Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бертай М.М. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(21).pdf (дата обращения: 19.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ПО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

Бертай  Маржан  Мирамбеккызы

студент  1  курса  Казахского  университета  международных

отношений  и  мировых  языков,  Казахстан, г. Кызылорда

Е-mail: 

Байжомартова  Карлыгаш  Асылжомартовна

научный  руководитель,  канд.юрид.наук  Казахского  университета

международных  отношений  и  мировых  языков,  Казахстан, г. Кызылорда

 

Коренные  преобразования,  произошедшие  в  экономике  постсоветского  Казахстана,  отказ  от  административных  методов  управления  и  переход  на  рыночную  форму  хозяйствования  затронули  все  сферы  жизни  казахстанского  общества.  Изменение  экономических  отношений  повлияло  не  только  на  сферу  материального  производства,  но  и  на  область  отношений,  связанных  с  созданием  продуктов  творчества.

Кинопроизводство,  кинопрокат,  телевещательная  деятельность  перестали  являться  монополией  государства.  Развитие  рыночных  отношений  привело  к  появлению  негосударственных  телевизионных  каналов,  негосударственных  кинопрокатных  организаций,  частных  фильмопроизводящих  студий,  повлияло  на  возникновение  продюсерских  компаний,  появление  продюсеров  фильмов.  Все  это  создало  благоприятные  предпосылки  для  увеличения  и  расширения  сфер  применения  аудиовизуальной  продукции.

В  настоящее  время  аудиовизуальные  произведения  получили  широкое  распространение  и  повсеместное  использование.  Этому  способствовали  не  только  развитие  рыночных  отношений,  но  и  новейшие  достижения  в  области  техники,  передовых  цифровых,  информационных  технологий.  Увеличились  возможности  использования  аудиовизуальных  произведений,  в  том  числе  воспроизведение  в  домашних  условиях,  доступ  к  аудиовизуальным  произведениям  в  сети  Интернет  и  т.  п.  В  практике  иностранных  телевизионных  компаний  стали  предоставляться  услуги  видео  на  заказ  (video  on  demand),  предпринимаются  попытки  создания  Интернет-телевидения.  Все  это  свидетельствует  о  том,  что  аудиовизуальные  произведения  являются  одними  из  наиболее  востребованных  продуктов  творческой  деятельности  в  условиях  современного  рынка.  Учитывая  постоянное  развитие  техники  и  информационных  технологий,  можно  с  определенной  долей  уверенности  прогнозировать  появление  новых  возможностей  использования  фильмов,  появление  новых  видов  аудиовизуальных  произведений.

Как  указано  в  Концепции  охраны  прав  интеллектуальной  собственности,  одобренной  постановлением  Правительства  РК  от  26  сентября  2001  года  №  1249,  двадцать  первый  век  станет  эрой  интеллектуальной  экономики,  в  развитии  которой  ключевую  роль  будет  иметь  творческая  деятельность  и  надежная  система  её  правовой  охраны.  Республика  Казахстан  как  полноправный  участник  международного  культурного  и  научно-технического  обмена,  являясь  членом  Всемирной  Организации  Интеллектуальной  Собственности,  должна  обеспечить  соблюдение  прав  на  интеллектуальную  собственность  как  казахстанских,  так  и  иностранных  правообладателей  [1].  При  этом  одним  из  направлений  развития  охраны  в  отношении  объектов  интеллектуальной  собственности  служит  совершенствование  законодательства  РК  в  обозначенной  области.  В  этих  условиях  особое  значение  приобретает  исследование  отдельных  видов  объектов  интеллектуальной  собственности,  к  которым  относятся  и  аудиовизуальные  произведения,  являющиеся  результатами  интеллектуальной  творческой  деятельности.

Интерес  к  исследованию  аудиовизуальных  произведений  связан  с  тем,  что  создание  и  использование  аудиовизуальных  произведений  порождает  целый  ряд  сложных  правовых  вопросов,  особое  место  в  числе  которых  занимают  вопросы  авторского  права.  Несмотря  на  то,  что  в  Законе  Республики  Казахстан  «Об  авторском  праве  и  смежных  правах»  от  10  июня  1996  года  нашло  закрепление  определение  понятия  «аудиовизуальное  произведение»,  а  ряд  норм  специально  посвящен  вопросам  авторского  права  на  аудиовизуальные  произведения,  отдельные  положения  данного  закона  противоречат  определению  того,  что  представляют  собой  аудиовизуальные  произведения,  нуждается  в  уточнении  само  определение  понятия  «аудиовизуальное  произведение».  Между  тем  аудиовизуальные  произведения  продолжают  оставаться  одними  из  наименее  исследованных  авторских  произведений  в  гражданско-правовой  науке  Казахстана.

Современные  технологии  позволяют  видоизменять  фильмы,  облекать  их  в  новые  формы,  выделять  фрагменты  и  использовать  отдельные  элементы  аудиовизуальных  произведений.  Получившая  в  последнее  время  практика  использования  фрагментов  видеоряда  фильма,  а  также  самостоятельное  использование  звукового  сопровождения  к  нему,  ставят  перед  юристами  вопросы  о  защите  прав  на  отдельные  элементы  фильма,  что  требует  определения  состава  аудиовизуального  произведения.

Законодательное  деление  аудиовизуальных  произведений  на  кинематографические  произведения  и  произведения,  выраженные  средствами  аналогичными  кинематографическим,  вызывает  необходимость  в  выявлении  характерных  признаков  аудиовизуального  произведения,  рассмотрении  разновидностей  аудиовизуальных  произведений,  а  также  определения  возможности  отнесения  к  их  числу  вновь  появляющихся  результатов  творчества  таких,  как,  например,  мультимедийные  произведения.

Не  менее  актуально  и  исследование  вопроса  о  субъектах  авторского  права  на  аудиовизуальные  произведения.  Поскольку  с  развитием  рыночных  отношений  в  сфере  производства,  проката  и  распространения  аудиовизуальной  продукции  стали  появляться  предприниматели,  заинтересованные  в  создании  фильмов  и  их  распространении  на  аудиовизуальном  рынке  с  целью  получения  прибыли,  то  есть  так  называемые  продюсеры  фильмов,  продюсерские  компании,  немаловажное  значение  имеет  определение  правового  статуса  производителей  аудиовизуальных  произведений.

Не  достаточно  исследованными  являются  договорные  формы  передачи  прав  на  аудиовизуальные  произведения.  В  связи  с  чем  особую  значимость  приобретает  рассмотрение  авторских  договоров,  заключаемых  на  создание  и  использование  аудиовизуальных  произведений.

Аудиовизуальное  произведение,  несмотря  на  наличие  в  его  составе  разных  по  природе  элементов,  признано  законом  объектом  авторского  права.  Конструкция  авторско-смежного  права  не  имеет  теоретического  обоснования  и  практического  смысла,  поэтому  законодатель  справедливо,  как  мы  полагаем,  отказался  от  её  применения.  Создание  зрительного  ряда  или  видеоряда  и  звукового  сопровождения  должно  влечь  появление  авторского  права,  а  лица,  творческим  трудом  которых  создаются  такие  составляющие  элементы  аудиовизуального  произведения,  должны  быть  признаны  его  авторами.

Аудиовизуальные  произведения  относятся  к  разряду  произведений  коллективного  творчества.  Поэтому  авторское  право  на  указанный  результат  творческой  деятельности  принадлежит  его  создателям  совместно.  Поскольку  аудиовизуальное  произведение  не  подлежит  разделу,  следует  признать  равенство  долей  авторов  аудиовизуального  произведения  в  праве  на  использование  аудиовизуального  произведения,  если  иное  не  предусмотрено  заключенным  между  ними  соглашением  [2].

Имущественные  права  на  аудиовизуальное  произведение  могут  приобрести  не  только  производители  аудиовизуальных  произведений,  но  и  иные  лица,  которые  становятся  обладателями  отдельных  имущественных  прав  на  использование  способами  соответствующими  характеру  их  профессиональной  деятельности.  Таковы  телевизионные  компании,  дистрибьюторы,  осуществляющие  либо  организующие  прокат  фильма,  владельцы  кинотеатров  и  киноустановок,  организации,  занимающиеся  изготовлением  и  распространением  видеоносителей  (видеокассет,  цифровых  видеодисков  и  т.  п.)  с  записью  аудиовизуального  произведения,  и  другие  участники  рынка  аудиовизуальной  продукции.

Обладателями  имущественных  прав  на  аудиовизуальное  произведение  могут  стать  и  другие  участники  гражданского  оборота,  к  которым  имущественные  авторские  права  переходят  по  иным,  нежели  заключение  авторского  договора,  основаниям.  Примером  тому  может  служить  внесение  прав  на  аудиовизуальное  произведение  в  качестве  вклада  в  уставный  капитал  юридического  лица,  обращение  взыскания  на  имущество  несостоятельного  должника,  передача  авторских  прав  в  залог  и  т.  п.

Личными  неимущественными  правами  авторов  на  аудиовизуальные  произведения  являются:  право  авторства  (право  на  авторство),  право  на  авторское  имя,  право  на  неприкосновенность  аудиовизуального  произведения,  право  на  обнародование  аудиовизуального  произведения,  включая  право  на  его  отзыв.  Перечисленные  правомочия  неотчуждаемы  и  непередаваемы.  Личные  неимущественные  права  авторов  наряду  с  имущественными  авторскими  правомочиями  составляют  авторское  право  на  аудиовизуальное  произведение.

Имущественные  права,  возникающие  в  отношении  аудиовизуальных  произведений  представляют  собой  права  на  использование  данных  произведений.  Под  использованием  следует  понимать  доведение  произведения  до  сведения  неопределенного  круга  лиц,  в  результате  чего  оно  воспринимается  или  может  быть  воспринято  публикой.

При  использовании  аудиовизуального  произведения  в  авторско-правовом  смысле  произведение  выбывает  из  обладания  автором,  точнее  из  под  сферы  контроля  автора,  так  как  оно  может  быть  фактически  использовано  неограниченным  кругом  лиц.  Наделяя  автора  имущественными  правами  на  использование  аудиовизуального  произведения,  закон  обеспечивает  автору  возможность  осуществлять  контроль  над  произведением.  Этот  контроль  выражается  в  способности  автора  ограничивать  воспринимающую  аудиовизуальное  произведение  публику  аудиторией  зала,  где  исполняется  произведение  (зал  кинотеатра,  зал  видеосалона  и  т.  п.),  аудиторией  —  абонентов  кабельного  телевидения,  подписчиков  платного  спутникового  телевидения,  посетителей  Интернет-сайта  и  т.  д.,  а  также  ограничивать  количество  и  характер  распространения  его  экземпляров.

Имущественные  права  по  использованию  аудиовизуального  произведения  включают  следующие  правомочия:  право  на  воспроизведение,  право  на  распространение  экземпляров,  право  на  публичное  исполнение,  право  на  сообщение  и  право  на  доведение  аудиовизуального  произведения.

Основным  способом  передачи  прав  на  аудиовизуальное  произведение  служит  авторский  договор.  Анализ  норм  Закона  об  авторском  праве  позволил  прийти  к  выводу  о  том,  что  в  данном  законе  нашли  отражение  существующие  в  юридической  науке  теория  разрешения  и  теория  уступки  авторских  прав.  Учитывая  это,  имущественные  авторские  права  могут  быть  как  переданы  на  время,  так  и  уступлены  по  договору.

Поскольку  авторские  права  могут  быть  переданы  не  только  по  авторскому  договору,  но  и  по  иным  гражданско-правовым  сделкам,  то  основным  критерием  авторского  договора  служит  цель  его  заключения,  которой  является  использование  произведения.

Авторский  договор  заключается  как  на  создание,  так  и  на  использование  готового  аудиовизуального  произведения.  Авторский  договор  на  создание  аудиовизуального  произведения  заключается  производителем  с  лицами,  признаваемыми  по  закону  авторами  аудиовизуального  произведения.  Основное  отличие  авторского  договора  на  создание  от  авторского  договора  на  использование  аудиовизуального  произведения  состоит  в  том,  что  авторский  договор  на  создание  заключается  в  отношении  еще  не  созданного  аудиовизуального  произведения,  а  потому  содержит  дополнительное  условие,  обязывающее  автора  сначала  создать  это  произведение.

Решение  вопроса  о  разновидности  заключаемого  авторского  договора  на  создание  аудиовизуального  произведения  зависит  лишь  от  усмотрения  сторон.  Установленная  п.  2  ст.  13  Закона  об  авторском  праве  презумпция  перехода  исключительных  прав  к  производителю  аудиовизуального  произведения  действует  лишь  в  том  случае,  если  иное  не  предусмотрено  самим  авторским  договором.  Поэтому  авторское  право  на  аудиовизуальное  произведение  может  быть  не  только  передано  на  время,  но  и  уступлено  производителю  [3].

Авторские  договоры  на  использование  аудиовизуального  произведения  заключаются  по  поводу  использования  аудиовизуального  произведения  теми  или  иными  способами.  Поэтому  авторские  договоры  предусматривают  передачу  отдельных  имущественных  прав  в  отношении  аудиовизуального  произведения  либо  предоставления  права  использования  определенными  способами  на  условиях  неисключительной  лицензии.

Процесс  создания  аудиовизуального  произведения  требует  не  только  творческих  усилий,  но  и  вложения  значительных  финансовых  средств.  В  таком  случае  возникает  необходимость  в  том,  чтобы  кто-либо  взял  на  себя  инициативу  и  ответственность  за  создание  аудиовизуального  произведения,  получив  взамен  право  на  использование  готового,  завершенного  производством  фильма.  Закон  об  авторском  праве  называет  такого  участника  авторско-правовых  отношений,  возникающих  в  связи  с  созданием  и  использованием  аудиовизуальных  произведений,  производителем  аудиовизуального  произведения.  Проведенное  исследование  позволило  нам  прийти  к  заключению,  что  цель  организации  процесса  создания  и  использования  аудиовизуального  произведения  для  его  производителя  имеет  коммерческий  характер,  а  сама  деятельность  является  предпринимательской.

 

Список  литературы:

  1. Концепция  охраны  прав  интеллектуальной  собственности.  Программа  по  реализации  Концепции  охраны  прав  интеллектуальной  собственности.  Астана:  Майкропринт,  2002.
  2. Абдреева  Н.Б.  Объект  авторского  права  по  законодательству  РК  //  Объекты  гражданских  прав:  Материалы  международной  научно-практической  конференции  (в  рамках  ежегодных  цивилистических  чтений).  Алматы,  25—26  сентября  2003  г.  /  Отв.  ред.  М.К.  Сулейменов.  Алматы:  Казахский  гуманитарно-юридический  университет,  2004.
  3. Закон  Республики  Казахстан  от  10  июня  1996  года  №  6-I  Об  авторском  праве  и  смежных  правах.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

//используется не только как пиксел, но так же в голосовании и поделиться