Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тютина О.С., Шиженский Р.В. ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙКОГО ЯЗЫЧЕСТВА ПО ДАННЫМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(21).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ  СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙКОГО  ЯЗЫЧЕСТВА  ПО  ДАННЫМ  ПОЛЕВЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Тютина  Ольга  Сергеевна

студент  4  курса  факультета  гуманитарных  наук,  Нижегородского  государственного  педагогического  университета,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

Шиженский  Роман  Витальевич

канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  современной  истории  России,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

 

Целью  данной  работы  является  необходимость  преодоления  мозаичности  и  внеконтекcтности  при  изучении  феномена  современного  язычества.  Вызванные  такими  факторами  как  «кабинетный  подход»  и  сужение  источниковедческой  базы  соответственно  (в  том  числе,  в  плане  хронологической  и  содержательной  наполняемости),  что  минимизирует  уровень  объективности  данных  специалиста.  Кроме  того,  взгляд  на  современное  язычество  «с  письменного  стола»  таит  в  себе  скрытую  угрозу,  заключающуюся  в  игнорирование  «массового  материала».  Таким  образом,  основным  методом  данного  исследования  становится  включённое  наблюдение,  а  основным  источником  -  полевые  материалы  в  форме  анкетирования  и  свободного  интервьюирования  членов  языческих  объединений. 

Анкета  включала  двадцать  вопросов,  соответственно  разбитых  на  четыре  смысловые  группы.  Первые  пять  вопросов  касались  личных  данных  респондентов.  Вопросы  с  шестого  по  девятый  были  направлены  на  определение  источниковой  базы  современных  язычников.  Третий  блок  (вопросы  с  10  по  13  включительно)  посвящался  непосредственно  языческой  вере:  пантеону,  празднично-обрядовой  практике  общинников.  Заключительный  —  особенностям  мировоззрения  «рядовых»  адептов  данного  религиозного  течения.  В  данной  работе  мы  обратимся  к  культурологическому  аспекту  языческого  движения,  а  именно  рассмотрение  празднично-обрядового  комплекса.  В  опросе,  проводимом  на  Купальском  празднике  в  Подмосковье,  приняли  участие  90  респондентов,  и  исходя  из  данных  анкеты,  мы  пришли  к  нижеследующим  показателям.

Всего  адептами  в  ходе  опроса  было  названо  30  наименований  праздников.

Таблица  1.

Вопрос:  Назовите  наиболее  важные  праздники  годового  цикла.

Праздник.

Количество  (чел)

В  процентах

Указали  дату

В  процентах

купала

65

72

11

12

масленица

37

41

9

10

коляда

30

33

4

5

Перунов  день

22

25

6

7

Таусень

11

12

2

2

равноденствие

7

8

   

солнцестояние

5

6

   

День  Макоши

4

5

1

1

Велесов  день  (ночь)

7

8

1

1

все

7

8

   

Ярило  (вешний,  мокрый)

8

9

2

2

спожинки

4

5

2

2

Новый  год

3

3

   

Деды(вешние,  осенние)

6

9

2

2

карачун

3

3

2

2

русалии

3

3

   

Родогост(овсень)

2

2

   

громница

2

2

   

Марин  день

4

5

1

1

Нет  ответа

2

2

   

Ляльник

1

1

   

День  нивы

1

1

   

яровницы

1

1

   

День  лешего

1

1

   

рожаницы

1

1

   

Осенины

1

1

   

дожинки

1

1

   

богач

1

1

   

Новолетие

1

1

   

9  мая

1

1

   

20  апреля

1

1

   

День  рождения  Хорса

1

1

   

 

Всего  в  ходе  анкетирования  было  упомянуто  28  различных  обрядов

Таблица  2. 

Вопрос:  Назовите  наиболее  важные  обряды.

Название  обряда

Количество  человек

проценты

имянаречение

29

26

Нет  ответа

29

26

Все  обряды

15

17

свадебные

12

13

радения

3

3

Представление  новорожденного

3

3

очищение

3

3

Затруднились  ответить

2

2

Почитание  предков

2

2

Приношение  треб

2

2

Обережный  обряд

1

1

Водокрес

1

1

Тантрические

1

1

Ночные

1

1

медитации

1

1

Чтение  научной  литературы

1

1

Раскрещивание

1

1

Подготовка

1

1

Славление  богов

1

1

Рождение  в  человеческом  теле

1

1

Общение  с  духами

1

1

Рождение  нового  огня

1

1

Ярило,  таусень

1

1

инициация

1

1

похороны

1

1

Общение  с  богами

1

1

9  мая

1

1

ходор

1

1

сексуальные

1

1

Домашние,  семейные

1

1

Воинское  посвящение.

1

1

 

Таблица  3.

Вопрос:  Назовите  наиболее  почитаемых  вами  лично  божеств.

 

Подмосковье

нет  ответа

42%

«моно-божество»

13%

Велес

41%

Перун

27%

Макошь

25%

Сварог

22%

Род

18%

Лада

17%

Даждьбог

11%

Ярило

9%

Световит

 

Стрибог

 

Мара

6%

Один

 

Семаргл

 

Троян

3%

количество  божеств

16

 

Несмотря  на  то,  что  в  качестве  почитаемого  божества  на  Велеса  указали  41  %  опрошенных,  по  данным  празднично-обрядовой  составляющей  Велесов  день,  как  праздник  годового  цикла  указало  лишь  8  %  респондентов.  Самым  популярным  же  у  современных  язычников  остается  купальский  праздник  (во  время  которого,  собственно  и  проходило  анкетирование),  ему  отдают  предпочтение  72  %  опрошенных,  но  лишь  12  %  из  них  ссылаются  на  определенные  даты,  которые,  впрочем,  весьма  разнятся  между  собой  (интервал  в  5  дней).  На  втором  месте  по  популярности  у  современных  политеистов  Масленица,  за  нее  отдали  голоса  41  %,  далее  Коляда  с  33  %.  Таким  образом,  среди  адептов  движения  наиболее  популярными  являются  празднества,  которые  хоть  и  уходят  корнями  в  языческое  наследие  славянского  этноса.  Но  являются  весьма  востребованными  и  не  менее  популярными  среди  православного  и  нерелигиозного  населения.  Это  так  называемые  солярные  праздники,  приуроченные  к  дням  равноденствия  и  солнцестояния. 

Самым  популярным  же  из  обрядового  комплекса  оказался  обряд  имянаречения,  его  указали  26  %  респондентов.  Который,  в  свою  очередь,  скорее  можно  отнести  к  родноверческому  новоделу,  имеющему,  аналоги  в  православной  культурной  традиции  (имеется  ввиду  таинство  крещения  в  православии).  По  мнению  самих  адептов  движения:  «На  сегодняшний  день  обряд  имянаречения…  можно  увидеть  в  любой  христианской  церкви,  и  называется  он  обрядом  крещения»  [3]. 

Смысл  обряда  однако  неоднозначно  трактуется  представителями  языческого  общества.  По  мнению  одних,  обряд  имянаречения  сводится  лишь  к  внешней  атрибутике  ритуала,  что,  в  свою  очередь  подразумевает,  что  «Если  славянин  или  славянка  с  рождения  были  названы  славянским  именем,  то  обряд  наречения  проводить  не  нужно»  [4]. 

По  мнению  же  иных  адептов,  объясняющих  некую  догматическую,  мировоззренческую  составляющую,  обряд  имянаречения  несет  глубокую  смысловую  нагрузку  в  новоязычекой  концепции.  «Именно  с  этого  момента  начинается  отчёт  его  деяний  перед  Небесными  Предками.  Если  человек  не  проходит  обряд  именаречения,  то  всю  ответственность  перед  Небесным  Родом  за  этого  человека  несут  его  Родители»  [2]. 

И  лишь  человек,  прошедший  через  процедуру  имянаречения,  является  полноправным  членом  общины  «является  действительно  полноценным  и  имеет  право  занять  соответствующее  место  в  роде»  [1]. 

Вторыми  по  популярности  у  отечественных  политеистов  находят  себя  свадебные  обряды,  им  отдают  предпочтение  12  %  опрошенных,  которые  также  вторят  православным  таинствам  ,  в  частности  таинству  брака  в  православии.

Исходя  из  вышеизложенного  можно  говорить  о  том,  что  в  среде  российских  язычников  наиболее  востребованными  являются  обряды,  вторящие  христианским  (православным)  таинствам.  Более  того,  непосредственно  адепты  движения  по-разному  истолковывают  смыслообразующую  составляющую  обрядового  комплекса. 

 

Список  литературы:

  1. Имянаречение.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://vedari.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=192&Itemid=207  (дата  обращения:  03.06.2014).
  2. Имянаречение.  Обряд  имянаречения.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://naturalworld.ru/article_imyanarechenie-obryad.htm  (дата  обращения:  01.06.2014).
  3. Об  обряде  имянаречения.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rodnoverie.narod.ru/index/0-145  (дата  обращения:  03.06.2014).
  4. Обряд  имянаречения  славян.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dazzle.ru/spec/obis.shtml  (дата  обращения:  02.06.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.