Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Храброва Т.А. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА НАСТОЛЬНЫХ ИГР GAGAGAMES (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ  КУЛЬТУРЫ  НАСТОЛЬНЫХ  ИГР  В  РОССИИ  НА  ПРИМЕРЕ  МАГАЗИНА  НАСТОЛЬНЫХ  ИГР  GAGAGAMES  (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Храброва  Татьяна  Алексеевна

студент,  кафедра  «Связи  с  общественностью»,  Российский  государственный  гидрометеорологический  университет,  г.  Санкт-Петербург

E-mailkhrabrova.tanya@gmail.com

Шеляпин  Николай  Викторович

научный  руководитель,  доцент,  кафедра  «Связи  с  общественностью»,  Российский  государственный  гидрометеорологический  университет,  г.  Санкт-Петербург

 

В  самой  общей  форме  культура  может  быть  определена  как  особый,  присущий  только  человеку,  способ  жизненной  организации.  Известный  австрийский  ученый,  исследователь  культуры  Конрад  Лоренц  справедливо  писал:  «Мы,  люди,  по  своей  природе  культурные  существа…Развитие  человечества  и  его  культур  единый  процесс»  [2,  с.  420]. 

Если  рассматривать  культуру  с  точки  зрения  социологического  подхода,  то  это  понятие  можно  определить  как  фактор  организации  жизни  общества,  а  именно  его  свободного  времени. 

Еще  100  лет  назад  К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  первыми  указали  на  огромное  значение  свободного  времени  в  жизнедеятельности  общества  и  всестороннем  развитии  личности.  Маркс  писал,  что  оно  «…остается  свободным  для  удовольствий,  для  досуга,  в  результате  чего  откроется  простор  для  развития  способностей». 

К.  Роджек  своей  работе  «Досуг  и  кризис  буржуазных  представлений»  показывает,  что  в  классическом  буржуазном  обществе  работа  и  досуг  рассматривались  как  два  полюса  жизни  человека.  Буржуазная  идеология  признавала  лишь  труд  серьезной  стороной  жизни,  досуг,  в  свою  очередь  играл  вспомогательную  роль,  как  средство  восстановления  сил.  Буржуазию  волновала  неупорядоченность  жизни  молодежи  рабочего  класса.  Поэтому  создавались  военизированные  формирования,  молодежные  отряды  и  пр.  В  настоящее  время  для  среднего  класса  и  низов  общества  создана  целая  индустрия,  производящая  массовую  культуру,  одной  из  форм  которой  является  культура  настольных  игр.

Сегодня  массовую  культуру  оценивают  неоднозначно.  С  одной  стороны,  ее  считают  результатом  обнищания  и  деградации  элитарной  культуры,  с  другой  —  вполне  закономерным  результатом  эволюции  культуры,  меняющей  свой  облик  вместе  с  обществом  в  целом. 

В  качестве  антипода  массовой  культуры  многие  культурологи  рассматривают  элитарную  культуру.  Производителем  и  потребителем  элитарной  культуры,  с  точки  зрения  представителей  этого  направления  в  культурологии,  является  высший  привилегированный  слой  общества  —  элита.

Можно  предположить,  что  изначально  культура  настольных  игр  относилась  к  элитарному  типу.  Еще  с  древних  времен  игра  в  шахматы,  го  и  нарды  было  увлечением  лишь  королевских  особ  и  знати.

Джефри  Хайнебо  в  своей  книге  A  Board  Game  Education,  говорит,  что  первые  настольные  игры  представляли  собой  дипломатические  дары  тогдашним  правителям.  Они  были  слишком  вычурными,  роскошными  и  подчёркивали  социальный  статус  своего  владельца.  В  Китае  и  Японии  в  настольные  игры  играли  преимущественно  высокопоставленные  сановники.  Этот  факт  доказывает  принадлежность  культуры  настольных  игр  к  элитарному  типу  [4,  с.  4].

Со  временем,  как  и  большинство  представителей  элитарной  культуры,  настольные  игры  перешли  в  категорию  массовых. 

Массовая  культура  примерно  с  середины  нашего  столетия  стала  одной  из  наиболее  прибыльных  отраслей  экономики.  Это  не  просто  ухудшение  каких-либо  параметров  или  сторон  «высокой»  культуры,  а  совершенно  иное  явление.

На  данный  момент  существует  множество  печатных  СМИ,  как  за  рубежом,  так  и  в  России,  посвященных  настольным  играм.  Среди  них  —  журнал  «Мир  фантастики»,  где  есть  целый  раздел  посвященный  таким  играм.

Персонажи  многих  современных  фильмов  также  увлекаются  различными  настольными  играми.  Например,  герои  очень  популярного  вреди  молодежи  сериала  The  Big  Bang  Theory,  проводят  свои  вечера  за  игрой  в  Dungeons  &  Dragons  и  Ticket  to  ride.

Если  ввести  в  поисковую  систему  словосочетание  «настольные  игры»,  то  он  выдаст  более  9  миллионов  результатов:  от  того,  где  купить  и  до  специализированных  порталов,  блогов  и  видео  уроков.

Еще  одной  формой  распространения  культуры  настольных  игр,  которая  активно  набирает  обороты,  являются  общественные  мероприятия.  Раньше  это  были  в  основном  турниры  по  каким-либо  отдельным  играм,  сегодня  к  ним  добавились  специализированные  игротеки.  Многие  кафе,  выставки,  ярмарки,  праздники  организуют  подобные  мероприятия,  которые  стали  очень  популярны  среди  общественности.

Баграсарьян  предлагает  следующие  проявления  и  направления  массовой  культуры  нашего  времени:

·     индустрия  «субкультуры  детства»;

·     массовая  общеобразовательная  школа;

·     средства  массовой  информации;

·     система  национальной  идеологии  и  пропаганды;

·     массовые  политические  движения;

·     массовая  социальная  мифология;

·     индустрия  развлекательного  досуга;

·     индустрия  оздоровительного  досуга;

·     индустрия  интеллектуального  и  эстетического  досуга;

·     система  организации;

·     разного  рода  игровые  комплексы; 

·     всевозможные  словари,  справочники,  энциклопедии,  каталоги  [1,  с.  221]. 

Преимущество  культуры  настольных  игр  в  том,  что  она  одновременно  действует  в  пяти  направлениях:  субкультура  детства,  школа,  развлекательный  и  интеллектуальный  досуг  и  игровые  комплексы. 

Джон  Сибрук  в  своей  книге  «Nobrow.  Маркетинг  культуры.  Культура  маркетинга»  рассказывает  о  таком  явлении  в  массовой  культуре  как  Nobrow,  которое  стремится  слить  воедино  индивидуальное  и  массовое,  андеграунд  и  мейнстрим.  Когда  что-то,  потребляемое  несколькими  отдельными  индивидами  или  малыми  группами  индивидов,  начинает  использоваться  огромными  массами,  от  жителей  одного  города  до  населения  всей  планеты.  Рано  или  поздно  это  происходит  со  всеми  явлениями  культуры,  Nobrow  не  обошло  стороной  и  настольные  игры.  Изначально  в  ней  существовали  игры,  популярные  в  узких  кругах,  например,  Dungeons  &  Dragons,  и,  в  которые  играют  множество  людей  во  многих  странах,  такие  как  Монополия.  Сегодня  игротеки,  проводимые  магазином  настольных  игр  GaGaGames,  стремятся  стереть  границу  между  андеграундными  и  массовыми  играми  [3,  с.  154].

Магазин  настольных  игр  GaGaGames  позиционирует  себя  как  магазин  лучших  настольных  игр  Санкт-Петербурга  «и  не  только».  Он  был  открыт  в  декабре  2009  года.  На  данный  момент  в  Петербурге  расположены  6  магазинов  сети.

По  словам  директора  GaGaGames  Кирилла  Кима,  миссия  магазина  развивать  культуру  настольных  игр  в  Петербурге.  Стремление  сделать  такой  вид  времяпровождения  таким  же  популярным  как  в  зарубежных  странах.

Также  можно  рассмотреть  культуру  настольных  игр  в  рамках  городской  культуры.  Сегодня  современный  горожанин  все  больше  старается  восстановить  или  создать  личные,  человеческие  контакты  с  людьми,  близкими  «по  духу»  или  «по  крови».  Так  формируются  многочисленные  сообщества.  Сегодня  большой  город  все  больше  превращается  в  центр  связи  разнообразных  субкультур.

Настольные  игры  играют  в  этом  немало  важную  роль.  Но  существует  большая  проблема  с  продвижением  культуры  настольных  игр.  Многие  игры  имеют  карточную  основу,  а  карты  у  большинства  населения  малых  городов  ассоциируются  с  азартными  играми,  которые  пагубно  влияют  на  детей.  Так  в  подмосковном  городе  Дмитровка,  был  вынесен  судебный  запрет  для  клуба  любителей  настольной  игры  Magic  the  Gathering.  Причиной  запрета  стало  обращение,  трех  мам,  которые  увидели,  что  их  дети  играют  в  карты,  какие  именно  их  не  волновало.

Сегодня  в  Санкт-Петербурге  большинство  развлекательных  мероприятий  отводят  место  для  игротек  настольных  игр,  большинство  которых,  организует  магазин  настольный  игр  GaGaGames.

Такие  игротеки  помогают  донести  до  общественности  идею,  что  настольные  игры  не  являются  азартными.  Существуют  не  только  развлекательные  игры,  но  и  интеллектуальные.  В  отличие  от  компьютерных  игр,  настольные  игры  предполагают  живое  общение  с  реальными  людьми  и  не  только  в  помещении,  но  и  на  свежем  воздухе.

Возможно  со  временем  такая  форма  досуга,  как  настольные  игры,  станет  популярной  не  только  в  Москве  и  Санкт-Петербурге,  но  и  в  других  городах.  Тогда  мы  получим  совершенно  новое  направление  в  культуре  —  культуру  настольных  игр.

 

Список  литературы:

  1. Багдасарьян  Н.Г.  Культурология.  М.:  Юрайт,  2012.  —  221  с.
  2. Лоренц  Конрад.  Оборотная  сторона  зеркала.  М.:  Республика,  1998.  —  420  с.
  3. Сибрук  Джон.  Nobrow.  Маркетинг  культуры.  Культура  Маркетинга.  М.:  Гараж,  2012.  —  154  с.
  4. Hinebaugh  Jeffrey  P.  A  Board  Game  Education.:  Rowman  &  Littlefield  Publishing  Group,  Incorporated,  2009.  —  4  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.