Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коптелина Е.С. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМОВКИ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ В КЕРАМИКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  ОБ  ОСОБЕННОСТЯХ  ФОРМОВКИ  МЕЛКОЙ  ПЛАСТИКИ  В  КЕРАМИКЕ

Коптелина  Екатерина  Сергеевна

студент  6  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова, 
РФ,  г.  Абакан

Улахович  Светлана  Николаевна

научный  руководитель,  старший  преподаватель,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова, 
РФ,  г.  Абакан

 

Керамика  один  из  древнейших  видов  декоративно-прикладного  искусства.  Керамики  сопровождала  человека  на  протяжении  долгих  лет,  начиная  с  первых  и  до  последних  дней  его  жизни.  На  данный  момент,  керамика,  занимает  одно  из  ведущих  мест  в  декоративно-прикладном  искусстве,  во  всех  странах  мира.  В  музеях  всех  стран,  хранится  достаточно  много  шедевров  художественной  керамики.  Самого  разнообразного  предназначения,  от  примитивных  сосудов,  вылепленных  способом  ручной  лепки  и  обожженных  на  открытом  огне,  до  изделий,  изготовляемых  на  основе  современных  технологий.

Искусство  пластики  малых  форм,  берет  начало  развития  еще  в  глубокой  древности  и  включает  в  себя  огромное  разнообразие  направлений,  материалов  и  техник.  Понятие  «скульптура  малых  форм»  или  «  пластика»  до  конца  еще  не  определены,  но  известны  параметры,  по  которым  высота  и  длина  произведений  может  доводиться  до  семидесяти  сантиметров  и  одного  метра  [4,  c.  6].

Скульптура  малых  форм,  тиражируется  повсеместно,  это  характерно  для  произведений  прикладного  искусства.  Мелкая  пластика  развивается  по  различным  направлениям;  массовое  тиражирование  (сувенирная  продукция,  керамика  для  домашнего  обихода,  посуда,  статуэтки  и  т.  д.),  такого  рода  керамика  запущена  на  поток,  активно  тиражируется  и  пользуется  большим  спросом  на  рынке.  И  керамика,  достаточно  сложных  форм,  как  правило,  это  искусство  индивидуальных  произведений,  они  неповторимы  в  своем  исполнении,  созданы  в  единственном  экземпляре.  Чаще  всего  это  вещи  выполнены  на  заказ.

Взаимоотношение  различных  масс  и  неповторимых  фактур,  привлекают  художников,  возможностями  импровизации  и  созданием  чего-то  необыкновенного,  нового.  Основными  технологическими  видами  керамики  малых  форм,  являются;  шамот,  майолика,  терракота,  фарфор  и  фаянс.Различаютсяэти  материалы,  своим  составом,  режимом  обжига,обработкой,  приемами  художественного  оформления.

Главным  материалом  в  производстве  керамических  изделий,  является  глина.  Глина  это  мелко  измельченная  горная  порода,  различного  химико-минералогического  состава.  Образуется  густая  масса,  при  смешении  таких  компонентов,  как;  вода  и  горная  порода  [2,  c.  10].  В  дальнейшем  способна  сохранять  придаваемую  ей  форму,  от  изделий  мелкой  пластики,  станковой  скульптуры.  После  утилитарного  обжига,  в  муфельной  печи,  глина  становиться  камнеподобной  и  способна  удерживать  в  черепке  влагу.

Наиболее  ценной  породой,  является,  каолин  —  глина  белого  цвета.  Он  в  основном  состоит  из  минерала  каолинита.  Обычно  менее  пластичен,  по  сравнению  с  другими  белыми  глинами.  Он  является  основным  сырьем  для  фарфорово-фаянсовой  промышленности.

Основным  свойством,  определяющим  пригодность  глины  для  лепки,  является  ее  пластичность.  Глина  это  единственный  природный  материал,  который  находится  в  таком  доступном  и  большом  количестве.  Глина  бывает  разного  цвета,  как  правило,  по  цветовому  окрасу  глины,  можно  определить  ее  жирность.  Существуют  сорта  глин,  которые  разделены  на  три  группы:  высокопластичные,  среднепластичные  и  низкопластичные.  Профессионалы,  мастера  керамики,  могут  определить  пластичность  глины  даже  на  ощупь,  путем  разминания  комков  глины  в  руках  [5,  c.  16].

Высокопластичные  глины,  по  своей  структуре,  достаточно  вязкие,  их  называют,  «жирные».  Они  мягкие  на  ощупь,  хорошо  тянутся,  легко  поддаются  обработке  и  чистке.  Но  существует  один  нюанс,  такие  виды  глин,  не  поддаются  высокой  температуре,  при  обжиге.  Керамическое  изделие,  вылепленное  из  такой  глины,  может  расплавиться  и  потерять,  прежде  приданную  ей  форму.

Низкопластичные  глины,  по  своей  структуре  песчаные,  еще  их  называют,  «тощие»,  на  ощупь  они  шершавы,  содержат  в  себе  достаточно  крупные  частицы,  в  руках  практически  не  формуются.  Но  у  них  есть  замечательное  достоинство,  это  огнеупорность.  Не  «жирные»  и  не  «тощие»  глины  в  своем  естественном  состоянии  не  годятся  для  лепки.  Для  тех  и  других  глин,  необходима  первичная  обработка:  в  зависимости  от  того,  какой  вид  изделия  и  нужное  качество  массы  нам  необходимо.  Пластичность  глины  можно  увеличить  или  уменьшить,  для  этой  процедуры  используют  мелкий  шамот  или  шамотную  пыль.  Опытные  мастера  смешивают  несколько  сортов  глины;  высокопластичные  и  низкопластичные.  За  счет  этого,  получается  готовая  масса  средней  пластичности,  которая  подходит  для  лепки.  Рекомендуется  для  наиболее  тонких  и  мелких  изделий,  использовать  более  жирную  глину,  а  для  массивных  более  тощую  глину.

Так  же  глине  свойственна  усадка,  то  есть  уменьшение  размеров  формы  и  деформация.  Деформация  происходит,  из-за  не  правильной  сушки  изделия,  сушить  изделие  нужно  в  помещение  без  сквозняков,  с  равномерным  поступлением  воздуха.  Сырое  изделие  помещают  во  влажную  ткань,  затем  ставят  его  в  пакет,  для  того  что  бы  изделие  сушилось  равномерно.

Существуют  два  вида  усадки;  воздушная  (при  высушивании  перед  обжигом)  и  огневая  (при  обжиге).  Воздушная  усадка  тем  больше,  чем  выше  пластичность  глин.  Она  составляет  от  1,7  до  15  %,  огневая  доходит  до  22  %.  Так  же  существует  и  усадка  при  третьем  обжиге,  для  запекания  глазури,  она  составляет  до  2  %,  от  огневой  усадки  [1,  c.  27]. 

Один  из  самых  важнейших  процессов,  в  изготовлении  керамики,  считается  обжиг  изделия,  в  муфельной  печи.  Перед  обжигом,  необходимо,  изделие  поставить  на  предварительную  сушку  в  печь.  Сушка  должна  длиться  не  менее  трех  часов,  при  температуре,  200—300  градусов.  После  этого,  изделие  окрепло,  подпеклось.  И  затем,  можно  смело  ставить  керамическое  изделие  на  утилитарный  обжиг,  который  длится,  от  6  до  8  часов,  при  температуре  от  900  градусов.  Необходимая  температура  в  печи  набирается  постепенно,  так  как  резкий  перепад,  очень,  опасен  для  керамики.

Перед  началом  изготовления  керамических  изделий,  необходимо  выполнить  несколько  этапов,  таких  как;  заготовка  инструментов,  приготовление  глины,  формовка  изделия,  сушка  изделия,  нанесение  декора,  обжиг  в  печи  и  если  требуется,  глазурирование  только  после  второго  обжига.

Во  время  работы,  глина  должна  быть  однородной  массы  по  своей  консистенции,  без  комочков  и  пузырей  воздуха.  Равномерно  перемешанной  с  различными  добавками,  затем  ее  нужно  отмять  на  специальной  доске  и  довести  рабочую  массу  до  того  состояния,  когда  глина  будет  способна  принимать  ту  или  иную  форму,  при  небольшом  давлении.

Существуют  различные  способы  формовки  керамических  изделий:  пластическое  формование,  литье  (с  использованием  гипсовых  форм),  прессование,  горячее  литье  под  давлением,  ручная  формовка,  формование  изделия  на  гончарном  круге  и  т.  д.  [3,  c.  34].  В  одной  работе  можно  совмещать  сразу  несколько  способов  изготовления  керамического  изделия.  Во  время  процесса  проектирования  изделия,  как  правило,  форма  и  предназначение  предмета  сами  подсказывают  наиболее  правильное  решение  в  выборе  технике,  которую  нужно  выбрать  для  удобства  лепки.

Технология  формовки  керамики  в  гипсовых  формах,  процесс  трудоемкий.  Поэтому,  такую  технологию  лепки,  применяют  для  изготовления  изделий  малотиражного  количества.  Существуют  свои  недостатки,  в  этой  техники  лепки.  Такие,  как  трещины,  расслоения  на  шве  и  стыке.  Они  могут  располагаться  на  боковых  частях  изделия  перпендикулярно  давлению.  Этой  причиной,  может  быть  запрессовка  воздуха.  Гипсовую  форму  нужно  заполнять  равномерным  слоем,  однородной  массой  и  не  допускать  разной  влажности  глины.  Формовка  происходит,  с  помощью  гипсовых  форм.  Перед  тем,  как  начать  формовку  в  гипсовых  формах,  необходимо  приготовит  шаблон  изделия,  который  мы  хотим  воспроизводить.  Для  гипсовой  массы,  потребуется  гипс,  вода,  лопатка  и  емкость  в  которой  будет  разводиться  смесь.  В  соотношении  2  к  1  (2  стакан  гипса  и  1  стакан  воды),  замешиваем  раствор,  затем  пока  он  не  застыл,  нужно  быстро  формовать  изделие.  Гипс  застывает  за  10—15  мину,  после  того,  как  в  него  добавили  воду.  Гипс  имеет  такие  особенности,  как:  придает  точную  форму,  рельефы,  текстуру  и  впитывает  в  себя  излишки  воды;  в  твердом  состоянии  поддается  дальнейшей  обработке  в  технике  резьба  и  за  счет  этого  можно  создать  тончайшие  элементы  декора.

Таким  образом,  с  помощью  гипсовых  форм  можно  тиражировать  мелкую  пластику  или  изделия  сложной  формы.  Такой  вид  техники,  позволяет  быть  изделию  уникальным  и  редким  произведением  искусства.  Глина  замечательный  материал,  который  поражает  своей  пластикой,  своими  возможностями.  И  удивительно,  что  из  куска  глины  можно  создать  настоящее  произведение  искусства.

Особенность  восприятия  керамики  малых  форм  выражается,  в  психологической  связи  между  автором  произведения  и  зрителем.  Ощущение  того,  что  работа  сделана  для  того,  кто  внимательно  ее  рассматривает.  Изделия  мелкой  пластики,  хочется  подержать  в  руках,  рассмотреть  каждую  деталь.  В  этих  произведениях,  раскрываются  главные  свойства,  это  камерность.  И  ограниченность  размеров  камерных  изделий,  совсем  не  означает  ограниченность  тем  сюжетов.  «Можно  наблюдать  стремление  к  внутреннему  миру  человека  и  его  духовности.  В  своем  стремлении  внести  элемент  уникальности,  в  интерьер  любого  помещения;  офиса  или  дома».

 

Список  литературы:

  1. Бабурина  М.Б.  Скульптура  малых  форм  /  ред.  Л.С.  Бубнова.  М.:  Советский  художник,  1981.  —  220  с.
  2. Бугамбаев  М.  Гончарное  дело.  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2000.  —  315  с.
  3. Бурдейный  М.А.  Искусство  керамики.  М.:  Профиздат,  2005.  —  104  с.
  4. Долорс  Рос.  Керамика:  Техника.  Приемы.  Изделия./  Пер.  с  итал.  Издательство  «  Никола-пресс  »,  2006.  —  128  с.
  5. Коваленко  М.В.  Керамика.  Как  вылепить  из  глины.  2003.  —  215  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.