Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2017 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чичёва Е.А. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОРЕНБУРГА: ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(58). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(58).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОРЕНБУРГА: ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

Чичёва Елизавета Андреевна

студент, факультет гуманитарных и социальных наук ОГУ,

РФ, г. Оренбург

На протяжении многих веков человек строил и создавал вокруг себя прекрасные города, в которых воплощались самые смелые архитектурные и инженерные идеи строителей и проектировщиков. Город всегда служил центром развития ремёсел и искусства, а также технических достижений. Любой город — это не просто сумма домов и сооружений, это целый самостоятельный многоликий, но в то же время цельный организм. И облик каждого города уникален и неповторим. Создают этот облик, однако, не только архитектурная застройка, парки и скверы, но и памятники культуры и истории, которые запечатлевают в себе важные события, государственных деятелей, людей науки, искусства и литературы.

Архитектурные памятники являются важным компонентом смыслового поля культуры, в значительной степени влияя на создание архитектурного пространства современного города. Также выполняя роль транслятора социально значимой информации, памятники архитектуры выступают в роли социокультурного феномена.

Действительно, роль архитектуры в жизни человека сложно переоценить. В отличие от музеев и других заведений, скрывающих от общего взора объекты культурного и исторического наследия, созерцание старинных архитектурных ансамблей и застроек на улицах наших городов доступно каждому человеку. Каждый может прикоснуться к той эпохе, которая воссоздала тот или иной памятник архитектуры, ощутив себя частью огромной истории.

Окунуться в эпоху модерна, ампира или неоклассицизма можно и в городе Оренбурге. Это один из немногих российских городов, которые строились по предварительно утвержденному плану, отражающему новые тенденции русского градостроения, появившиеся в XVIII веке. Сюда можно отнести и принцип регулярности планировки (то есть систему взаимно пересекающихся под прямым углом улиц), симметричное расположение комплексов зданий, обязательное наличие главной центральной площади, стилевое единство застройки. Также стоит отметить, что план застройки города был «привязан» к существующему рельефу, что также являлось новшеством в градостроении XVIII века.

В отличие от других крупных городов Урала, которые подверглись реконструкции в конце XVIII и «осовременились», Оренбургу удалось избежать их участи, конечно, лишь в историческом центре города. Поэтому сама планировочная структура городского центра может рассматриваться как совокупный памятник истории и архитектуры XVIII − XX веков, сохранивший целостность пространственной системы.

В начале XIX века во многие провинциальные города привлекались известные столичные архитекторы. Этим можно объяснить высокий архитектурный уровень и качество ампирных построек Оренбурга. Проекты домов и сооружений реализовывались после утверждения их в столичном департаменте военных поселений, где с 1837 года вел большую работу выдающийся архитектор императорского двора А.П. Брюллов. По его проекту в 1842 году был возведен комплекс Караван-Сарай, ныне являющийся памятником мирового значения.

Наиболее хорошо сохранились здания, построенные с 80-х годов XIX века до 1917 года (после опустошительных пожаров 1860 и 1879 годов). Как правило, это капитальные постройки, сохранившие оригинальные лепные детали фасадов, парапетные решетки, красивые чугунные козырьки входов, «зонты», изразцовые печи и камины в интерьерах.

«Классицизм — это стиль в европейском искусстве XVII − начала XIX века, основанный на эстетике, связанной с античным искусством, принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык «классических», т.е. античных форм, возрожденный в эпоху Ренессанса» [4, с. 65]. Весь русский классицизм можно разделить на два этапа:

1) XVIII век и 2) «русский ампир», относящийся к первой половине XIX века.

От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: бывший дом Рычкова, военный госпиталь, бывший Гостиный двор. Эти здания особо отражают тенденции провинциального русского классицизма.

«Русский ампир» в архитектурном наследии Оренбурга представлен более обширно, воплотившись в прекрасных памятниках градостроения того времени. Одно из таких строений — это здание Краеведческого музея, возведенное в 1836 году как особняк для богатого винного откупщика А.И. Еникуцева, приобретенное затем губернатором В.А. Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов. В 1852 году здание было перестроено в стиле «русский ампир».

Фасады здания украшены скромными, но изящными лепными деталями с характерными для ампира античными факелами, цветочными розетками, растительным орнаментом и масками. Также ограждение центрального портика украшает простая, но изысканная парапетная решетка.

В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы — известных памятников русской архитектуры. В качестве аналогов можно назвать, например, бывший дом Демидова и бывший дом Губина, выполненные по проектам выдающегося архитектора М.Ф. Казакова.

Другой примечательный памятник русского ампира в Оренбурге — Дом учителя. Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при пожаре 1879 года. В здании располагалось Дворянское (Благородное) собрание, а после 1875 года — общественное собрание.

Как и большинство памятников ампира, здание выглядит просто и красиво. Особо изящно выполнены детали обрамления арочных проемов террасы на главном фасаде. В них использованы античные мотивы — стилизованные пучки аканта и паметты.

При проектировании Дома учителя использовались приемы двух знаменитых архитектурных школ — московской и петербургской. Однако выполнены они были не безупречно, что во многом объясняется удаленностью Оренбурга от столиц.

Беседка-ротонда в сквере им. Ленина — еще один замечательный памятником в стиле русского классицизма. Построенная в 1837 году в честь приезда в Оренбург императора, беседка первоначально находилась в Зауральной роще и лишь в конце XIX века была перенесена на нынешнее место. Беседка состоит из десяти колонн с капителями, которые венчает невысокий купол. Все сооружение, стоящее на круглой основе, отличается изящными классическими пропорциями. В центре беседки-ротонды был фонтанчик со скульптурой Амура, но он, к сожалению, не сохранился.

В архитектуре русского классицизма можно встретить довольно много аналогичных парковых сооружений. Можно привести в пример «Храм Дружбы» в Павловском дворцово-парковом ансамбле под Санкт-Петербургом, построенный в 1782 году по проекту Чарльза Камерона.

Оригинальность городской застройки начала XIX век сохранил маленький квартал в старом центре Оренбурга, ограниченный улицами Краснознаменная, Кобозева, Бурзянцева и Бухарским переулком. Особенностью его является сплошная застройка по периметру, простое, но изящное оформление зданий, хозяйственных построек и въездных арок с оградой. Особо стоит обратить внимание на старинный особняк по улице Краснознаменная, 7. Он является примером рядового строительства эпохи классицизма в Оренбурге. Вместо пышного портика центральную часть здания выделяет скромный мезонин с треугольным фронтоном. Декор здания ограничивается несколькими лепными деталями на фасаде здания.

Также для достижения визуального единства уличной застройки в Оренбурге применялась двухцветная окраска домов: сочетание белого цвета с серым, бледно-розовым или охристо-желтым.

Недооценка архитектурного наследия второй половины XIX века была характерным явлением в истории русской архитектуры вплоть до 70-х годов XX века. Е.А. Борисова в книге «Русская архитектура конца XIX − начала XX веков» пишет: «Вся архитектура 1850-1910 годов оценивалась как архитектура упадка, не имеющая художественных достоинств. Фактически многочисленные сооружения этих лет не только не считались полноценными произведениями искусства, но воспринимались как досадная помеха, которую старались не замечать. История русской архитектуры в большинстве исследований искусственно обрывалась на рубеже 1840-х годов. Между тем, совершенно очевидно, что нельзя обойти и выбросить из истории более чем полувековой этап развития архитектуры» [1, с. 56].

Великий русский критик В.В. Стасов писал на рубеже XX столетия: «По моему мнению, из всех искусств, прославивших XIX век, наибольших результатов достигли — архитектура и музыка. И это потому, что в области этих двух искусств, всего более побеждено предрассудков, привычек и преданий» [3, с. 4].

В настоящее время все этапы в русской архитектуре рассматриваются как полноценные и значимые для осмысления культурной жизни прошлых веков, ведь архитектурные памятники обращают созерцателя к русскому национальному наследию, отвечающему духовным запросам эпохи. Вся русская архитектура ХVIII, XIX и начала XX веков предстает в неразрывной связи с предыдущими этапами развития и несет огромный культурологический и исторический материал для современного поколения жителей города.

 

Список литературы:

  1. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е. А. Борисова. − Москва: Наука, 1979. − 318 с.
  2. Дорофеев, В.В. Архитектура г. Оренбурга XVIII − XX веков / В.В. Дорофеев. − Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2007. − 176 с.
  3. Стасов, В. В. Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Искусство XIX века / В. В. Стасов. − М.: «Искусство», − 1952. − Т. 3. − 200 с.
  4. Уайт, Э. Архитектура. Формы, конструкции, детали. / Э. Уайт. − М.: АСТ Астрель. − 2005. − 110 с.
  5. Архитектурные стили. − Режим доступа: http://orenarch.narod.ru/styles.html.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий