Статья опубликована в рамках: CIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2020 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА С ПРАВОВЫМИ СТАТУСАМИ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее – Закон о прокуратуре), прокурорские работники являются федеральными государственными служащими [1]. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом соотносится правовой статус прокурорского работника со статусами иных государственных служащих. Решение данного вопроса важно для определения сущности службы в органах прокуратуры, ее отличий от иных видов государственной службы.
В.Ю. Шобухин отмечает, что наличие в ст. 40 Закона о прокуратуре указания на то, что служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой, играет важную роль, поскольку позволяет не только охарактеризовать особенности правового статуса прокурорских работников, но и законодательно закрепить гарантии независимости органов прокуратуры от органов власти регионального и местного уровней [9, с. 10].
В ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» (далее – Закон № 58-ФЗ) в его действующей редакции предусматриваются следующие виды государственной службы: гражданская, военная и государственная служба иных видов [4]. Вместе с тем, необходимо отметить, что система государственной службы ранее была построена иначе. До внесения в ст. 2 Закона № 58-ФЗ изменений Федеральным законом от 13.07.2015 № 262-ФЗ [7], система государственной службы включала в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу.
Причиной исключения правоохранительной службы из системы видов государственной службы, по мнению В.А. Козбаненко, во многом являлся тот факт, что отдельный федеральный закон о правоохранительной службе так и не был принят, в связи с чем законодателем и было принято решение о замене ее на формулировку «государственная служба иных видов». В результате, как отмечает автор, с момента вступления в силу указанных изменений, система государственной службы РФ стала включать в себя фактически неопределенное количество видов [8, с. 93].
Представляется возможным согласиться с указанным автором, поскольку формулировка «государственная служба иных видов» предполагает возможность закрепления на уровне федеральных законов множества различных видов государственной службы. При этом следует отметить, что «иные виды» государственной службы не получили какой-либо конкретизации в Законе № 58-ФЗ. В п. 3 ст. 2 Закона № 58-ФЗ содержится только бланкетная норма, указывающая, что иные виды государственной службы устанавливаются федеральными законами. Предполагается, что в соответствующих федеральных законах и должны устанавливаться особенности того или иного вида государственной службы. В частности, специальными законами должны регулироваться особенности поступления на государственную службу соответствующего вида, ее прохождения и прекращения, а также особенности правового статуса государственных служащих.
Можно заметить, что только в Федеральном законе от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», указывается, что данная служба относится к «иным видам» государственной службы [2]. Так, в ст. 1 указанного федерального закона содержится формулировка, согласно которой «служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ».
В результате, как полагает В.А. Козбаненко, фактически складывается ситуация, при которой федеральное законодательство устанавливает только три вида государственной службы – военную, гражданскую и службу в таможенных органах, несмотря на то, что «иные виды» государственной службы (в частности, прокурорская служба), безусловно, существуют в действительности, в связи с чем возникает расхождение между правовой формой и сущностью [8, с. 98].
Представляется невозможным в полной мере согласиться с автором, поскольку отсутствие в специальных федеральных законах указания на то, что соответствующая государственная служба относится к «иным видам» никоим образом не исключает отнесения ее к данной категории по смыслу Закона № 58-ФЗ. Наличие такого указания в ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» является скорее исключением технико-юридического характера, которое, безусловно, не позволяет сделать вывод, что законодатель относит к иным видам государственной службы только службу в таможенных органах, что, как отмечает и сам автор, являлось бы абсурдным с учетом существования ряда других видов государственной службы в действительности.
Именно к «государственной службе иных видов» в условиях действующего законодательства и представляется возможным отнести государственную службу прокурорских работников. При этом необходимо учитывать, что к их числу не относятся специалисты, проходящие государственную гражданскую службу в органах прокуратуры, правовой статус которых закреплен Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – Закон № 79-ФЗ) [5], в то время как правовой статус прокурорских работников регламентируется Законом о прокуратуре, который и представляет собой специальный федеральный закон, устанавливающий особенности прокурорской службы как государственной службы «иных видов».
Согласно п. 1 ст. 40.2 Закона о прокуратуре, на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6] (далее – Закон № 273-ФЗ), а также статьями 17, 18, 20 и 20.1 Закона № 79-ФЗ для государственных служащих. Следовательно, на прокурорских работников распространяются запреты, установленные для государственных гражданских служащих, общие требования к их служебному поведению, а также требования, связанные с необходимостью соблюдения антикоррупционного законодательства. При этом, как отмечает В.Ю. Шобухин, распространение на прокурорских работников отдельных статей Закона о государственной гражданской службе не является основанием для признания их государственными гражданскими служащими, поскольку государственная служба в органах прокуратуры имеет иную, специфическую правовую природу [9, с. 11].
В частности, правовой статус прокурорских работников существенно отличается от статуса государственных гражданских служащих ввиду того, что, как отмечалось в предыдущей главе, согласно п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре, трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре, в связи с чем на прокурорских работников по общему правилу распространяются все положения ТК РФ.
Кроме того, как отмечалось ранее, с прокурорским работником, в отличие от государственного гражданского служащего, заключается трудовой договор, а не служебный контракт, что следует из п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре.
Принципиальным образом отличается правовой статус прокурорского работника и от правового статуса военнослужащего. Служба в органах прокуратуры не относится к военной службе. На прокурорских работников не распространяется Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). В отличие от военнослужащих, занимающих в соответствии с п. 1 ст. 42 Закона № 53-ФЗ воинские должности, в системе прокуратуры действует иная система должностей.
Вместе с тем, нельзя не упомянуть об органах военной прокуратуры, которые по своему статусу являются военнослужащими; согласно п. 10 ст. 48 Закона о прокуратуре, должности военных прокуроров и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей; при этом присвоение воинских званий военнослужащим органов военной прокуратуры производится в соответствии с Законом № 53-ФЗ. Правовой статус военных прокуроров, безусловно, является принципиально иным, нежели правовой статус прокурорского работника.
Таким образом, представляется необходимым для устранения возможных неясностей, связанных с определением места прокурорской службы в системе государственной службы, сформулировать абз. 1 п. 1 ст. 40 Закона о прокуратуре следующим образом: «Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой, относящейся к государственной службе иных видов в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы РФ».
Список литературы:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.07.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3586.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1475.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.
- Федеральный закон 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29 (Часть I). Ст. 4388.
- Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы – правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9 (94). С. 92-101.
- Шобухин В.Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. № 2 (98). С. 8-13.
дипломов
Оставить комментарий