Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ПТИЦЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ И ДУШАХ УМЕРШИХ У НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
Соломатина Виктория Витальевна
студент 5 курса, кафедра истории России СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
E-mail: viksolom999@mail.ru
Аргунов Валерий Георгиевич
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Актуальность. Согласно мифам, встречающимся почти у всех народов планеты, птица олицетворяет душу умершего человека, переходящего в загробный мир. Душа в образе птицы распространена у славян — жаворонок и голубь, в древней Греции души мертвых изображались виде воробьев, которые являлись спутниками Гермеса.
На писаницах Дальнего Востока птица встречается в летящем положении (Верхнее Приамурье — Сакаси — Алян, Шереметьево; Якутия — р. Мая; Якутия — Бэс — Юрэх; Якутия — Эмэгээтэх — Хая; Якутия — Суруктах — Хая; Якутия — Ат — Дабан; Амурская область — Архара).
Цель. Цель данной работы — выявить роль птицы в представлениях о загробном мире и душах умерших у народов Дальнего Востока.
Считается, что душа принимает облик птицы незадолго до смерти или сразу после смерти человека, и происходит это непосредственно в связи с переходом в мир иной. Птица свободно передвигается между сферами — именно этот факт определяющий в наделении души умершего чертами птицы.
В представлениях якутов душа умершего (кут) сопровождалась в страну мертвых птицей. Я.И. Линденау в своей книге «Описание народов Сибири», писал, когда хоронили богатого якута над могилой, на углах земляной насыпи втыкают шест, на который насаживают сделанную из дерева птицу, что позволяло перемещать ее в горизонтальном положении, тем самым создавалась иллюзия летящей над головой птицы — человека покидающего это мир. Такую птицу называют ёлюю суора тураага (вороны смерти) [8, с. 155]. Сейчас такие изображения встречаются в оформлениях надмогильных сооружений погребениях шаманов. Так, у эвенских шаманов в захоронениях конца XIX — начала XX, можно встретить на могильных крестах вырезанную фигурку птицы в стилизованном резном изображении, изображение которой считалось символом ушедшей небо души умершего. Такие фигурки могли вырезаться как в дереве так и из него, и прикрепляться на обоих концах креста [5, с. 97—98] Постепенно такой обряд захоронения остался только у шаманов, в качестве символов вырезались крахаль либо гагара.
Похожая фигурка птицы найдена в погребении женщины (предположительно удаганки) на стоянке Родинка II (бассейн Колымы) [4, с. 76] В фигурке птицы имелось отверстие, что позволяло насаживать ее на шест. Также в погребении были найдены 3 костяных плоских подвески в виде птиц. Такие подвески встречаются на костюмах якутских и эвенских шаманов.
Также, народ саха верил, что в нижний мир шаманы, спускаются верхом на бубне, потом им приходится принять образ гагары, чтобы пройти насквозь «Море Бед». На писанице Нортуй II (Верхнее Приамурье) найдено изображение антропоморфной фигуры с рукам, напоминающими крылья летящей птицы. Можно предположить, что это изображение шамана переходящего «Море Бед» [6, с. 113] Существует поверье, что душу шамана забирает птица и уносит ее в мир иной.
Народ орочи верили в мифическое древо железной птицы «кори», которое растет недалеко от «небесного рта». После того, как душа падает на землю загробного мира, она проходит по реке в заоблачный мир, превращаясь по очереди в нескольких существ и предметы, одним из которых являлась железная утка.
Многие народы Сибири также верили в родовое древо души, куда улетают в виде птиц души умерших людей [2, с. 110] К примеру, ханты говоря о стране мертвых, которая находится на севере, упоминают, что на ее границах слышен крик душ — гусей и лебедей. С этими представлениями, возможно, были связаны изображения металлических фигурок птиц на их святилищах [1, с. 77]
В связи с этим можно говорить о том, что представления о загробном мире у хантов и орочей было похожим, несмотря на территориальные различия. Также можно предположить, что значение металлических фигурок птиц, найденных на святилищах хантов, связано с идеей реинкарнации. Душа птицы переходит в тело новорожденного.
В представлениях нанайцев и ульчей шаман улетал из загробного мира (буни — нан., були — ульч) верхом на птице поори [10, c. 45].
У нивхов душа после перехода в загробный мир (Млыво) должна перейти в следующий мир и так до тех пор, пока не превратится в траву, насекомое или птицу [10, c. 89].
В то же время, у якутов существовали представления о душе как о воплощении противника в птицу и охоте за ней с помощью шамана. В связи с этим, оружие иногда смазывалось кровью птицы. В своей книге «Материалы для изучения верований якутов» А.Е. Кулаковский пишет, что при убийстве ворона его душа (кут) летит к отцу Хара Сыагылах’у, на что последний карает обидчика — насылает на него болезнь [7, c. 17].
Практически у всех народов загробный мир отождествляется с небом, и попасть туда можно только с помощью птицы, превратится в нее. Таким образом, орочи, веря в переход в иной мир с помощью птицы, помещали тело ребенка (которому еще не успел исполнится годик) в гроб, который вырезали из дерева в виде птицы, чаще всего утки [2, c. 49]. Души усопших якутов, подобно птицам, живут на деревьях — воздушных гробницах арангас [9, c. 93].
Эвены и эвенки также верили, что птица символизирует душу человека, душа перевоплощается в птицу в момент смерти. По материалам фольклора эвенов и эвенков можно говорить о том, что воплощением души человека являлась кукушка. Именно по этому эвены и эвенки и сейчас верят, что ее нельзя убивать [12, c. 218].
Среди наскальных рисунков встречаются птицы — кресты, птицы стрелы (без определенных, характерных признаков вида). У якутов крест воспринимается как символ птицеподобной души шамана [5, c. 46]. В писаницах на Средней Лене прямой крест мог изображать летящую птицу. К примеру, у монголов и бурятов крест, с крючкообразно загнутыми в одну сторону концами, называется «хас», по-тюрски «гусь» или «птица». Крест считался у них символом благополучия и счастья [10, c. 99—100] Такие изображения в виде креста можно найти на петроглифах Якутии на реке Мая.
В мифах народов Дальнего Востока также можно встретить птицу в образе не только души усопшего, но и совершенно в противоположном виде — души ребенка до года или еще не рожденного (зародыша). Такая позиция птицы — души встречается у нанайцев, орочей, эвенков, негидальцев, ульчей. Такую душу — птицу называли Оми или Омие. Данные народы верили, что Омие до рождения ребенка в виде птиц обитали на мировом дереве, где их оберегала покровительница деторождения Омиан – мама (нанайцы); у эвенкоа — орочонов Оми детей на лиственнице в виде птенцов синички, Оми будущих шаманов — в виде птенцов перелетной птицы — лебедей, орлов, гагар [3, c. 177—178].
Сопоставление материалов о представлениях народов Дальнего Востока о загробном мире с наскальными изображениями и предметами мелкой пластики привело нас к выводу о тесной связи между этими формами проявления духовной культуры. Сейчас, на писаницах Дальнего Востока можно встретить много изображений птиц олицетворяющих композиции перехода души умершего в загробный мир.
Таким образом, образ птицы, как символ перехода в мир усопших, играет большую роль в мировоззренческих представлениях народов Дальнего Востока.
Список литературы:
1.Бауло А.В. Предварительные результаты исследований приполярного этнографического отряда ИАЭ СО РАН в 1997 году// Гуманитарные науки в Сибири (серия: археология и этнография), Н., — 1998. — № 3. — 120 с.
2.Березницкий С.В. Мифология и верования орочей, СПб., 1999. — 208 с.
3.Дэвлет М.А. О комогонических представлениях древних жителей Среднего Енисея. Изображения на Бейской скале из Хакасии// Семантика древних образов. Первобытное искусство, Н.: Наука, 1990. — 310 с.
4.Кистенев С.П. Новые археологические памятники бассейна Колымы// Новое в археологии Якутии. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. — 76 с.
5.Ксеновонтов И.Н. Шаманизм и христианство, И.,1929. — 115 с.
6.Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. Новосибирск. Институт археологии и этнографии СО РАН. 1994. — 113 с.
7.Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов//Записки Якутского краевого географического общества. Якутск: Типография Н.К.П., — 1923. — T. 1. — 108 с.
8.Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века), Магадан: Магаданское книжное издательство, 1984. — 176 с.
9.Николаев-Сомоготто С.И. Два язычества народа саха, Я.: Якутский край, 2007. — 120 с.
10.Окладников А.П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства, Н., 1972. — 88 с.
11.Попова У.Г. Пережитки шаманизма у эвенов// Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2 пол. XIX — нач. XX вв.), Л., 1981. — 210 с.
12.Тураев В.А. История и культура дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки, СПб.: Наука, 2010. — 334 с.
дипломов
Оставить комментарий