Статья опубликована в рамках: CCII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2024 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСКУСТВО О ВОЙНЕ: ЛИТЕРАТУРА, КИНО И МУЗЫКА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
АННОТАЦИЯ
В статье автор попытался проанализировать основные тенденции в отечественном искусстве, осмысляющие тему Великой Отечественной войны. Был осуществлен анализ поэтики и многообразия отражения трагических событий 1941-1945 гг. Автором осмыслен опыт не только искусства военного времени, но и художественной культуры послевоенного и современного времени.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, моральные ценности, жизненные ориентиры, музыкальная культура, песенная лирика, отечественная литература, киноискусство.
Искусство, посвященное Великой Отечественной войне, играет ключевую роль в культуре и воспитании патриотизма, представляя собой не просто традиционную тему, но и необходимое напоминание о подвигах и испытаниях, через которые прошел советский народ. Эти произведения, нацеленные на формирование моральных ценностей среди молодежи, которая растет без ясных жизненных ориентиров, не только воспроизводят важнейшие моменты истории, но и делают акцент на личных переживаниях обычных людей, столкнувшихся с жестокостью военных лет [3]. Таким образом, военное и послевоенное искусство служит мощным инструментом в обучении и сохранении исторической памяти для подрастающего поколения, подчеркивая значимость событий Великой Отечественной войны и вклад каждого гражданина в общую победу. Все это делает актуальным обращение к теме об искусстве, посвященной Великой победе советского народа.
В эпоху Великой Отечественной войны активизация патриотического духа среди граждан СССР стала ключевым направлением в деятельности отечественной литературы, превратив её в эффективный инструмент национальной агитации. Литературные произведения, включая стихотворения, находили своё отражение не только в публикациях центральных и фронтовых изданий, но и распространялись через радиовещание, сопровождая сообщения о ключевых событиях военного и политического характера [4]. Произведения таких авторов, как Константин Симонов с его стихотворениями «Жди меня» и «Землянка», не только звучали на импровизированных сценах как в глубоком тылу, так и непосредственно на фронте, но и переписывались военнослужащими в личные блокноты, становясь произведениями, которые многие знали наизусть.
Среди шедевров, созданных в период Великой Отечественной войны, выделяется произведение К. Симонова «Жди меня», написанное с глубоким чувством к Валентине Серовой, любимой женщине автора: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…». Это произведение является одним из наиболее значимых и волнующих [5].
В период Великой Отечественной войны возникли произведения, ставящие в центр внимания человеческую судьбу в условиях военного времени. Произведения типа «Просто любовь» авторства В. Василевской, «Это было в Ленинграде» под пером А. Чаковского, и «Третья палата» Б. Леонидова иллюстрируют основную идею: человеческое счастье в контексте войны. Отличительной чертой лучших лирических произведений тех лет является их способность выражать глубокие чувства без прикрас и с особой интимностью, что позволяло им легко находить отклик в сердцах людей [2].
В период Второй мировой войны литературный мир был обогащен произведениями, которые и сегодня не утратили своей значимости. Среди таких произведений выделяется поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», прославившаяся как яркая картинка жизни солдата на фронте. Именно благодаря умению автора точно передать черты русского воинского духа, произведение завоевало широкую популярность. В то же время М. А. Шолохов активно вносил свой вклад в литературу военных лет, представив публике в 1942 г. рассказ «Наука ненависти» и начав труд над романом «Они сражались за Родину». Ещё одной заметной фигурой той эпохи стала поэтесса, чья деятельность в условиях осады не была оставлена без внимания – Ольга Берггольц. Ленинградская поэтесса, своими словами «Никто не забыт, ничто не забыто» внесла значительный вклад в литературное наследие о войне, призывая через своё творчество к выдержке и героизму среди обессиленного и страдающего от голода населения. Также Илья Григорьевич Эренбург, выдающийся журналист и писатель, на протяжении военных лет представил читателям более трех тысяч статей, в которых поднимал дух борьбы у граждан. Среди его заслуг – первое использование в русской литературе выражения «День Победы», что стало символом непоколебимой уверенности в победе.
