Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2020 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МИФОЛОГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
MYTHOLOGY IN THE HISTORICAL DISCOURSE OF ANCIENT CHINA
Alexandr Isakov
student, Department of Culturology and Art History, East Siberian State Institute of Culture,
Russia, Ulan-Ude
АННОТАЦИЯ
В статье идёт речь о новых значениях, которые приобретают мифологические образы и сюжеты древнего Китая, попадая в исторический дискурс. Применяется семиотический метод анализа памятников культуры. Основной текст, на материале которого произведено исследование – «Исторические записки» Сыма Цяня. Из анализа видно, как мифология наполняется историософским содержанием. Делается вывод, что мифология в древнекитайском историческом дискурсе служила для проекции историософский представлений в далёкое прошлое с целью создания исторического прецедента.
ABSTRACT
The article deals with new meanings that acquire mythological images and plots of ancient China, falling into historical discourse. The semiotic method of analyzing cultural monuments is used. The main text, on the basis of which the research was carried out, is “Historical Notes” by Sima Qian. The analysis shows how mythology is filled with historiosophical content. It is concluded that mythology in ancient Chinese historical discourse served to project historiosophical representations into the distant past with the aim of creating a historical precedent.
Ключевые слова: китайская историография, Сыма Цянь, историзация мифа.
Keywords: chinese historiography, Sima Qian, the historicization of myth.
Одна из интересных черт древнекитайской культуры – это стремление к историзации мифов, которое привело к тому, что многие элементы китайской мифологии дошли до нас именно в исторических сочинениях. Исследователи связывают данную тенденцию с влиянием конфуцианства [4, с. 13]. Между тем, интересно понять, какой смысл вкладывался в мифы, если они понимались как исторические факты. Переход образов и сюжетов из мифологического дискурса в исторический должен был повлечь за собой трансформацию семантики этих образов и сюжетов. Этот вопрос мы и рассмотрим в настоящей статье. Используя семиотический метод анализа текстов культуры, мы проанализируем мифологические элементы, включённые в самый значительный памятник древнекитайской историографии, повлиявший на всю последующую традицию – «Исторические записки» Сыма Цяня.
«Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня – один из наиболее значимых текстов в истории древнекитайской культуры, поскольку именно он лежит в основе дальнейшей историографической традиции. Историк, живший при династии Хань, впервые решил не просто изложить события прошлого, но и показать закономерности исторического развития общества [3, с. 14]. Для создания своего важнейшего труда Сыма Цянь изучил множество письменных документов, доступных ему как придворному историографу, а также обратился к устной традиции. Сыма Цянь путешествовал по Китаю и общался с людьми, которые сообщали ему предания [5]. Мифологические предания китайцев легли в основу двух первых глав раздела «Основные записи» – «Основные записи о деяниях пяти императоров» и «Основные записи о династии Ся».
Проникновение мифологии в исторический дискурс древнего Китая началось в эпоху Чжоу. Если династия Шан не проявляла интереса к истории, то при династии Чжоу исторические представления китайцев начали активно развиваться. Один из наиболее ранних памятников конфуцианской литературы – «Шан шу» («Книга истории») содержит в себе мифологические предания о правителях древности, которые позднее благодаря «Историческим запискам» станут каноническими. Обращение к мифологическим сюжетам связано с тем, что чжоусцы хотели создать цельное представление об истории Поднебесной. На основе мифологических мотивов сформировались две идеологемы: «Небесный мандат» и «совершенномудрые». Небесным мандатом, согласно историософским воззрениям древних китайцев, обладали все верховные правители, начиная с легендарного Хуан-ди. Небесный мандат даёт право на управление Поднебесной, позволяет правителю быть посредником между людьми и Небом. Совершенномудрый – это эпитет, которым характеризовались все легендарные императоры за то, что они обладали сакральной силой дэ и могли принимать единственно правильные решения в судьбоносных для страны ситуациях. Совмещение этих двух идеологем объясняло смену династий и возможность передачи власти не только по наследству: совершенномудрым может быть не только человек из правящего рода, а Небесный мандат всегда получает только совершенномудрый. Такая концепция отличалась антропоцентризмом, ведь главная роль в ней отводилась личностным качествам человека [1, с. 593–597].
Описанная выше концепция стала конфуцианским учением о власти и линейно-циклическом ходе истории, и именно этим учением руководствовался Сыма Цянь, когда составлял «Исторические записки». В «Исторических записках» не отражены представления о мифологическом времени – весь ход событий, начиная с правления первого легендарного императора, помещён в историческое время, которое непрерывно течёт вплоть до момента, современного автору [2, с. 41]. Отношение к мифологическим персонажам как к реальным деятелям истории является характерной чертой рецепции фольклора в конфуцианской литературе. Такое понимание мифа создаёт впечатление полного осознания истории, становится известна точка отсчёта, после которой история уже не прерывается. Сыма Цянь располагает в хронологическом порядке мифы о первых пяти императорах от Хуан-ди до Юя, потом помещает главу о легендарной династии Ся – потомках Юя. В конце этой главы он подробно рассказывает, как власть от династии Ся перешла к династии Шан – первой исторически достоверной китайской династии. Таким образом, миф в «Исторических записках» уже не воспринимается в качестве мифа, мифологические события становятся в один ряд с историческими.
Историческое время в китайской традиции делится на промежутки, принадлежащие определённым династиям. С точки зрения конфуцианства, государство не может существовать без правителя, поэтому и в истории не может быть «зазоров» между династиями [2, с. 41]. Эти объясняется стремление Сыма Цяня изложить материал мифологических преданий так, чтобы показать переход власти от одного легендарного императора к другому и от мифологической династии Ся к действительно существовавшей Шан. Вся выстроенная им историографическая схема наполняется семантикой упорядоченности, свойственной конфуцианскому пониманию государства и власти. Время правления первых императоров показано как время установления ключевых черт конфуцианской монархи (как будто никакого другого государственного устройства в Китае не было и быть не могло): легендарные правители учреждают должности чиновников, делят страну на административные единицы, вводят государственные ритуалы и т. д. Миф обретает силу исторического прецедента.
Таким же прецедентом Сыма Цянь хочет показать и практику перехода власти по принципу Небесного мандата к наиболее достойному, совершенномудрому человеку. Император Яо передаёт власть крестьянскому сыну Шуню, потому что тот отличается почтительным отношением к родителям и другими добродетелями, в отличие от сына самого императора. Даже когда Шунь хочет отказаться от власти в пользу сына императора, все чиновники остаются на службе у Шуня – так выражена идея приоритета личных качеств правителя перед его происхождением. Большое внимание уделено в «Исторических записках» моментам смены династий. Первый такой эпизод тоже находится в «мифологической» части книги, когда династия Шан завоёвывает земли Ся. Последний правитель династии Ся показан неразумным, безот-ветственным человеком, растерявшим все добродетели, присущие его предкам. Именно поэтому – а вовсе не благодаря военному превосходству шанцев – власть должна была перейти к новой династии. Приход нового, более достойного правителя становится радостью для подданных. По такой схеме развиваются события и в последующих эпизодах «Основных записей», где показано падение одной династии и возвышение другой.
Можно заключить, что первые две главы раздела «Основные записи» в труде Сыма Цяня служат иллюстрацией конфуцианской концепции истории. Используя мифологический материал, Сыма Цянь проецирует в прошлое те закономерности, которые обнаружились в более поздней истории Китая. Тем самым он создаёт впечатление, что данные закономерности являются всеобщими и китайское общество всегда развивалось циклично в соответствии со сменой династий. Таким образом, мифологические элементы в историческом дискурсе древнего Китая приобретали значение исторического прецедента, необходимого для поддержания политической традиции.
Список литературы:
- Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. Т. 3: Период Чжаньго (V–III вв. до н. э.). – М.: Вост. лит., 2006. – 679 с.
- Доронин Б. Г. Историческое время // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура. – М.: Вост. лит., 2009. – С. 41–44.
- Крюков М. В. Сыма Цянь и его «Исторические записки» // Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. – М.: Вост. лит., 2001. – С. 12–65.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. – М.: Наука, 1987. – 527 с.
- Zhang Juwen. Folklore in China: Past, Present, and Challenges [Электронный ресурс] // Humanities. – 2018. – Vol. 7. – No. 35. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/324511529_Folklore_in_China_Past_Present_and_Challenges (дата обращения: 01.10.2019).
дипломов
Оставить комментарий