group on the topic of the bigender state. We also analyzed cases (5 stories for 2019-2020), which consider the features of gender change on the example of celebrities (the behavior of transsexuals). It is revealed that bigenders and transsexuals face violations of psychosexual identity.

 

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, бигендер, бисексуальность, трансгендер, транссексуальность, андрогины.

Keywords: gender, gender identity, bigender, bisexuality, transgender, transsexuality, androgynous.

 

В современном социуме растёт число индивидов, не определившихся с собственным гендером, то есть не относя себя ни к мужчинам, ни к женщинам [10]. Такие личности проявляют свои особенности, принципы, интересы в различной общности. Гендерная идентичность формирует определенный образ поведения. Некоторые находят баланс между мужским и женским самовыражением и ощущают себя комфортно (облегчают гендерную дисфорию). Другие принимают специальные препараты, которые влияют на физиологическое проявление противоположного пола. Происходит феминизация, снижающая (ди)стрессовое состояние, вызванное неопределённой идентичностью [10]. Отдельные индивиды меняют гендерную роль с помощью хирургического вмешательства.

В мультикультурном обществе происходит самоидентификация в социальных практиках пола [10]. Мухина В.С. утверждает, что гендерная идентичность – это биологические условия и социальные установки личности [7].

Неопределенность гендерной общности – это следствие всестороннего развития личности (психические черты обоих полов), а именно гармонизация внутриличностных структур [7]. Индивид способен быть в роли как мужчины, так и женщины, происходит стирание психологической границы между полами. По мнению Гладилиной А.П., андрогинное состояние заложено в каждом человеке, что обуславливает бисексуальное или иное поведение. Глобализация стирает национальные, религиозные и половые различия [5].

Андрогинизация характеризует:

  • психологическую маскулинизацию женщин – общественная активность, властность, агрессивность, доминирование;
  • и феминизацию мужчин – неуверенность в себе; высокий уровень эмоциональности [4].

Транссексуализм – это четкое осознание своей принадлежности к противоположному полу и изменение пола путем гормонального и хирургического лечения. Бухановский А.О. отмечает, что транссексуализм это стремление ассимилироваться в обществе среди лиц противоположного пола [8]. Пол утрачивает биологическую сущность и интегрируется в структуры социального.

Зачастую смена пола осуществляется с точки зрения получения наибольшей выгоды. Например, в Таиланде существуют проблемы с безработицей, однако работа в качестве транссексуала в рамках специального шоу востребована. Гендерная идентичность формируется путем предъявляемых социальных требований (ожиданий).

«Заданное гендерное поведение порождает гендерные стереотипы» [8]. Появляется унисекс и метросексуальность, вследствие чего стирается гендерное различие между мужчинами и женщинами. Женщины носят мужскую одежду, а мужчины ухаживают со собой (косметологические услуги, маникюр) [8].

Ватсон Д.Б., Сайдль Х. подчёркивают, что лица, не определившиеся с гендерным состоянием или, которые изменили биологический пол, испытывают высокий уровень стресса (стресс меньшинств) и непринятие со стороны общества [3]. Их стигматизируют и дискриминируют во многих странах, культурах, что приводит к психологическим проблемам.

Бигендеры и транссексуалы являются маргиналами, поскольку не соблюдают общепринятые нормы и ценности. Иванченко отмечает, что они воспринимаются как психически больные люди, общество относится к ним негативно [3].

Небинарные люди

Традиционные гендерные теории, изначально утверждавшие о существовании двух уровней измерения гендера, ввели бинарную систему категоризации индивидов в обществе. Возникновение этой категоризации происходило на основании разделения людей на мужчин и женщин в соответствии с биологическими признаками. В современных гендерных теориях утверждается, что формирование гендерной идентичности происходит позднее, а не в момент рождения ребенка и приписывания ему пола «мужского» или «женского». Позднее возникла концепция андрогинности, предполагающая совмещение в индивиде одновременно мужских и женских качеств [12].

Ряд концептуальных моделей задаются вопросом, каким образом представляются гендерные различия в общественном пространстве. Прежде всего, они представляются в диалогическом формате, впоследствии чего идентичность выступает результатом противопоставления мужского и женского [13]. Идентичность, таким образом, выражается через акцент на свою принадлежность к одной стороне (что также свидетельствует о непринадлежности к другой) [11].

Гендер, производимый через дискурс, обладает перформативностью. Иными словами, гендер становится определяющим в условиях биологического бинарного деления людей, позволяя маскировать тело человека и направлять в его действиях, чувствах, желаниях и пр. [1]. Потому гендерная идентичность отражает, в какой мере каждый человек идентифицирует себя с мужским, женским и тем, что сочетает в себе оба качества [2].

Гендерная классификация продолжила свое дальнейшее развитие в рамках социальных, культурологических, психологических, а также медицинских наук. Отдельное направление исследований составляет фокус на индивидов, не входящих в бинарную систему гендера. Неоспоримым остается тот факт, что подобные гендерные исследования, проводимые в рамках одной дисциплины, являются неполными и требуют внимания со стороны экспертов из различных областей.

За основу в данной классификации берется деление людей на тех, у кого гендерная идентичность совпадает с биологическим полом и тех, у кого она не совпадает [15]. В данном исследовании основной упор будет сделан на изучении представителей трех трансгендерных идентичностей, а именно: андрогинов, бигендеров и трансвеститов. С учетом массового проникновения социальных медиа в повседневность, становится реальным проведение сравнительного анализа в репрезентации гендерных идентичностей, а также формулирование выводов о социальных аспектах подобного гендерного деления. Важно отметить, что в начале 21в. Интернет использовался представителями трансгендерных идентичностей преимущественно анонимным способом, позволяющим скрывать реальную идентичность Интернет-пользователя. Сейчас, наоборот, прослеживается тенденция открытой репрезентации своего «Я», своего гендера в личных блогах, на личных страницах в социальных сетях.

Отдельное внимание в эмпирическом исследовании будет уделено андрогинам и бигендерам. В научном литературе, под бигендерами понимаются люди, имеющие неопределенную гендерную идентичность, которая постоянно подвержена изменениям. Представители этого гендера в разных ситуациях в зависимости от большой совокупности факторов ощущают себя то мужчинами, то женщинами [6, 9]. Однако граница категоризации индивидов на бигендеров и андрогинов до сих пор не имеет ясного очертания [14]. В массовых и популярно-научных текстах оба термина довольно часто используются как взаимозаменяемые или дополняющие друг друга. Эмпирический анализ, представленный ниже, подтвердит тезис, что сами представители небинарной гендерной системы не задаются вопросами о разграничении двух терминов. До сих пор актуальной является дилемма о том, являются ли они твердо уверенными в своей гендерной идентичности или, наоборот, находятся в ее постоянном поиске? Последним этапом исследования станет изучение репрезентации транссексуалов как представителей тех трансгендеров, которые достигли уверенности в своей гендерной идентичности и, потому, решили оперативным путем изменить свой биологический пол в соответствии с гендером.

Методология

Бисексуалы. Эмпирическая часть работы основана на методе онлайн-наблюдения. В качестве объекта взята открытая группа ВКонтакте под названием «Don't worry! – Бигендер». В настоящее время существует смещение фокуса онлайн-наблюдателей в сторону изучения социальных сетей.

В описании группы дается пояснение, что это «площадка для общения, взаимной поддержки и обмена опытом». Участники группы (по состоянию на октябрь 2020 г. их – 274) называют себя «бигендерами», понимая под этим людей, «в которых одинаково развито и женское, и мужское сознание». Иными словами, перед нами снова встает вопрос операционализации понятий «андрогин» и «бигендер». Учитывая немногочисленные социологические публикации на эту тему, целесообразно операционализировать, отталкиваясь от эмпирических результатов.

Было проанализировано около 30 записей группы за период 2015-2019 гг. (первая запись появилась 12.2011, а последняя 09.2019 г.).  После каждой записи наблюдается в среднем 4 комментария, однако более детально они не были изучены. Фокус исследования заключался в основном в анализе постов.

С помощью качественного контент-анализа изучались тексты участников группы. Основные подкритерии – положительная (одобряющая), отрицательная (не одобряющая) и неопределенная оценка своей идентичности. К единицам измерения относилось следующее – «взаимоподдержка»; «принятие себя»; «определение себя»; «не определение себя (поиск идентичности)».

Транссексуалы. Также в работе анализировались кейсы, в которых рассматриваются особенности смены пола на примере знаменитостей. В качестве объекта выбраны два интернет-ресурса (сайт «Журнал о звездах инстаграма» и «teleprogramma.pro»), где изложены истории транссексуалов (общее количество – 6 кейс стади). Проанализированы 5 историй за 2019-2020 гг. Как и в первом случаи, сбор данных производился путем качественного контент-анализа – изучался нарратив знаменитых людей.

Описание результатов исследования

Эмпирический анализ текстов, записей в группе «ВКонтакте» позволяет сформулировать ряд актуальных аспектов жизни для небинарных людей (Табл. 1).

Таблица 1

Анализ текстов, записей в группе «ВКонтакте»

Принципы и нормы поведения небинарных людей

Характеристика принципа

Цитаты пользователей

Чувство общности, взаимоподдержка

Вступление в подобные Интернет-сообщества имеет яркий социальный контекст, поскольку люди нуждаются в поддержке и на подсознательном уровне стремятся к одобрению и пониманию со стороны общества. Общение происходит преимущественно под выдуманными Интернет-страницами, вымышленными именами. Общение бигендеров в таких сообществах на темы, волнующие каждого из них, носит терапевтический характер.

«Трансгендерность (бигендерность) это норма, ты нормальная! Мы все тут нормальные не зависимо от гендера». (Комментарий к записи)

Чувство радости от принятия себя и нахождения единомышленников

Бигендеры признаются, что всегда ощущали, что с ними «что-то не так» (в сравнении с цисгендерами), что приводило в чувства тревоги, беспокойства и одиночества. Записи в группе свидетельствуют о положительных эмоциях, которые испытывают бигендеры, когда впервые слышат о существовании множества гендеров и когда впервые находят подобные сообщества для общения с единомышленниками.

«Мне очень приятно писать вам сейчас. Во-первых, как приятно побыть женщиной и написать о себе как о девушке. Во-вторых – как приятно понимать, что тебя здесь поймут. Когда я узнала о понятии «бигендер», у меня словно всё в голове встало на места». (Запись)

Определение себя

Подобные Интернет-сообщества отличаются отсутствием критики со стороны единомышленников. Главным является свобода в самоопределении. Каждый бигендер сам решает, как и в какой момент себя идентифицировать.

«Меня зовут Мара и... Я человек. Стилист, художник, мать двоих детей и очаровательный подонок – это все я. Как обращаться? Да как Вам угодно». (Запись)

Жизнь «первой» личности (соответствующей биологическому полу)

Так называемая «вторая сторона медали». Особенно актуальным является для тех участников сообщества, которые не так давно осознали свою бигендерность. Вытекает множество вопросов на тему будущего, общения с близкими людьми, каминг-аута и т.д.

«У меня как у мужчины есть девушка (я ещё не знаю, как сложится наше будущее). Понимаю, что огорошивать её сейчас не время. С другой же стороны – а когда время? Может, лучше сейчас, чтобы она понимала, кто я. Но сама я настолько недавно в себе это приняла, что пока не готова ей об этом говорить...» (Запись)

 

Транссексуалы. Хирургические методики, позволяющие провести операцию по смене пола, становятся все более популярными и решают проблему гендерного несоответствия, то есть бинарной идеологии гендерной идентичности. Важно отметить, что такое хирургическое вмешательство свойственно тем людям, которые осознали и приняли другую тендерную роль.

Режиссеры братья-близнецы Вачовски изменили пол и стали женщинами. Они отмечают, что в детстве были замкнутыми, необщительными и предпочитали игры для девочек. Режиссёры столкнулись со следующими проблемами при включении в мужское общество – несоответствие интересов; отсутствие физической подготовленности; непризнание принципов и ценностей, свойственные мужчинам; желание носить женскую одежду; непринятие мужского тела; застенчивость при общении с мужчинами; присутствие женских интересов. В связи с чем непринятие мужского гендера и желание заниматься женскими делами в роли женщины повлияло на их решение о смене пола.

Дочь актрисы и певицы Шер Честити – Боно сменила половую принадлежность. Девушка с детства вела себя как «мальчик» и испытывала сексуальный интерес к женскому полу. Она не принимала свою половую одноприродность, поэтому повысила социальный статус в сексистской системе иерархий – модифицирование пола. Будучи женщиной, она доминировала в сексуальных отношениях, чувствовала власть и маскулинность. Изменение социальной роли (в частности гендера) в сексуальных отношениях является основным фактором трансформации гендерной идентичности.

Спортсмен-легкоатлет Брюс Дженнер пользовался популярностью среди поклонниц, однако среди мужчин нет. Непринятие спортсмена в роли мужчины со стороны мужской аудитории заставило его сменить пол. С помощью видоизменения пола и ухода из спортивной карьеры он привлек к себе внимание мужчин. Осуществляется модификация – отсутствие уважения и поддержки от общества биологической гендерной идентичности влияет на изменение состояния. Происходит включение в тот социум (в другом гендере), в котором можно получить популярность среди своего пола от рождения.

Уникальная внешность (нежное и милое лицо, большие глаза, длинные ноги, волосы, красивая фигура) модели Андрея Пежич повлияла на его гендерное состояние. Внешность модели не соответствовала мужскому гендеру. Общепринятый внешний облик заставил модель сменить пол, поскольку мужское сообщество не принимало его врожденные черты лица и строение тела. Гендерная идентичность сформировалась посредством того, в каком обществе принимают индивида с его биологическими качествами.