В литературе обсуждение Великой Отечественной войны не ограничивалось одними только первыми годами после её завершения, а продолжалось и в последующие десятилетия, при этом множество авторов в своих работах вновь и вновь возвращались к этой теме. Среди них были и те, кто сумел подробно и метко передать все аспекты военных лет [8]. Среди авторов чьи произведения оставили неизгладимый отпечаток на литературное восприятие страшных лет войны, выделяются такие имена, как Б.Л. Васильев, В. В. Быков, Ю. В. Бондарев и В. С. Гроссман.
В частности, В. С. Гроссман, обогатил культурное наследие рядом значительных работ. Среди них стоит выделить 1945 г., когда была опубликована его книга «В годы войны», объединившая повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки» и другие военные очерки в единую сборку. Отдельное внимание заслуживает его издание «Треблинский ад», которое пролило свет на тему Холокоста, а также совместно с Ильёй Эренбургом составленная «Чёрная книга», дебютировавшая перед читателями только в 1980 г. в Израиле, несмотря на то что была завершена еще в 1946 г., подвергшись купюрам. В период с 1946 по 1959 гг. Гроссман трудился над дилогией «За правое дело», подчеркивая свою преданность осмыслению исторических событий через призму литературы.
Роман «Жизнь и судьба» впервые увидел свет за пределами своей родины в 1980 г., а его публикация в пределах СССР произошла лишь в 1988 г., после смерти автора. В дополнение к этому произведению, также были опубликованы посмертно, включая сборник под названием «Добро вам!» состоящий из рассказов и очерков, а также повесть «Всё течет», завершенная в 1963 г. Сборник «Годы войны», содержащий очерки и заметки из периода военных лет, также входит в число опубликованных работ.
Таким образом, в годы военных испытаний, литературные произведения стали не только отражением исторических событий, но и мощным источником духовной поддержки для народа. Создатели этих произведений, будь то поэты или писатели, которые свою юность провели на фронтах или в трудах тыловых, передали будущим поколениям важнейшие уроки о чести, доброте и любви, проявленные в самые трудные времена.
В годы войны кино стало ключевым элементом, направленным на укрепление идеологического влияния среди жителей Советского Союза и стимулирование их политической активности. В 1934 г. на территории СССР функционировало 29200 киноустановок, однако к 1943 г. в РСФСР их количество сократилось до 6550. Тем не менее, к окончанию военного периода, число экранов возросло до 71600 [1]. В кинопрограммах того времени преобладали патриотические и документальные ленты, отмечаясь первыми попытками кинематографа визуализировать образ врага, который в изображениях начального периода войны предстал в довольно упрощенном виде, как трусливое существо.
В индустрии кино значительное внимание было сосредоточено на производстве киножурналов и документальных лент. Эти произведения затрагивали темы, связанные с героическими деяниями Красной Армии, мощью вооружений СССР и бескорыстным вкладом рабочих в военное производство. Фильмы, воспевающие мужество и героизм, оказывали сильное влияние на формирование моральных качеств советских граждан, особенно молодежи. Среди картин, наслаждавшихся особой популярностью у бойцов, были «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Парень из нашего города», «Валерий Чкалов», «Александр Невский», «Минин и Пожарский».
В эпоху военных лет кинематограф выступил не просто как форма искусства, но как мощный инструмент противостояния агрессорам. Фильмы вроде «Нашествие» и «Радуга», вдохновляли советских граждан на отвагу и самоотдачу в борьбе за родину, воспитывая в них глубокое презрение к оккупантам и безграничную любовь к своей стране.
Постепенно в кинорассказах о войне, где внимание уделяется не столько героическим баталиям на фронтах, сколько многоаспектной рутине военных будней, постепенно вырисовываются сложные аспекты взаимоотношений истории и человека в условиях войны [7]. В этом аспекте выделяются кинематографические произведения, которые стали яркими иллюстрациями такого подхода. Среди них – произведения, получившие признание и ставшие классикой: «Летят журавли» под руководством М. К. Калатозова, созданное в 1957 г., «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая, датированная 1959 г., затем следует «Иваново детство» А. А. Тарковского, выпущенное в 1962 г. Далее, «Крылья», созданные Л. Е. Шепитько в 1966 г., «Белорусский вокзал» в режиссуре А. С. Смирнова, представленный зрителю в 1970 г., и «Двадцать дней без войны» А. Ю. Германа, который появился на экранах в 1976 г., вместе с другими значимыми произведениями, демонстрируют этот уникальный взгляд на войну.
Таким образом, в киноискусстве о войне предпочтение отдавалось не масштабу производства кинолент, а их качеству и способности передавать истину, яркость и патриотический дух. Эти кинопроизведения стали ключевым орудием в деле возбуждения патриотических чувств, побуждая зрителей к героическим поступкам и подвигам, к труду до последнего дыхания за благо победы.
Обращаясь к характеристике музыкального искусства, то в контексте Великой Отечественной войны, песенная лирика заслуживает особого внимания. Песни, ставшие неотъемлемой частью фронтовой жизни, распространялись благодаря артистам, приезжавшим на фронт. Песня «Землянка» Алексея Суркова, с её трогательными строками: «Бьется в тесной печурке огонь…», превратилась в одну из тех жизненно важных песен, которые поддерживали дух солдат.
Среди советских композиторов, работавших в период войны и послевоенного времени, были такие выдающиеся личности, как А. Александров, Н. Богословский, М. Фрадкин, Б. Мокроусов, К. Листов, В. Соловьев-Седой, М. Блантер, А. Эшпай и другие, кто ощущал свою ответственность перед страной. Они считали себя не только творцами искусства, но и патриотами, стремившимися вложить в свои произведения всю глубину и важность того времени, отражая героизм, трагедии, и даже скорбь, связанную с военными событиями. Произведения этих композиторов отличаются непревзойденной выдержкой, мужеством, и стали отражением геройских дел воинов и тяжелых страниц истории, которые являются неотъемлемой частью музыкального наследия того времени [6].
В военный и послевоенный период композиторы, такие как Д. Шостакович, С. Прокофьев, Т. Хренников, Г. Галынин, В. Мурадели, А. Хачатурян, среди прочих, активно создавали оперные и вокально-симфонические произведения. В творчестве Д. Д. Шостаковича, особенно в произведениях таких как Фортепианное трио, Вторая фортепианная соната, Седьмая и Восьмая симфонии, созданных в период наиболее тяжелых военных лет, заметна уникальная смесь траурно-тревожного настроения с выдающейся эмоциональной насыщенностью.
Подводя итоги, можно сказать, что благодаря таланту и работе выдающихся деятелей отечественного искусства, история героизма и человеческих достижений в период войны стала важнейшей составляющей нашего наследия, способствуя тем самым победе и мирному будущему на планете. Так, литература, музыка и киноискусство войны выступают как важнейшие хранители коллективной памяти о тех, кто своими подвигами определил исторический путь наций.
Список литературы:
- Батюк Л. И. Культура России в годы Великой Отечественной войны : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. – М., 2005. – 22 с.
- Веймарн Б. В., Зингер Л. С. (ред.) История искусства народов СССР. В 9 т. Т. 8. Искусство народов СССР в период Великой Отечественной войны и до конца 1950-х годов. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 487 с.
- Ворожка Е. Е. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы на материале произведений о Великой Отечественной войне // Научные труды магистрантов и аспирантов: Сборник научных трудов / Отв. редактор Д. А. Погонышев. – Нижневартовск, 2020. – С. 10-12.
- Гладких З. И. Искусство периода Великой Отечественной войны как источник духовно-нравственного воспитания личности// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – №2. – С. 102-109.
- Попова М. М. Великая отечественная война в современных произведениях художественной литературы // Севастополь-Сталинград: одна война, одна история. Посвящается Великой Победе: Материалы и доклады Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых учёных. – Волгоград: Либест, 2017. – С. 97-100.
- Селина П. А. Музыкальная культура в период великой отечественной войны // Война и мир в Отечественной и мировой истории: материалы международной научной конференции, в 2 т. Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – С-П.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 896-899.
- Старков Е. М. Роль исторических фильмов о Великой Отечественной войне в формировании исторической памяти современного студенчества // Мир культуры глазами молодых исследователей: Сборник тезисов XLIX научно-практической конференции студентов. – Пермь: Изд-во ППГУ, 2024. – С. 591-595.
- Трубина Л. А. (ред.) Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне // Материалы XX Шешуковских чтений. – М.: МПГУ, 2015. – 408 с.
дипломов
Оставить комментарий