Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Скрипникова Т.А. НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ: ОТ ПРИХОДСКОЙ ЦЕРКВИ ДО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НИКОЛЬСКИЙ  ХРАМ:  ОТ  ПРИХОДСКОЙ  ЦЕРКВИ  ДО  КАФЕДРАЛЬНОГО  СОБОРА

Скрипникова  Татьяна  Андреевна

студент  3  курса  Института  управления  рисками  и  комплексной  безопасности  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  mylady1@mail.ru

Потапова  Алена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  истории  Отечества  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  РФ,  г.  Оренбург

 

Религиозный  храм  является  не  только  культовым  сооружением,  но  и  символом  отечественной  истории  и  культуры.  История  каждого  кафедрального  собора  традиционно  воплощает  в  себе  историю  города  и  всей  епархии.  Не  стал  исключением  и  Никольский  собор  г.  Оренбурга,  который  «выстоял»  в  годы  тяжелых  испытаний,  «прошел  путь»  от  приходской  церкви  до  главного  храма  Оренбургской  и  Бузулукской  епархии  Русской  Православной  Церкви.

Никольский  кафедральный  собор  назван  в  честь  святителя  Николая  Мирликийского,  жившего  в  III  веке,  в  Малой  Азии,  в  городе  Патара.  Его  дядя,  епископ  Патары,  посоветовал  родителям  отдать  Николая  на  службу  Богу.  Они  согласились,  и  скоро  епископ  возвел  юношу  в  диаконский,  а  затем  и  в  священнический  сан.  При  этом  он  пророчествовал,  что  этот  пастырь  будет  утешителем  и  помощником  тех,  кто  попал  в  беду.  Святитель  Николай  и  в  самом  деле  был  очень  отзывчив  и  милостив.  Святой  прожил  долгую  жизнь  и  чудесным  образом  спас  от  смерти  и  разных  злоключений  многих  людей.  Он  является  покровителем  путешествующих  (особенно  моряков),  обездоленных,  оклеветанных,  также  считается  покровителем  брака  [1]. 

Весной  1883  г.  в  казачьей  станице  Форштадт  (до  1922  г.  —  предместье  Оренбурга)  на  улице  Атаманской  (современная  —  ул.  Чкалова)  заложили  на  средства  прихожан  приходской  храм.  Причиной  закладки  кирпичного  здания  церкви  стал  пожар  деревянных  построек  казачьей  станицы  с  ее  фортом  (крепостью,  отсюда  название  района  «Форштадт»).  Вот  в  это  тяжелое  время  и  возникла  мысль  о  постройке.  Инициатива  принадлежала  казакам  Оренбургской  станицы  во  главе  с  попечителем  и  подрядчиком  Евфимием  Колокольцевым,  а  спланировал  ее  инженер-капитан  В.П.  Сахаров.      

В  1883  г.  будущий  император,  цесаревич  Николай  Александрович,  сделал  подарок  для  строившейся  форштадтской  Никольской  церкви  —  напрестольное  Евангелие,  большого  размера,  под  металлическим  окладом  с  четырьмя  медальонами  по  углам  с  изображениями  апостолов-евангелистов,  и  для  его  хранения  в  1891  г.  рядом  с  церковью  построили  часовню. 

Церковь  заложили  в  1883  г.,  а  4  мая  1886  г.  ее  освятил  Преосвященный  Вениамин  II  (в  миру  Смирнов),  епископ  Оренбургский  и  Уральский.  Сначала  она  была  однопрестольная,  во  имя  Святителя  и  Чудотворца  Николая,  а  с  1910  г.  числится  как  трехпрестольная  в  честь  Успения  Божией  Матери  и  св.  великомученика  Пантелеимона.  Кроме  того,  Евфимий  на  свои  средства  построил  обширный  притвор.  В  памяти  старожилов  сохранились  имена  служителей  этого  храма  и  настоятеля  первостроителя  о.  Василия  (в  миру  Коблова),  скончавшегося  в  1917  г.  и  похороненного  за  алтарем  храма  вместе  со  строителем  и  старостой  Евфимием  Колокольцевым. 

Никольский  храм  под  «давлением  рабочих  коллективов»  был  закрыт  в  1935  г.  и  все  святыни  из  него  вынесли.  Здание  храма  стало  использоваться  для  различных  хозяйственно-бытовых  нужд,  вначале  в  нем  разместили  общежитие  [2,  с.  138].

В  годы  Великой  Отечественной  войны  произошли  важные  изменения  в  государственно-церковных  отношениях,  отмечался  рост  религиозных  настроений  среди  населения,  стали  открываться  храмы.  Активизировалась  и  деятельность  верующих  г.  Чкалова  (так  назывался  Оренбург  с  1938  по  1957  гг.),  которые  в  декабре  1943  г.  обратились  с  письмом  к  Патриарху  Московскому  Сергию.  В  письме  они  отмечали,  что  их  более  100  тыс.  человек,  просили  помощи  в  открытии  храма  или  молитвенного  дома.  С  1942  г.  Никольская  церковь  в  г.  Чкалове  использовалось  как  хранилище  для  эвакуированных  архивов,  и  по  данным  на  1  февраля  1944  г.  была  занята  Госархивом  НКВД.  В  этом  помещении  разместили  67  вагонов  документов,  прибывших  в  город  [4]. 

Объективную  необходимость  возвращения  здания  Никольской  церкви  раскрывал  в  декабре  1944  г.  в  письме  к  председателю  Облисполкома  Управляющий  Чкаловской  епархией  А.  Архангельский.  В  обращении  отмечалась  необходимость  воспитывать  «верующую  массу»  в  патриотическом  духе,  произносить  патриотические  призывы,  устраивать  сборы  в  Фонд  Обороны  страны.  За  несколько  месяцев  в  1944  г.  Никольской  церковью  было  собрано  в  Фонд  Обороны  страны  40  тыс.  рублей  и  10  тыс.  рублей  сданы  в  местные  органы  государственной  власти  для  новогодних  подарков  детям  фронтовиков.  В  феврале  1945  г.  на  Чкаловскую  (Оренбургскую)  кафедру  был  назначен  епископ  Мануил  Лемешевский.  Владыка  Мануил  внес  весомый  вклад  в  открытие  храма  и  оформление  епархии. 

Только  в  марте  1945  г.  помещение  освободили  от  архивных  документов.  Уполномоченный  Совета  по  делам  Русской  Православной  Церкви  при  СНК  СССР  по  Чкаловской  области  П.Г.  Тептярев,  обращаясь  к  общине  верующих  сообщал,  что  им  передается  здание  церкви,  сторожки,  культовое  имущество  в  бесплатное  и  бессрочное  пользование  [3].

С  1000-летия  Крещения  Руси  (1988  г.)  наступило  благоприятное  время  для  Православной  Церкви,  в  Никольском  соборе  по  благословению  митрополита  Леонтия  развернулось  большое  строительство.  В  1988—1990  гг.  в  Никольском  соборе  построили  новый  круглый  купол  вместо  старого  деревянного  квадратного,  который  дал  наклон.  В  1991  г.  начали  строительство  нового  Всесвятского  придела,  который  освятили  через  год. 

В  1994  г.  оренбургскими  строителями  во  главе  с  Вячеславом  Михайловичем  Коноваловым  по  проекту  Н.А.  Быковской,  на  первом  ярусе  старой  колокольни  была  надстроена  новая  высокая  колокольня,  поднявшаяся  на  7  метров  и  гармонично  вписавшаяся  в  окружающую  застройку.  1994—1995  гг.  —  произведена  позолота  всех  3-х  иконостасов,  расписан  купол  и  расписаны  три  алтаря,  произведена  реставрация  стенной  живописи  алтарей  и  всего  храма.  В  1995  г.  на  территории  Никольского  собора  возвели  Водосвятную  часовню,  благоустроили  территорию  вокруг  собора,  разбили  сад,  установили  чугунную  ограду,  посадили  лиственницы.  В  1996  г.  Никольский  собор  посетил  Патриарх  Московский  и  Всея  Руси  Алексий  II.  «Им  был  отслужен  молебен  в  торжественной  обстановке.  Его  Святейшество  вспоминал,  что  как  и  тогда,  когда,  будучи  митрополитом,  он  посещал  Оренбург,  Никольский  кафедральный  собор  был  переполнен  прихожанами,  и  чувствовалась  молитвенная,  теплая,  духовная  атмосфера,  так  и  в  его  новый  приезд  царит  та  же  молитвенная  атмосфера.  Его  Святейшество  дал  свою  положительную  оценку  Никольскому  кафедральному  собору»  [5].

Список  с  чудотворной  Табынской  иконы  Божией  Матери  —  одна  из  главных  святынь  Никольского  собора.  Эта  икона  имеет  очень  древнее  происхождение.  И  по  типу  отделки  доски,  красок  и  рисунку  греческого  письма  можно  отнести  время  написания  к  XII  веку,  то  есть  к  тем  временам,  когда  живущие  здесь  народы  венгров,  булгар  и  команов  были  вытеснены  нашествием  татаро-монгольских  полчищ.  Икона  имеет  крупные  размеры  (74  х  106  см)  и  характерную  особенность  —  очень  темный  Лик.  Настолько  темный,  что  не  различить  Его  черты.  Существует  множество  точных  списков  Табынской  иконы  Богородицы,  имеющих  местное  почитание  за  чудеса,  в  городах  Оренбурге,  Самаре  и  других. 

Никольский  собор  имеет  огромное  значение  для  верующих  жителей  Оренбурга.  Веками  вся  жизнь  православного  человека  освящалась  в  храме:  с  рождения  до  кончины.  В  храме  младенец  «рождался  свыше»  в  Таинстве  святого  крещения.  С  малых  лет  приобщался  к  храмовому  богослужению,  молиться  со  всею  Церковью  «о  всех  и  за  вся».  Так  рождалось  чувство  духовного  единения,  общности,  которую  именовали  православным  миром.

Всеми  жителями  строился  и  украшался  Никольский  храм.  Каждый  вносил  свою  посильную  лепту,  потому  что  храм  является  средоточием  духовного  бытия  и  самые  значительные  события  в  земной  жизни  человека  были  связаны  с  храмом:  крещение,  венчание  —  освящение  брака,  а  в  конце  пройденного  пути  —  церковное  погребение.  Воскресный  и  праздничный  благовест  призывает  верующих  отложить  всякое  житейское  попечение  и  поспешить  в  Храм  Божий.  Православный  христианин  чтит  храм,  потому  что  «место  это  свято».  На  нашей  грешной  земле,  особенно  в  наше  время,  исполненное  беззакониями  и  соблазнами,  святой  храм  Божий  есть  единственное  место,  где  мы  можем  укрыться  от  жизненных  бурь  и  невзгод.

На  наш  взгляд,  очень  важно  знать  не  только  историю  своего  Отечества,  но  и  своей  малой  родины,  своего  родного  города,  неотъемлимой  частью  которого  является  Никольский  собор.

 

Список  литературы:

1.Епархиальные  ведомости.  —  1886.  —  №  10.  —  С.  375. 

2.Потапова  А.Н.  Чкаловская  Епархия  в  годы  Великой  Отечественной  войны  //  Южный  Урал  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  Оренбург:  Оренб.  губерния,  2000.

3.Мячина  Н.А.  Никольский  собор:  история  и  современность.  1999.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.oepress.ru/nikolskiy_sobor.html.

4.Потапова  А.Н.  Православные  епархии  на  Южном  Урале  в  военные  и  послевоенные  годы  //  Великий  подвиг  советского  народа  в  Великой  Отечественной  войне  (1941—1945  гг.):  сб.  статей  Междунар.науч.  конф.,  посвящ.65-й  годовщине  Победы  в  Великой  Отечественной  войне.  Оренбург:  Изд.  центр  ОГАУ,  2010.  —  С.  316—321.

5.Стремский  Н.  Мученики  и  исповедники  Оренбургской  епархии  ХХ  века.  Книга  3.  Оренбург,2000.  —  С.  222.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.