Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гузанова Е.Е., Гимн К. ИДЕИ НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: https://sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕИ НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ

Гузанова Екатерина Евгеньевна

студент ГБОУ СПО «Сызранский политехнический колледж», г. Сызрань

E-mail: dwa113@rambler.ru

Андреева Лариса Александровна

научный руководитель, преподаватель общественных дисциплин, г. Сызрань

 

Велик, велик, велик Конфуций!

Ему ведом вселенский путь вещей.

Он телом стал одним и с Небом, и с Землей.

О, Учитель десяти тысячи поколений!..

Гимн Конфуцию

 

В современном мире вряд ли можно встретить человека, который не слышал бы о знаменитом Конфуции (551—479 гг. до н. э.) и его учении. Для многих миллионов людей Конфуций стал нравственным идеалом. В древних книгах его порой называют просто Учителем; на его высказывания ссылаются философы, политики, ученые всего мира, а фразы его стали «крылатыми» и сегодня их можно услышать в самых разных ситуациях. Уже в раннем возрасте родители, воспитатели в дошкольных учреждениях учат детей: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Оказывается, что многие даже не знают, что это высказывание принадлежит китайскому философу Конфуцию.

Во все времена в обществе признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, и сейчас эта проблема имеет большое значение. Тот нравственный беспредел, с которым встретилось современное общество, оказывает пагубное воздействие на подростков и молодёжь. В подтверждение этому можно привести растущие цифры преступности, особенно среди молодёжи, а также готовность многих людей действовать в достижении своего материального благополучия, переступая порой грани закона. Снижение уровня нравственности означает смену ценностных ориентаций в обществе под влиянием различных обстоятельств.

Целью настоящей статьи является определение значимости нравственных идей, изложенных в учении Конфуция для современного общества.

Для этого были определены и рассмотрены следующие задачи:

1.  Ознакомиться с литературными источниками по данной теме;

2.  Оценить актуальность нравственных идей Конфуция в современном мире;

3.  Изучить взгляды Конфуция на нравственную сферу жизни;

4.  Подвести итог значимости работ Конфуция.

Актуальность статьи состоит в том, что «современная философия утрачивает традиционный смысл и назначение своего существования в плане глобализации мира и все больше возвращается к её начальному смыслу — мудрости». Недостаточная практическая разработка данной темы, её высокая значимость для общества определяют несомненную новизну данного исследования.

Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких фразах: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 — сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет — я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала». Конфуций в этих высказываниях выступает как человек и как идеал традиции. Он прошёл путь от учебы через познание «воли Неба» к «свободному следованию желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными. Его путь стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Учение Конфуция многогранно — это совокупность этических, духовных и социальных норм и правил, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет.

Нормы и правила касались воспитания человека, определяли его поведение в обществе, в семье, на службе. И в настоящее время во всём мире перед любым человеком встают проблемы, которые касаются процесса воспитания. Причины этих проблем заложены в постоянной смене ценностей общества.

Одна из главных мыслей в учении Конфуция — это забота о старших и о близких людях. Философ считал, что это должно установить связь между современным обществом и его предыдущими поколениями, а значит, обеспечить преемственность традиций, опыта и т. д. Особое место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Если общество пропитано таким духом, то очень сплоченно, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Мудрый Учитель считал, что нравственность является главной основой поведения человека, и поэтому людей рассматривал и оценивал, с позиции морали. С точки зрения философа, все люди по своей природе близки между собой, но они имеют разные привычки. Она часть становятся добрыми и нравственными, а другая часть — дурными и злыми. Конфуций называл высшего человека «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», который лишен нравственности.

Китайский философ Конфуций считал, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности, и в этом он видел одну из главных составных частей «здоровья» общества, а его атрибутом — считал знание.

На вопрос о том, что же такое знание, Конфуций отвечал, что «употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении — вот что называется знанием».

«Благородный» муж, — писал Конфуций, стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой. Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

По мнению мудрого философа «благородный» муж обязательно должен иметь богатую внутреннюю культуру. Человек без духовной культуры никогда не станет «благородным». Конфуций так же предостерегал от чрезмерного увлечения: если в человеке одерживают верх свойства натуры, то получается дикость, если образованность, то одна ученость.

Основным положением философии Конфуция является вера в то, что любой человек может стать лучше, умнее и прекраснее.

Мыслитель, не проповедовал какие-либо новые идеи. Он твёрдо верил в своё призвание воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, стремился противодействовать злу и несправедливости, хотел сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим.

Философ никогда не занимался вопросами богословия, считал, что «если мы не знаем людей, то, как познать духов? Если не знаем еще жизни, то, как познать смерть?».

Учение Конфуция наполнено сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой, и именно эта гармония определяет нормы нравственности.

Люди всегда во все века высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас — молодежь размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Сегодня нравственные ориентиры подвержены многочисленным изменениям; очень часто это выражается в бездушии, безверии, агрессивности. Именно поэтому в данной работе были затронуты проблемы нравственности общества.

Китайский философ Конфуций предлагал изменять мир к лучшему изнутри. Поэтому, в современном мире, чтобы изменить наше общество к лучшему, надо опираться на учение Конфуция и его нравственные идеалы.

В заключение статьи хочется вспомнить великие слова Конфуция: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды, и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания».

 

Список литературы:

  1. Автореферат диссертации Фахрудиновой Э.Р. «Проблема мудрости и морали в философии Конфуция», Саратов — 2012 г.
  2. Автореферат Прушеновой Е.Ц. «Идеология конфуцианства как отражения становления государственности в Китае», Улан-Удэ — 2007;
  3. Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск — 1998 г.
  4. Мудрецы Поднебесной. Конфуций. Лао-цзы. — С.: Реноме, 1998.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.