Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Князев А.Д. ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТАНСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 18.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРИНЦИПЫ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ  КОРРЕКТНОСТИ  В  СОВРЕМЕННОМ  КУЛЬТУРНОМ  ПРОСТАНСТВЕ

Князев  Алексей  Демьянович

студент  института  металлургии,  машиностроения  и  материалообработки,  МГТУ,  г.  Магнитогорск

E-mailtaureg6@gmail.com

Кривошлыкова  Марина  Владимировна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  культурологии  и  русского  языка,  МГТУ,  г.  Магнитогорск

 

Современное  глобальное  мультикультурное  информационное  пространство  невозможно  представить  без  интенсивного  межкультурного  взаимодействия  на  самых  различных  уровнях.  Активные  деловые  контакты  в  области  бизнеса,  туризм  и  миграционные  потоки  —  лишь  небольшая  часть  сферы  под  названием  межкультурные  коммуникации.

Эффективность  межкультурного  взаимодействия  зачастую  сопряжена  с  определенными  трудностями.  В  первую  очередь  это  связано  с  тем,  что  агенты  коммуникации  склонны  воспринимать  ситуацию  общения  сквозь  призму  собственных  ценностей  и  норм.  Однако,  то,  что  в  одной  культуре  принято  считать  правильным  и  привычным,  в  другой  —  может  считаться  неприемлемым. 

В  связи  с  этим  перед  человечеством  встала  необходимость  выработки  определенных  правил  поведения,  которые  способны  нивелировать  культурные  различия  и  поспособствовать  взаимопониманию  и  плодотворному  диалогу  между  представителями  разных  культур  и  этносов.

Для  поддержания  качественной  межкультурной  коммуникации  и  утверждения  гармоничных  межличностных  отношений  целесообразно  следовать  принципам  толерантности  и  политкорректности.  Толерантность  —  это  попытка  поиска  равных  возможностей  для  людей,  рожденных  равными,  но  в  силу  различных  причин  (исторических,  культурных)  ощущающих  неравенство.  «Не  просто  признавать  равные  права  на  свободу  жить  по  своей  воле,  а  понять  и  принять  мир  непохожих  на  нас  людей…»  [4,  с.  166].  Следует  отметить,  что  вслед  за  осознанием  и  принятием  идей  терпимости  и  толерантности,  в  речевых  практиках  межкультурного  общения  должны  произойти  коррективы,  поскольку  язык  выступает  важным  инструментом  диалога.  В  этом  контексте  речь  идет  о  политической  корректности.  В  теории  коммуникации  под  политической  корректностью  принято  понимать  языковую  корректность,  «запрет  на  употребление  в  речи  слов,  маркированных  указанием  на  отнесенность  к  отдельной  социальной  и/или  этнической  группе  или  выражающих  негативно-уничижительную  оценку»  [3,  с.  136].

На  сегодняшний  день  существуют  как  сторонники,  так  и  противники  движения  политкорректности.  Сторонники  данного  явления  полагают,  что  язык  играет  важную  роль  в  процессах  формирования  картины  мира,  структурирует  мышление.  И  в  этом  смысле  существенную  роль  играет  не  только  сам  факт  описания  и  фиксации  окружающих  нас  предметов  и  явлений,  а  наше  отношение  к  ним  и  оценка.  Противники  идеи  политкорректности  отстаивают  инструментальную  природу  языка.  По  их  мнению,  язык  не  способен  изменять  реальность  и  поэтому  любая  попытка  коррекции  —  явление  бесполезное  и  бессмысленное.

Политическая  корректность  пришла  в  широкие  массы  из  дипломатии,  где  для  положительного  осуществления  переговоров  политикам  приходилось  сдерживать  себя  в  выражениях  в  угоду  собеседнику.  Первые  изменения  в  сторону  отказа  от  некорректного  использования  именования  лица  произошли  в  английском  языке.  Данные  правила  поведения  и  речи  снизили  градус  напряжения  между  афроамериканцами  и  белыми  в  США,  где  массовое  распространение  обидных  слов  «негр»  и  «черный»  были  заменены  на  нейтральное  «афроамериканец»,  «инвалиды»  на  «люди  с  ограниченными  возможностями»  и  т.  п.  Но  одновременно,  были  усложнены  коммуникации  со  странами,  где  политкорректность  распространялась  медленнее,  либо  отсутствовала  вовсе,  например,  с  Британией  и  Россией.  Психологи  утверждают,  что  человек  не  всегда  может  вести  себя  так,  как  он  того  не  хочет.  И,  если  в  политике  сдерживание  поощрялось  в  виде  удачных  переговоров,  то  в  повседневной  жизни  такой  вид  поведения,  никак  не  поощряется,  что  ведет  к  отторжению  политкорректности  некоторыми  группами  лиц,  которые  просто  не  видят  смысла  ее  применять  и  считают,  что  политкорректное  поведение  обезличивает  человека  и  лишает  его  собственного  мнения. 

Казалось  бы,  меры,  решающие  проблемы,  обозначенные  в  начале  статьи,  должны  быть  восприняты  общественностью  крайне  положительно  и  не  встречать  никаких  преград  в  процессе  внедрения  в  общество.  Однако  некоторые  ученые  и  общественные  деятели  критически  относятся  к  явлению  политкорректности,  поскольку  в  поликультурных  сообществах  она  способна  превратились  из  средства  помощи  в  сглаживании  конфликтов,  в  средство  «положительной  дискриминации».  Данный  термин  распространяется  в  силу  существования  особых  привилегий  и  льгот  у  ранее  притесняемых  социальных  меньшинств.  Примером  могут  служить  льготы  для  афроамериканского  населения  при  поступлении  в  высшие  учебные  заведения,  льготы  при  приеме  на  работу  и  т.  д.

Принципы  политкорректности  нередко  используются  малыми  этносами  для  захвата  новых  прав  и  свобод,  при  этом  зачастую  ущемляя  свободы  коренного  населения.  Политкорректность,  стала  больше  походить  на  средство  контроля  толерантной  идеологии.  Нередко  политкорректность  рассматривают  как  покушение  на  права  человека,  на  свободу  слова  и  называют  ее  «полицией  мыслей»,  «запретом  на  мышление»,  «диктатурой  благонравия».  К.Р.  Рёль  определяет  политическую  корректность  как  «нетерпимость»,  «ненависть  к  инакомыслящим»  и  «террор»  [1]  .

Так  же  западные  сторонники  политкорректности  пытаются  ее  абсолютизировать  ее,  забывая  про  различия  в  менталитете  и  культурных  особенностях  народов.  Как  отмечали  многие  русские  писатели,  такие  как  Пушкин,  Гоголь,  Достоевский,  основной  чертой  русского  менталитета,  всегда  была  открытость,  прямота  и  стремление  к  правде,  не  желание  врать  и  лицемерить. 

Примером  толерантного  и  политкорректного  поведения,  уже  сейчас  могут  служить  некоторые  европейские  страны,  культура  которых,  испытывает  влияние  миллионов  иммигрантов  из  исламистских  стран  третьего  мира,  не  желающих  интегрироваться  в  европейское  общество,  не  желающих  принимать  его  культуру,  сохраняя  свою,  и  создавая  свои  общины,  по  сути  государства  в  государствах.  По  мнению  А.  Маркова  «быть  политкорректным  —  значит,  не  стоять,  как  Лютер,  на  своём,  не  исповедовать,  как  Галилей,  истину  о  вращении  земли,  а  сдаться  в  угоду  плюрализма  толпы,  медийных  сенсаций  и  американских  политических  технологий.  Либо  ты  стоишь  за  истину,  либо  занимаешься  экспортом  американской  демократии,  подменяя  науку  ловлей  грантов,  —  третьего  не  дано»  [2]. 

Политкорректность  делает  возможным  легальное  существование  экстремистских  организаций  типа  «Братья  мусульмане»,  которые  запрещены  в  восточных  странах  (а  так  же  в  РФ).  Она  осложняет  борьбу  с  данным  явлением,  перекладывая  вину  на  отдельные  радикальные  ответвления  ислама  и  их  лидеров.  В  то  время  как  даже  самый  мирный  ислам  не  является  верой,  ориентированной  на  интеграцию  с  другими  культурами,  что  порождает  конфликт  и  делает  вполне  естественным,  образование  террористических  группировок,  ставя  под  угрозу  безопасность  людей  во  всем  мире.

Современные  межкультурное  пространство  не  позволяет  уклониться  от  контактов,  остаться  нейтральным  или  безразличным.  В  обстановке,  близкой  к  конфликтогенной,  возрастает  опасность  неприятия,  вражды  или  открытых  столкновений.  Избежать  крайних  проявлений  нетерпимости  могут  помочь  утверждение  культуры  толерантности  и  политкорректности.  Складывается  ситуация,  когда  многообразие  взглядов,  позиций,  ценностей  должно  остаться  в  рамках  дискурса,  которая  бы  не  перерастала  в  силовую  конфронтацию,  а  позволяла  находить  решения,  удовлетворяющие  всех  участников.  Абсолютно  очевидным  фактом  для  всех  является  то,  что  развитие  современного  мультикультурного  общества  не  возможно  без  политкорректности,  политкорректности  здоровой  и  нормальной,  не  нарушающей  рамки  здравого  смысла. 

 

Список  литературы:

1.Лазаревич  Е.М.  Политкорректность  и  ложная  языковая  картина  мира  /  Молодой  ученый.  —  2011.  —  №  9.  —  С.  121—122.

2.Марков  А.  Шумные  негры  и  яростные  африканцы  /  Русский  журнал.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/SHumnye-negry-i-yarostnye-afrikancy  (дата  обращения:  10.10.2013).

3.Михайлова  М.С.  Приемы  табуизации  именований  лица  в  мультикультурной  коммуникации  /  Филологические  науки.  Вопросы  теории  и  практики,  —  №  6  (24)  —  2013,  —  часть  2,  —  С.  135—139. 

4.Толерантность  в  обществе  различий:  коллективная  монография  /  Под  редакцией  В.Е.  Кемерова,  Т.Х.  Керимова,  А.Ю.  Зенковой  Вып.  15  Екатеринбург:  Полиграфист,  2005.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий