Статья опубликована в рамках: CXLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 февраля 2025 г.)
Наука: Медицина
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭТИКА КЛОНИРОВАНИЯ: РАССМОТРЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КЛОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ, ПРАВ КЛОНИРОВАННЫХ СУЩЕСТВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ETHICS OF CLONING: EXAMINATION OF THE MORAL ASPECTS OF CLONING HUMANS AND ANIMALS, INCLUDING QUESTIONS OF IDENTITY, RIGHTS OF CLONED BEINGS, AND POTENTIAL SOCIAL CONSEQUENCES
Elizaveta Novikova,
student, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Alina Tuktarova,
student, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Dmitry Vorobyov,
scientific supervisor, senior lecturer, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются моральные и этические аспекты клонирования человека и животных. Особое внимание уделяется вопросам идентичности клонированных существ, их правовому статусу и возможным социальным последствиям. Анализируются аргументы сторонников и противников клонирования, а также перспективы развития этой технологии. Обсуждаются потенциальные риски и этические дилеммы, связанные с вмешательством в процесс воспроизводства живых существ. Рассматриваются законодательные ограничения и международные нормы, регулирующие клонирование. Дополнительно исследуются философские и религиозные взгляды на проблему клонирования, а также влияние данной технологии на общественные ценности и моральные устои.
ABSTRACT
The article examines the moral and ethical aspects of cloning humans and animals. Special attention is given to the issues of identity of cloned beings, their legal status, and possible social consequences. The arguments of both proponents and opponents of cloning are analyzed, along with the prospects for the development of this technology. Potential risks and ethical dilemmas associated with interference in the reproduction process of living beings are discussed. The article also considers legislative restrictions and international regulations governing cloning. Additionally, philosophical and religious perspectives on the issue of cloning are explored, as well as the impact of this technology on social values and moral principles.
Ключевые слова: клонирование, биоэтика, идентичность, права клонированных существ, социальные последствия, законодательное регулирование, философские аспекты, религиозные взгляды.
Keywords: cloning, bioethics, identity, rights of cloned beings, social consequences, legislative regulation, philosophical aspects, religious views.
Клонирование как биотехнологическая практика остается одним из самых дискуссионных вопросов современной науки. Эта технология открывает широкие перспективы в области медицины, генетики, воспроизводства и сохранения исчезающих видов, однако вместе с этим она ставит ряд серьезных морально-этических проблем. Вопросы идентичности, прав клонированных существ, социальные последствия внедрения данной технологии — все это требует тщательного анализа и оценки с точки зрения биоэтики, законодательства и философии [3, с. 25].
Одной из ключевых проблем клонирования человека является вопрос идентичности. В отличие от обычного размножения, в результате которого формируется уникальный генетический код, клон является генетической копией своего донора. Это порождает сомнения относительно его индивидуальности и самобытности. С точки зрения философии, идентичность индивида не сводится только к его генетическому коду, но включает также личный опыт, сознание и окружающую среду. Однако остается открытым вопрос, каким образом общество будет воспринимать клонированных людей и смогут ли они претендовать на те же права, что и рожденные естественным путем [2, с. 21]. Клонированные существа могут столкнуться с дискриминацией, социальной изоляцией или юридической неопределенностью относительно своего статуса.
Правовые аспекты клонирования также являются предметом активных дискуссий. В настоящее время большинство стран запрещает клонирование человека на законодательном уровне, мотивируя это этическими и религиозными причинами [4, с. 27]. Однако клонирование животных не регулируется столь строго и уже активно применяется в сельском хозяйстве, фармакологии и научных исследованиях. Вопрос о правах клонированных существ становится все более актуальным, особенно в случае животных, используемых в биомедицинских экспериментах или в производстве продуктов питания. Существуют опасения, что массовое применение клонирования приведет к дегуманизации живых существ и утрате этических норм в отношении биологических форм жизни.
Социальные последствия клонирования также не могут быть проигнорированы. Расширение возможностей данной технологии может изменить традиционные семейные структуры, вызвать изменение представлений о рождении и воспроизводстве, а также привести к новым формам социальной стратификации [5, с. 395]. Возможность создания генетически идентичных людей может быть использована в целях эгоистического самовоспроизведения, создания идеальных работников или солдат, что ставит под угрозу принципы равенства и свободы личности. Кроме того, доступность клонирования может привести к новому виду социальной несправедливости, когда только богатые слои населения смогут позволить себе воспроизводство по собственным генетическим стандартам.
Философские и религиозные аспекты клонирования также представляют значительный интерес. Во многих традиционных культурах процесс рождения считается священным актом, а вмешательство в него воспринимается как посягательство на естественный порядок вещей. Религиозные организации выражают обеспокоенность тем, что клонирование разрушает концепцию уникальности каждого человека, заложенную в религиозных учениях [1, с. 375]. Кроме того, философы спорят о том, является ли клонированный человек продолжением своего оригинала или отдельной личностью с новым жизненным опытом.
С этической точки зрения клонирование ставит перед человечеством множество моральных дилемм. Одни считают, что оно открывает уникальные возможности для лечения заболеваний, органного донорства и продления жизни, в то время как другие опасаются, что такая практика приведет к утрате моральных ценностей и коммерциализации человеческой жизни. Биоэтика рассматривает клонирование как область, требующую строгого контроля и регламентации, поскольку неосторожное применение данной технологии может привести к непредсказуемым последствиям [3, с. 26].
Среди возможных мер регулирования клонирования можно выделить разработку международных норм и стандартов, направленных на защиту прав клонированных существ, а также создание строгих правовых ограничений для предотвращения злоупотреблений в этой области. Необходимо учитывать мнение научного сообщества, философов, юристов и религиозных лидеров при формировании глобальной политики в отношении клонирования. Клонирование представляет собой сложный этический вызов, требующий комплексного подхода [4, с. 28]. Необходимо учитывать как его потенциал для развития медицины и науки, так и возможные моральные, правовые и социальные последствия. Разработка этических и правовых норм в этой области является важнейшей задачей современного общества, которая поможет избежать негативных последствий и использовать достижения науки на благо человечества.
Выводы. Клонирование является одной из самых дискуссионных тем современной биоэтики, вызывая серьезные моральные и правовые вопросы. С одной стороны, клонирование человека и животных открывает перспективы в медицине, таких как выращивание органов для трансплантации, лечение генетических заболеваний и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных. Однако с другой стороны, оно поднимает важные вопросы идентичности, прав клонированных существ и потенциальных социальных последствий [2, с. 20].
Одним из ключевых аспектов дискуссии является проблема идентичности клонированных индивидуумов. Если генетически идентичный организм создается искусственно, остается вопрос о его уникальности, самосознании и правах. В частности, можно ли клонированного человека считать самостоятельной личностью, если его ДНК полностью идентично другому человеку? Данный аспект вызывает многочисленные споры среди философов, этиков и юристов [3, с. 24].
Еще одним важным аспектом является правовой статус клонированных существ. В большинстве стран законодательство не предусматривает специальных норм, регулирующих права и обязанности клонированных индивидуумов. Это может привести к дискриминации, ущемлению прав или, напротив, необоснованному расширению правовых рамок. В связи с этим возникает необходимость разработки международных правовых актов, регулирующих правовой статус клонированных людей и животных.
Потенциальные социальные последствия клонирования также вызывают беспокойство. Введение технологий клонирования в повседневную жизнь может привести к изменению представлений о семейных связях, репродуктивных правах и генетическом разнообразии. Возникает опасность злоупотреблений со стороны частных корпораций, государств или отдельных лиц, которые могут использовать технологии клонирования в своих интересах, например, в целях создания элитных генетических групп или военных программ.
Список литературы:
- Бышов Д.В., Ловицкая А.С. Правовые и этические проблемы клонирования человека // Вестник науки. 2023. №5. С. 372–378.
- Дегтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. С. 20–21.
- Легкоева М.В. Этические и научные проблемы клонирования // Молодой учёный. 2021. №46 (388). С. 24–26.
- Махалова К., Шитова Е. Правовые аспекты клонирования человека // Вести научных достижений. 2019. №4. С. 26–28.
- Портнова Т.А., Неустроева А.Д. Этические проблемы репродуктивного клонирования // Вопросы студенческой науки. 2020. №11. С. 392–402.
дипломов
Оставить комментарий