Родители бьюти-блогера Никки де Йагер поддержали решение о смене пола своего сына, поскольку хотели, чтобы родилась девочка. Они одевали сына в женскую одежду, покупали игры для девочек и воспитывали как девочку. Искусственно созданные социальные ярлыки в процессе первичной социализации повлияли на смену биологической принадлежности. Индивид не ощущал особенности врожденного гендера, поскольку они были стерты в процессе воспитания. Он не осознавал, как строить свое поведение в мужском образе.

Заключение

Таким образом, трансгендеры сталкиваются с нарушениями психосексуальной присущности. Существует еще один факт трансгендера – «быть замеченным». В настоящее время это мейнстрим общества, индивиды изменяют пол, если не ощущают себя в роли биологического гендера. Они избегают работы над восприятием собственного пола и кардинально трансформируют гендерное состояние. В связи с чем значительное число трансгендеров среди знаменитостей, поскольку таким образом они привлекают к себе внимания, становятся популярными и обсуждаемыми. Их примеру следуют другие, так как поведение звезд для большинства людей является авторитетным.

Бигендерные люди, находящиеся в противоположной позиции по отношению к трансгендерам в связи с неопределенной гендерной идентичностью, также сталкиваются с непониманием со стороны преобладающей части общества. Распространение информации о множественности гендерной идентичности, в том числе с помощью социальных медиа, отличается амбивалентностью. Нарративы о пути поиска своего «Я» среди публичных личностей, а также рядовых пользователей социальных сетей, могут выступать импульсом к переосмыслению своего гендера у большей совокупности людей. Задачей научного осмысления данного феномена является разграничение реального разнообразия гендера и мейнстрима, которые плотно переплетаются между собой в настоящий момент.

Научное осмысление данного феномена расширяет видение стереотипных устоев общества в срезе маскулинности и феминности. Результаты изучения группы ВКонтакте «Don't worry! – Бигендер» отражают значимость для представителей бигендера получать одобрение со стороны общества. Анализ текстовых и фото-публикаций Рейн Дав в Instagram демонстрирует степень давления со стороны общественности на модели поведения мужчин и женщин. Транссексуалы стремятся к тому, чтобы быть похожими на представителей того пола, в который они перешли. Потому проведение таких исследований должно происходить без разрыва от общества и учета влияния большого количества социально-культурных практик.

 

Список литературы:

  1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Субъекты пола/гендера/ желания // Гапова Е., Усманова А. (сост.) Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297–347.
  2. Богатова Л. М. Феноменология пола: социально-философский дискурс проблемы: дис. … д-ра филос. наук / Л. М. Богатова. Казань, 2009. 313 с.
  3. Ватсон Д.Б., Сайдль Х. Эволюция взглядов на гендерную идентичность: расстройство или «новая» норма? // Российский психиатрический журнал. 2017. № 5. С. 33-39.
  4. Гизуллина А.В., Акылбекова Д.А., Бакушкина Н.И. Андрогинизация и асексуализация как две тенденции развития современного общества // Философская антропология и психология. 2015. № 1. С. 142-152.
  5. Гладилина А.П. Андрогинизация и стирание гендерных границ в современном обществе // Вестник КАСУ. 2010. № 1. С. 113-117.
  6. Даймонд М. Пол и гендер – это не одно и то же // Развитие личности. 2013. № 2. С. 205–214.
  7. Иванова А.С. Особенности самосознания агендеров // Инновации в науке. 2018. № 2. С. 32-35.
  8. Матевосян С.Н., Титова Ю.А., Калинченко С.Ю., Руденко Л.В. Расстройства половой идентичности: история изучения проблемы и распространенность в Российской Федерации // Российский психиатрический журнал. 2008. № 3. С. 65-71.
  9. Соколова О.В. Существование пола на пределе: «нулевой пол» // Вестник Башкирского университета. 2008. № 1. С. 1-4.
  10. Ушкова И.В., Киреев Е.Ю. Трансгендерность в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 82-95.
  11. Alcoff L. Cultural Feminism vs. Poststructuralism: the identity crisis in feminist theory // Signs. 1988. Vol. 13. N 3. P. 405–436.
  12. Ashmore R.D. Sex, gender, and individual. L.A. Pervin (Ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. The Guilford Press, New York/London (1990), pp. 487-521.
  13. Poggio B. Editorial: Outline of a Theory of Gender Practices Gender // Work & Organization. 2006. Vol. 13. Issue 3. P. 225–233.
  14. Richards, C., Bouman, P., Seal, L., Barker, M.J., Nieder, T.O. & T’Sjoen, G. Non-binary or genderqueer genders // International Review of Psychiatry. 2016. N 28. P. 95-102.
  15. Schilt K., Westbrook L. Doing Gender, doing Heteronormativity: «Gender Normals», Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality // Gender and Society. 2009. N 4. P. 440–464.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом