Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2023 г.)

Наука: Биология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Литвинова Т.С. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА СПОРТСМЕНОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРИЁМЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА И ПЕРГИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(120). URL: https://sibac.info/archive/nature/5(120).pdf (дата обращения: 03.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА СПОРТСМЕНОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРИЁМЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА И ПЕРГИ

Литвинова Татьяна Сергеевна

студент, магистрант, кафедра физиологии и анатомии, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского,

РФ, г. Нижний Новгород

THE STUDY OF THE INDICATORS OF PROTEIN METABOLISM OF ATHLETES WITH THE COURSE INTAKE OF ROYAL JELLY AND BEE BREAD

 

Tatyana Litvinova

master's student, department of physiology and anatomy, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,

Russia, Nizhny Novgorod

 

АННОТАЦИЯ

Изложены результаты исследования содержания продуктов белкового обмена (креатинин, мочевина) в ротовой жидкости спортсменов, имеющих 1-й взрослый разряд по лыжным гонкам на фоне курсового приёма перги и маточного молочка в тренировочный период. Обсуждаются динамика содержания и механизмы протективного действия исследованных веществ.

ABSTRACT

The results of the study of the content of protein metabolism products (creatinine, urea) in the oral fluid of athletes who have the 1st adult category in cross-country skiing against the background of course intake of perga and royal jelly during the training period are presented. The dynamics of the content and mechanisms of the protective action of the studied substances are discussed.

 

Ключевые слова: маточное молочко; перга; креатинин; мочевина.

Keywords: royal jelly; bee bread; creatinine; urea.

 

Введение

Изучение влияния биологически активных веществ, в частности продуктов пчеловодства, для повышения спортивной результативности и интенсификации восстановительных процессов после соревнований – одна из актуальных задач современной физиологии. Интерес спортсменов, тренеров, спортивных медиков и биологов к применению апипрепаратов возрастает всё больше [3], поскольку эти вещества природного происхождения не являются допингом, могут оказывать стимулирующее действие широкого спектра на органы и системы организма и положительно влиять на физическую работоспособность [1].

Несмотря на многообразие апипрепаратов, особенности их состава и дозировок компонентов на практике учитываются и используются недостаточно, что, несомненно, снижает их эффективность, а в ряде случаев вообще не приносит пользы. Вышеизложенное определило цель исследования: изучение влияния продуктов пчеловодства на показатели белкового обмена и работоспособность спортсменов-лыжников в условиях аэробной физической нагрузки.

Материалы и методы

Работа выполнена на кафедре физиологии и анатомии Института биологии и биомедицины ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (г. Н. Новгород). В работе использовались нативное пчелиное маточное молочко и пчелиная перга в гранулах производства пасеки ННГУ "Ветчак".

В исследовании приняло участие 8 спортсменов мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, имеющих 1-й взрослый разряд по лыжным гонкам.  Для оценки текущего уровня физической подготовленности на 1 и 10 сутки исследования проводилось контрольное тестирование в виде аэробной физической нагрузки (тест Купера), после обязательной разминки. В качестве разминки проводились общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы.

В ходе эксперимента были сформированы 3 группы. Группу контроля (группа А) составили спортсмены, которые ежедневно в течение 10 суток принимали плацебо (мёд) в дозе 10 г/сут. Исследуемые группы (группа Б, группа В) получали композицию мёда и перги в дозе 30 г/сут/чел в 10 г мёда, мёда и маточного молочка в дозе 400 мг/сут/чел в 10 г мёда, соответственно.

Приём веществ осуществлялся сублингвально 1 раз в сутки за 10 минут до приёма пищи. Назначение, дозировка и продолжительность приёма веществ были предварительно оговорены и согласованы с главным тренером и спортивным врачом.

С целью анализа влияния изучаемых веществ на состояние прооксидантно-антиоксидантного гомеостаза у испытуемых были собраны образцы ротовой жидкости. Забор образцов ротовой жидкости осуществлялся путем сплевывания в пластиковую пробирку объемом 10 мл без дополнительной стимуляции до и после выполнения контрольного испытания на первые и десятые сутки исследования (Овчинников и др. 2018).

Клинико-лабораторные исследования осуществляли в супернатанте, полученном путём центрифугирования ротовой жидкости в течение 15 минут при 3000 об/мин.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Excel. Полученные результаты представлены в виде среднего арифметического ± стандартная ошибка среднего. Анализ на предмет определения статистически значимых различий проводили с применением критерия Манна–Уитни. Результаты оценивались как статистически значимые при р ≤ 0,05.

Результаты и их обсуждение

Исследование динамики показателей креатинина, как устойчивого продукта распада креатина, позволяет дать объективную оценку мощности креатин-фосфатного механизма энергообеспечения мышечного сокращения.

В ходе эксперимента выполнение функционального теста приводило к увеличению содержания креатинина во всех экспериментальных группах как в первый день, так и на 10 сутки эксперимента. Так, в 1 день после проведения теста Купера содержание креатинина в группе А выросло на 42,2%, в группе Б – на 59,8%, в группе В – на 35,8% (табл. 1).

Таблица 1

Динамика содержания креатинина (ммоль/л) ротовой жидкости спортсменов на фоне приема перги (30 г/сут/чел в 10 г мёда) и маточного молочка (400 мг/сут/чел в 10 г мёда) в течении 10 суток

Показатель, ед.

измерения/ группа

Креатинин (ммоль/л)

1 сутки

10 сутки

ДН

ПН

ДН

ПН

Группа А (Плацебо)

37,43±15,21

53,23±6,32

21,18±4,02

31,32±3,76

Группа Б (Перга)

23,86±3,76

38,12±4,54

10,56±2,25

13,02±1,12ˣ

Группа В (ММ)

30,21±8,14

41,03±6,52

21,62±5,32

23,90±7,10

Примечание: ˣ- p <0,05 по отношению к значениям содержания креатинина после физ. нагрузки в 1 день эксперимента;

 

Статистически значимых изменений в динамике показателей данной группы установлено не было, что можно объяснить особенностями биохимии циклических видов спорта и высоким уровнем тренированности спортсменов [5].

Тем не менее, сам факт увеличение концентрации креатинина в ротовой жидкости свидетельствует об активации процессов адаптации организма к нагрузке, путем большего вовлечения в ответ креатин-фосфокиназной реакции энергообразования.

К 10 суткам эксперимента количество креатинина в преднагрузочном состоянии снизилось по сравнению с преднагрузочным состоянием в 1 сутки. В группе А показатель снизился на 76,7%, в гуппе Б – на 125,9%, в группе В – на 39,73%.

Данная динамика свидетельствует о том, что физические тренировки в течение 10 суток приводили к адаптации организма к ним. На 10 сутки эксперимента рост уровня креатинина ротовой жидкости был приблизительно на том же уровне в контрольной группе и составил 47,9%. В экспериментальных же группах рост уровня креатинина был менее выражен по сравнению с первыми сутками и составил 23,3% в группе Б и 10,6% в группе В.

Отсутствие статистически значимых изменений в увеличении уровне креатинина в первый день эксперимента можно объяснить тренированностью организма спортсменов, которая определяет степень активности креатин-фосфокиназной реакции и анаэробного гликолиза.

Понижение уровня креатинина на 10 сутки эксперимента свидетельствует о протективном влиянии и активации адаптационных механизмов в организме спортсменов, что ведёт к повышению энергообеспечения скелетной мускулатуры.

Определение содержания мочевины в слюне спортсменов в 1 сутки эксперимента показало увеличение её содержания во всех исследуемых группах после проведения функционального теста: в группе А – на 20,9%, в группе Б – на 23,5%, в группе В – на 21,4%.Аналогичная динамика наблюдалась и на 10 сутки эксперимента. Содержание мочевины в группе А возросло на 27,9%, в группе Б на 14,9%, в группе В на 15,1% (табл. 2).

Таблица 2

Динамика содержания мочевины (ммоль/л) ротовой жидкости спортсменов на фоне приема перги (30 г/сут/чел в 10 г мёда) и маточного молочка (400 мг/сут/чел в 10 г мёда) в течении 10 суток

Показатель, ед.

измерения/ группа

Мочевина (ммоль/л)

1 сутки

10 сутки

ДН

ПН

ДН

ПН

Группа А (Плацебо)

34,76±6,42

42,05±7,15

29,80±2,05

38,10±4,25

Группа Б (Перга)

40,15±3,26

49,60±5,10

30,81±0,40*

35,40±10,21˄

Группа В (ММ)

32,34±6,30

39,27±5,31

 28,23±5,08

32,50±5,40

Примечание: * - p <0,05 по отношению к значениям содержания мочевины до физ. нагрузки в 1 день эксперимента; ˄- p <0,05 по отношению к значениям содержания мочевины после физ. нагрузки на 10 сутки эксперимента;

 

Таким образом, на протяжении всего эксперимента наблюдалась прямая корреляция между динамикой содержания мочевины и полученной нагрузкой. Увеличение уровня мочевины во всех группах указывает на активацию анаэробных процессов энергообеспечения наряду с аэробными [6].

Однако на 10 сутки содержание мочевины в преднагрузочном состоянии было статистически значимо меньше в группе Б (на 30,3%), а в группах А и В меньше на 16,6% и 14,6% соответственно, а рост уровня мочевины после проведения теста Купера в экспериментальных группах отличался меньшей интенсивностью по сравнению с 1 сутками (на 8,6% и 6,3% соответственно).

Значения постнагрузочного периода также были ниже значений первых суток на 10,4% в группе А, 40,1% в группе Б и 20,8% в группе В.

Эти данные указывают на сбалансированность катаболических и анаболических процессов в организме спортсменов, а также свидетельствует о том, что нагрузки, получаемые в тренировочном периоде, соответствовали диапазону функциональных возможностей и не привели к нарушению процессов постнагрузочного восстановления [5].

Относительно данных контрольной группы значимых изменений в уровне мочевины на 10 сутки не произошло как в преднагрузочном, так и в постнагрузочном состоянии. Это, скорее всего, связано с тем, что параметры содержания мочевины являются индивидуальными, и зависят от программы тренировок, объёма мышечной массы, рациона питания отдельно взятого спортсмена.

Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о том, что введение в рацион перги и маточного молочка стимулировало процессы восстановления организма, увеличило энергообеспеченность мышц, снизило процессы протеолиза, а также способствовало повышению уровня тренированности [4].

Можно предположить, что входящие в состав исследуемых препаратов фосфолипиды и полиненасыщенные жирные кислоты могут корректировать работу электрон-транспортной цепи митохондрий, что уменьшает образование АФК и повышает продукцию АТФ, а соответственно и энергетическое обеспечение скелетной мускулатуры. А благодаря содержащимся в перге и маточном молочке аминокислотам, которые в дальнейшем преобразуются в белок, происходит рост и восстановление мышц после тяжёлой тренировки [2].

Полученные нами результаты согласуются с другими исследованиями. Возможно, они объясняются синергизмом действия на организм компонентов маточного молочка и перги [4].

 

Список литературы:

  1. Конторщикова К. Н. и др. Оценка влияния фармакологической композиции «мёд-маточное молочко-убихинон-10» на прооксидантно-антиоксидантный гомеостаз спортсменов //Медицинский альманах. – 2017. – №. 2. –С.104-107.
  2. Копылова С. В. и др. Исследование совместного действия кофермента Q10 и маточного молочка на некоторые гематологические и спирометрические показатели высококвалифицированных спортсменов //Спортивная медицина: наука и практика. – 2018. – Т. 8. – №. 3. – С. 20-27.
  3. Крылов В.Н., Сокольский С.С. Маточное молочко пчел. Свойства, получение, применение / Научно-справочное издание. Краснодар: Агропромполиграфист, 2000. 216 с.
  4. Крылова Е. В., Морозов И. Д. Исследование антиаритмического действия маточного молочка пчёл и убихинона-10 //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2011. –Т. 2, № 2. – С. 262-265.
  5. Крылова Е. В. Эффективность маточного молочка пчёл при патологических и стрессорных состояниях организма //Оргкомитет конференции. – 2019. – №. 4. – С. 25.
  6. Машкин А.И., Зацепина Е. В., Коломыцев К. Н. Уровень мочевины в крови как маркер степени восстановления в гребном спорте / А. И. Машкин, Е. В. Зацепина, М. В. Коломыцев // E-Scio. – 2022. – № 9(72). – С. 1-6.
  7. Михайлов С.С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической культуры. — 2-е изд., доп. - М.: Советский спорт. –2004. –220 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий