Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сенникова К.В. УКРАШЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХАКАССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 17.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


УКРАШЕНИЯ  КАК  ВАЖНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ  ХАКАССКОГО  НАЦИОНАЛЬНОГО  ЖЕНСКОГО  КОСТЮМА


Сенникова  Ксения  Владимировна


студент  2  курса  кафедры  народного  художественного  творчества  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  г.  Абакан


E-mailligodema1777@gmail.com


Янковская  Ольга  Викторовна


научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  НХТ  ХГУ,  г.  Абакан


 


В  современной  ситуации  роста  национального  самосознания  каждого  народа  России  особенно  значимыми  становятся  возрождение,  сохранение  и  развитие  традиционного  мировоззрения  хакасского  этноса,  в  которых  заключаются  основы  духовной  культуры,  нравственности,  гражданственности,  здорового  образа  жизни  и  бережного,  священного  отношения  к  окружающей  среде.  Обращение  хакасов  к  своим  вековым  национальным  традициям  в  современных  условиях  всеобщей  европеизации,  национального  обезличивания,  наступления  рыночной  экономики,  ведущими  к  вытеснению  традиционного  уклада  жизни  и  забвению  методов  и  способов  гармонической  жизни  в  Природе,  является  объективной  необходимостью  сохранения  и  выживания  этноса  [1,  с.  7].


Одной  из  важных  составляющих  культуры  хакасского  этноса  являются  национальные  хакасские  украшения.  Украшения  для  хакасских  женщин  —  это  неотъемлемая  часть  одежды,  образа  жизни  и  быта.  В  одежде  женщины  среднего  достатка  преобладали  вышитые  узоры  на  наплечниках,  рукавицах  и  обуви.  Они,  чаще  всего,  были  выполнены  в  виде  цветов  и  звёзд,  а  также  разнообразных  растительных  орнаментов.  Цветовая  гамма  орнамента  была  разнообразна:  малиновый,  красный,  оранжевый,  желтый,  зеленый,  голубой,  синий  и  лиловый,  расположенные  в  пестрых,  контрастных  сочетаниях  тонов.  Для  богатых  женщин  были  доступны  дорогие  коралловые,  позолоченные  и  серебряные  пуговицы. 


 


Описание: C:\Users\GGG\Desktop\1.JPG


Рисунок  1.  Девушка  в  хакасском  национальном  костюме


 


Украшение,  которое  больше  всего  отражает  национальные  черты  и  отличает  хакасский  этнос  от  других  тюркских  этносов  —  это  характерное  нагрудное  женское  украшение  —  пого.  Вырезалось  оно  из  отделанного  куска  кожи,  который  обшивался  плотным  материалом  черного  цвета.  Украшалось  пого  всем,  что  было  доступно  женщине:  перламутровыми  пуговицами,  кораллами,  бусами,  разноцветным  бисером  и  камнями  —  всё  это  размещалось  в  виде  симметричного  узора.  Пого  одевалось  исключительно  на  свадьбу.  Носить  его  могла  как  замужняя  женщина,  так  и  невеста.


 


Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img2.jpg


Рисунок  2.  Пого


 


Шейным  украшением  у  девушек  также  служили  бусы,  изготовленные  из  мелких  кораллов,  стеклянных  шариков  и  бисера,  нанизанных  на  сухожильные  и  шелковые  нити.  Замужние  женщины  бус  не  носили. 


Согласно  хакасским  поверьям  уши  женщины  не  должны  быть  пустыми,  так  как  к  кораллам  притягивается  душа  (хут  сыынча).  Именно  поэтому  замужние  женщины  украшали  себя  чаще  всего  коралловыми  серёжками  —  «хос  ызырга»,  изготавливались  они  из  медной  проволоки,  изогнутой  в  виде  кольца.  На  кольцо  нанизывались  большие  и  маленькие  коралловые  бусины,  в  завершении  серьги  украшались  серебряной  полурублевой  монетой  и  шелковой  кисточкой.  Лишь  вдовы  не  имели  права  носить  серьги  в  полном  снаряжении  —  они  оставляли  всего  по  две  бусины,  либо  носили  только  одну  серёжку.


 


Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img3.jpg


Рисунок  3.  Различные  виды  хакасских  серёг


 


Для  каждого  возраста  существовал  свой  вид  украшений.  Молодые  незамужние  девушки  носили  маленькие  сережки  «ахча  ызыргазы»,  которые  состояли  из  одной  монетки  и  одного  коралла.  У  пожилых  женщин  серьги  назывались  «котек»,  а  изготавливались  они  так  —  срезанный  комок  пуха  из  хвостовой  части  гусей  или  уток  при  помощи  мыла  очищали  от  жира,  затем  закатывали  в  муку  или  золу,  получившийся  пушок  скрепляли  ниткой,  а  нитку  продевали  в  ухо. 


Традиционным  праздничным  украшением  замужних  хакасских  женщин  были  височные  подвески  «улуг  ызырга»  (большие  серьги).  Подвески  имели  матерчатые  петли  и  укреплялись  специально  сплетенными  на  висках  маленькими  косичками.  Состояли  подвески,  как  и  серьги,  из  шести  больших  и  шести  маленьких  кораллов,  серебряных  пластин,  серебряных  монет  и  шелковых  кисточек.


Кольца  и  перстни  отличались  разнообразием,  но  они  не  были  сложными,  как  например,  у  народов  Средней  Азии.  Их  носили  как  девушки,  так  и  замужние  женщины.  Перстни  имели  различную  форму:  круглую,  овальную,  треугольную,  ромбовидную  и  многоугольную.  На  поверхности  перстня  иногда  вырезались  инициалы  владельца,  делались  коралловые  вставки  и  геометрические  нарезы  и  растительные  узоры. 


 


Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img4.jpg


Рисунок  4.  Хакасские  перстни


 


Руки  женщин  украшали  браслеты  «кумус  пiлектос»,  изготавливаемые  из  цельной  серебряной  пластины  с  орнаментом  и  кораллами.  Женщины  с  более  низким  достатком  носили  браслеты  из  кожи,  которая  обшивалась  перламутром,  бисером  или  стеклярусом.  Браслет  играл  важную  роль  в  жизни  женщины:  когда  наступало  время,  девушка  отдавала  свой  браслет  парню  в  знак  согласия  выйти  замуж. 


Большое  внимание  уделялось  украшению  волос.  Женская  прическа  сохраняла  свою  самобытность  —  замужние  женщины  заплетали  волосы  в  две  косы  «тулун»,  затем  связывали  их  между  собой  и  носили  на  груди;  девушки,  занимающиеся  хозяйством,  зачесывали  волосы  на  затылок  и  заплетали  одну  косу  «кичиге»,  но  постоянной  прической  девушек  считались  косички  «сюрмес»  количество  которых  зависело  от  густоты  волос.  Носили  их  с  девяти  лет  и  до  замужества.  В  праздники  к  косам  крепились  серьги-подвески  —  это  накосные  украшения  «нинчi».  Изготавливалось  нинчi  из  квадратного  кусочка  кожи  с  отделкой  из  розовых  кораллов,  бисера  и  шелковых  ниток.  На  задней  стороне  пришивались  две  или  три  пряди  конских  волос,  которые  вплетались  в  волосы. 


Иногда  косички  украшались  подвесками  —  поос.  На  концы  передних  косичек  (примерно  по  девять  штук  с  каждой  стороны)  привязывали  кисточки  «чачах  поос»  или  «нинчi  поос»,  изготовленные  из  коралловых  и  бисерных  снизок.  К  косичкам  они  крепились  за  шнурок  из  конского  волоса.  Позже,  в  XIX  веке,  девушки  начали  изготавливать  и  носить  «чапрах»  —  серебряные  монеты  с  косичкой.  У  женщин  победнее  передние  косички  украшались  подвесками  «сас  поос»,  свитыми  из  шерсти  загривка  барана  вместе  с  шелковой  ниткой.  К  концам  такого  украшения  привязывали  по  жемчужной  пуговице  «узумчук».


 


Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img5.jpg


Рисунок  5.  Украшения  для  волос


 


К  числу  женских  украшений  следует  отнести  большие  серебряные  кресты,  которые  носили  в  торжественные  дни  поверх  платья.


Украшения  женщин,  как  и  другие  реликвии  передавались  по  наследству,  их  можно  и  в  настоящее  время  встретить  в  некоторых  хакасских  семьях.  Традиционная  одежда  и  украшения  сохраняют  свою  самобытность,  а  в  их  красочном  оформлении  нашли  своё  отражение  уменье,  мастерство  и  эстетический  вкус  хакасских  женщин-мастериц.


 


Список  литературы:


1.Анжиганова  Л.В.  Традиционное  мировоззрение  хакасов.  Абакан:  изд-во  ХГУ  им.  Н.Ф.  Катанова,  1997.  —  85  с.


2.Патачаков  К.М.  Очерки  материальной  культуры  хакасов.  Абакан:  Хакасское  отделение  Красноярского  книжного  издательства,  1982.  —  87  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий