Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Земницкий Д.А. КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКОГО НАРОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 20.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику


КУЛЬТУРА  И  БЫТ  КАЗАХСКОГО  НАРОДА


Земницкий  Дмитрий  Андреевич


студент  2  курса  отделения  стоматологии  ортопедической  медико-технического  колледжа,  Республика  Казахстан,  г.  Астана


E-maildimas_9609@mail.ru


Мештаева  Гаухар  Асхатовна


научный  руководитель,  преподаватель  истории  Казахстана  медико-  технического  колледжа,  Республика  Казахстан,  г.  Астана


 


«Начало  жизненных  дорог  —  родимого  дома  порог».


 


Еще  одной  точкой  возникновения  мировой  цивилизации  были  степи  Евразии,  в  том  числе  нынешнего  Казахстана.  На  этом  пространстве  между  течениями  нескольких  рек  зародилась  культура  кочевников.  Это  было  огромное  пространство,  империя  кочевой  культуры  —  совершенно  непохожего  на  оседлый  образ  жизни,  опыта  освоения  земли  человека.  У  кочевников  Казахов  было  3  вида  жилища.  В  зимних  поселениях  преобладали  стационарные  жилища.  Они  строились  из  камня,  сырдца,  дерева.


Беднейшая  часть  в  этот  период  проживала  главным  образом  в  землянках.  В  теплое  время  полностью  доминировал,  в  тех  или  иных  модификациях,  один  и  тот  же  тип  жилища  —  переносная  разборная  юрта.  В  некоторых  регионах  на  юге  Казахстана  юрту  использовали  и  как  зимнее  жилище.


Казахская  юрта


 


Описание: C:\Users\ww\Desktop\2c0213100b64.jpg


Рисунок  1.  Юрта


 


До  наших  дней  казахский  народ  донес  свою  древнюю  культуру,  в  том  числе  сохранил  юрту  —  основное  жилище  тюркских  народов.


Казахи  относились  и  относятся  к  юрте  как  к  священному  имуществу,  с  уважением  и  почитанием.  Одним  из  самых  торжественных  моментов  жизни  казахов  —  передача  юрты  отцом  сыну.


Юрта  —  это  передвижное  сборное  жилище,  изготовленное  из  дерева,  кошмы,  войлока,  тростника,  выделанных  шкур,  отделанное  украшениями,  изготовленными  из  металла  (серебра).  Всемирно  известные  ученые  и  искусствоведы,  оценивая  смекалку  степных  жителей,  на  всесоюзных  и  международных  этнографических  выставках  давали  высокую  оценку  творчеству  казахского  народа. 


Юрта  состоит  из  3  частей:


1.  Деревянные  части  юрты  —  ее  основа


2.  Войлочная  часть  —  покрытие.


3.  Шнуры  и  широкие  ленты  —  для  соединения  деревянных  деталей  и  крепления  войлока.


 


Описание: C:\Users\ww\Desktop\yurta4.jpg


Рисунок  2.  Юрта  вид  с  наружи


 


Внутри  юрта  делится  на  4  части:


1.  Место  для  гостей  (тор).  Это  особо  почитаемое  место,  его  не  занимают  молодые  снохи.


2.  левая  сторона  (при  входе  справа)  —  место  хозяина  дома.  Возле  порога,  ниже  места  хозяина,  хранятся  продукты,  кухонная  утварь,  которые  прикрываются  специальной  циновкой  (ши).


3.  Справа  (при  входе  левая  сторона)  место  детей.  Ближе  к  порогу  вешается  одежда,  конская  сбруя.


4.  Место  очага  считается  святым.  Здесь  разводят  огонь,  готовят  еду.


Юрты,  как  свидетели  народного  богатства  и  изобилия,  были  уничтожены  во  время  войны,  коллективизации,  перехода  к  оседлому  образу  жизни.  Многие  юрты  бесследно  исчезли  в  смутные  времена.


 


Описание: C:\Users\ww\Desktop\be5a65b471b30c6d25a2c5102b48cb2b.jpg


Рисунок  3.  Казахская  юрта  вид  из  нутри


 


В  ХХ  веке  значимость  бесценного  наследия  казахской  культуры  —  юрты  —  снизилась.  Вместо  добротных  сооружений  появились  кое-как  изготовленные,  некачественные,  покрытые  черным  хромом,  служащее  не  более  двух  лет  подобия  казахских  юрт.  Со  временем  стало  стираться  из  памяти  и  само  понятие  «святой  очаг»  [3.  с.  24].


Начиная  с  90-х  годов  ХХ  века,  после  того  как  Казахстан  стал  суверенным  государством,  появилась  возможность  вновь  обратится  к  истокам  национальной  культуры,  возродить  юрту  как  национальный  символ  в  жизни  казахов.  На  праздниках  стали  выставлять  не  лозунги,  флаги  и  портреты,  а  юрты  во  всей  своей  красе,  украшенные  работами  мастеров  искусств  и  организовывать  спортивные  соревнования.


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\4d861e2e8085be344307193d30e3a4ba.jpg


Рисунок  4.  Юрта


 


Прикладное  искусство


Культура  народа  проявляется  так  же  в  произведениях  декоративно-  прикладного  искусства,  созданных  истинными  мастерами,  которые  из  куска  дерева  и  железа  творили  чудеса,  из  шерсти  и  драгоценных  камней  создавали  шедевры,  из  золота  и  серебра  —  неповторимые  украшения.  Казахские  мастера  изготавливали  прекрасные  инкрустированные  изделия  из  кости  и  рога:  музыкальные  инструменты.  Шкатулки,  посуду  и  домашнюю  утварь,  чехлы,  кнутовища,  изящные  бусы,  пуговицы,  броши.  Изделия  из  рога  комбинировали  с  деревом,  медью,  железом,  золотом,  серебром,  различными  драгоценными  камнями.  Высушенные  сухожилия  крупного  рогатого  скота  сапожники  использовали  для  шитья  обуви,  конской  сбруи  и  других  кожаных  изделий. 


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\1nZT7i8.jpg


Рисунок  5.  Неповторимые  украшения


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\27083671_igoshin10.jpg


Рисунок  6.  Неповторимые  украшения


 


В  культурно-бытовом  укладе  казахского  народа  камча  (плетка)  занимало  особое  место.  Камча  —  произведение  искусства,  вещь,  придающая  силу,неотъемлемый  аксесуар  жигита  и  девушки,  подарок.  К  сожелению,  немногие  знают,  что  камчой  не  только  погонщики  пользовались.  Она  была  также  инструментом  дисциплины. 


Камча  —  неотъемлемая  часть  облика  казаха.  Его  трудно  было  представить  без  лошади  и  камчи.  В  традициях  и  обрядах  были  свои  правила  и  использования  камчи.  В  традициях  и  обрядах  были  свои  правила  использования  камчи.  Когда  просили  слова  для  выступления,  бросали  камчу  на  середину.  Пеший  человек  держал  камчу,  сложив  ее  в  двое.  Держать  камчу  не  сложенной  —  знак  враждебности.  Камча  превращалась  в  грозное  оружие,  если  в  нее  вставляли  металлический  стержень,  а  в  самый  кончик  —  кусочек  литого  металла.  Удар  такой  камчой  едва  выдерживали  верблюды  и  быки.


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\1305733543_.0.jpg


Рисунок  7.  Камча


 


Скотоводство


Основой  хозяйства  казахов-кочевников  из  покон  веков  являлось  скотоводство.  Скот  был  для  казаха  всем:  транспортом,  едой,  одеждой,  богатством.  Для  казаха  самое  ценное,  священное  животное  —  лошадь.  На  коне  казах  кочевал,  ездил  на  охоту,  на  войну.  Батыр  считал  своего  коня  верным  другом.  Во  время  празднеств  устраивались  скачки,  на  кон  ставили  целое  состояние  [3.  с.  48]


Скот  для  казахов  являлся  основным  источником  всевозможных  благ.  Из  молока  готовили  разнообразные  продукты.  Из  верблюжьего  делали  шубат,  из  кобыдьего  молока  —  кумыс,  напитки  очень  полезные  для  здоровья.  Из  коровьего  и  овечьего  молока  делали  айран,  масло,  творог,  сушенный  творог,  курт,  ежигей  и  т.  д.


Казахи  разводили  одногорбых  верблюдов,  но  большее  предпочтение  отдавали  двугорбым.  Казахи  перед  перекочёвкой  сначала  дают  верблюдам  как  можно  больше  воды  и  еды.  Жажду  у  верблюда  вызывают  солью.  Верблюд  может  выпить  около  50  литров  воды.  При  медленной  ходьбе  и  не  слишком  тяжелой  поклаже  он  может  продержаться  без  воды  шесть,  а  то  и  десять  дней.


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\22952023_1ZOOPARKKK.JPG


Рисунок  8.  Верблюд


 


Национальная  одежда


Национальная  одежда  —  богатое  историко-культурное  наследие,  ее  всестороннее  исследование  знакомить  с  традициями,  обрядами  и  уровнем  жизни  народа.  Национальня  одежда  казахов  отличается  неповторимым  своеобразием,  быть  может,  еще  и  потому,  что  казахский  народ  был  очень  близок  к  природе  и  вел  кочевой  образ  жизни.  Она  напоминает  по  сути,  одежду  ранних  кочевников. 


Некоторые  виды  повседневной  одежды  возникли  еще  во  времена  саков.  Одежда  казахов  с  запахом  налево  напоминает  одежду  саков,  от  средневековой  одежду  турков.  Так  как  кочевники  ездили  на  лошодях,  для  удобства  были  скроены  широкие  штаны  и  чапаны  свободного  покроя  с  запахом  и  открытой  грудью.  Казахи  верили,  что  нашение  наподоли,  руковах  одежды  узора  и  орнамента,  храня  их  от  злых  духов,  нечистой  силы  и  болезней. 


Казахская  одежда  типична  только  для  кочевого  народа  [5.  с.  10].  Животноводство  обеспечивало  народ  сырьем  для  изготавления  одежды.  Из  покон  веков  в  изготовлении  одежды  использовалась  шерсть  животных  —  верблюжья,  овечья,  козья.  Из  шкур  верблюдов  шили  различные  легкие  и  теплые  шубы  «купи».  Из  верблюжьей  пряжи  вязали  зимнюю  одежду.  Из  гривы  верблюда  пряли  нити  и  шили  из  этой  ткани  теплые  штаны.  Из  овчинной  шили  чапаны,  шубы,  легкие  сапоги.


 


Описание: C:\Users\User\Desktop\84635326_d01d81511ac0e52a4c3775be4a4ee65d_.jpg


Рисунок  9.  Национальная  одежда


 


С  развитием  человеческого  общества  некоторые  изделия  прикладного  искусства  приобрели  новый  вид,  новые  формы,  тем  не  менее  все  они  имеют  глубоко  национальный  калорит,  не  утратили  своей  ценности  и  красоты,  применяются  и  поныне.


 


Список  литературы:


1.Артыкбаев  Ж.  ,  Раздыков  С.  История  Казахстана:  Учебник.  2-ое  издание.  2010.  —  344  с.


2.Каракузова  Ж.  Культурология  :  учебник.  2007.  —  448  с.


3.Кенжеахметулы  С.  Быт  и  культура  казахского  народа.  2007.  —  384  с.


4.Сасанов  Кошали.  История  Казахстана:  справ.  Пособие.  2009.  —  112  с. 


5.Хиянат  Б.,  Сужикова  А.  Национальная  одежда  казахского  народа  2007  —  384  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий