Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2017 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Акимова Г.Р. ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ К ПРИМИТИВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(59).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ К ПРИМИТИВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Акимова Гайния Рашитовна

студент 1 курса, кафедра философии ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»,

РФ, г. Магнитогорск

Кинематограф появился в XIX веке и приобрел крайнюю популярность в ХХ веке. В современном мире уже нельзя представить обыденную жизнь без элементов киноискусства. Несмотря на свое недавнее, по сравнению с другими видами искусства, существование кинематограф прочно внедрился в духовную жизнь общества. Это произошло благодаря тому, что кино обладает сильным влиянием на эмоциональную сферу психической жизни человека. Кинематограф развивается вместе с обществом, чутко реагирует на малейшие изменения в нем, при этом он сам влияет на формирование общественного сознания. Ориентируясь на общество и его потребности, киноискусство выражает их через себя. С момента возникновения кинематографа достаточно просмотреть несколько лент, присущих какому-либо отрезку времени, чтобы понять, какие тенденции имели место в обществе в то время. Отчетливо прослеживается следующая взаимосвязь – чем более развито в духовном отношении общество, чем более оно нравственно, мысляще, тем изящнее и интереснее кинематограф, тем чаще в нем можно найти свежую мысль, новую идею, пищу для размышлений.

Кинематограф в России зародился в начале ХХ века. С самого начала своего существования он отличался неординарным, творческим подходом, оригинальностью и самобытностью. Вклад российских пионеров киноискусства в мировой кинематограф нельзя отрицать; такие фамилии, как Гайдай, Эйзенштейн и многие другие известны далеко за пределами России.

Год от года российский кинематограф совершенствовался. Не будет преувеличением сказать, что советский период стал его особым, блистательным временем. Несмотря на ограничения, порой весьма существенные, советский кинематограф предоставлял обществу продукт высокого качества. Конечно, зачастую он служил инструментом государственной пропаганды, человеческому мышлению и поведению ставились довольно жесткие рамки, выход за которые карался общественным мнением. Но для общества в целом это было необходимой оздоровительной процедурой, поддерживающей в нем порядок и стимулирующей его развитие. Кинематограф в доступной форме преподносил обществу информацию о том, что правильно и достойно человека, формировал  идеальный образ человека, на который следовало ориентироваться, поднимал проблемы ценностей и норм. Советские киноленты, которые и сегодня с удовольствием просматриваются людьми самых разных поколений, оставляют после себя неизгладимое впечатление, наталкивают на размышления. И обладают этими свойствами не только фильмы, поднимающие серьезные проблемы и вопросы, но и ленты комедийного жанра. Возможно, при более высокой степени свободы для творчества советские кинематографисты смогли бы сделать еще более значительный вклад в искусство, однако и при имеющихся ограничениях они сумели донести до общества смысл своих произведений. Советскому кино присуща высокая нравственность без нравоучений, глубокий смысл без лишних сложностей и снисходительность к человеческим слабостям, не высмеивание их, но добродушное подтрунивание. В целом, в данный период развития кинематографа он выполнял для общества функцию воспитателя, преломляя через себя положительные общественные тенденции и показывая их как необходимые, и демонстрируя отрицательные в той форме, в которой для общества они окажутся неприемлемыми.

Перестроечный период ознаменовал собой окончание советской эпохи, колоссальные изменения в обществе. Повлияло это и на кинематограф. Были сняты запреты, ограничения, в киноискусство мог пробиться любой желающий. Появилась свобода для творцов, возможность абсолютного самовыражения через кино. Это предполагало необычайные возможности для влияния на общественное сознание, для обнаружения и осмысления тех проблем, которые раньше были скрыты от глаз большинства. Значительно улучшилась и ситуация с финансированием проектов кинематографистов. Государство начинает активно кредитовать и безвозмездно предоставлять в пользование средства из бюджета. Однако возникает парадоксальная ситуация – условия для творчества идеальные, а современный российский кинематограф, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Безусловно, речь идет не обо всех современных лентах, но хорошее кино для большинства зрителей остается недоступным и неизвестным. В массовом прокате оно либо не появляется, либо становится большой редкостью и, как правило, не окупается. Общество предпочитает то, что проще, примитивнее, и довольствуется этим. Из этого следует прискорбный вывод о том, что современное российское общество само становится все более примитивным, а кинематограф лишь отражает эту примитивность, не проявляя при этом никаких порывов к воспитательной деятельности. Подчиняясь тенденциям примитивизации в обществе, киноискусство перестает быть искусством, обогащающим духовную сферу человека и становится средством обогащения недобросовестных деятелей кинематографа.

Алкоголизм и наркоманию можно назвать основными проблемами современного российского общества. Если ранее в кинематографе эти проблемы поднимались именно как проблемы, то сейчас общество спокойно наблюдает за тем, как в очередном фильме льются литры алкоголя, как молодежь употребляет наркотики. Более того, юмор множества современных российских фильмов комедийного жанра строится именно на этом. Пороки общества не высмеиваются, они просто демонстрируются и воспринимаются как должное. Можно ли отрицать примитивизацию общества, если оно готово развлекаться, наблюдая за подобными сюжетами?

Далее, чем же еще богат современный российский кинематограф? Пошлостью, безнравственностью, подменой ценностей. Ценность семьи как ячейки общества постепенно теряет свою значимость. Основание, костяк семьи – любящие друг друга женщина и мужчина – каковы их взаимоотношения между собой в современном российском обществе? Женщина стала товаром, мужчина покупателем. Красота воспринимается лишь как наиболее легкий путь к успеху в жизни. Успехом же в жизни считается богатство, власть, легкая и безбедная жизнь с минимумом приложенных к этому усилий. Интеллект, нравственность, любовь отходят на второй план. Духовная жизнь опустошается, опустошение ведет к поиску заменителей счастья, которыми, опять же, становятся алкоголь и наркотики. Но в кинематографе пустота подобной жизни не показывается, она выглядит красивой, манящей. Воплощая иллюзии общества, стремящегося к легкой жизни, киноискусство получает для себя выгоду. Но это губительно для общества. И хуже всего то, что молодежь стремится к этому, считая поведение героев фильма нормой, подменяя собственные ценности их ценностями, что приводит к постепенной деградации общества.

Современный российский кинематограф лишь отражает состояние общества, не преломляя его через себя, не пытаясь повлиять на общественное сознание. Если общество требует шуток ниже пояса, водки и примитивных героев, к чему сопротивляться ему, лучше дать ему то, чего он хочет – в этом состоит весь смысл современного искусства кино. Оно теряет себя как искусство, слепо подчиняясь вкусам и потребностям общества. Можно возразить, что массовое кино никогда не претендовало на выполнение каких-то воспитательных, ценностно-формирующих и эстетических функций. Но здесь важно вовремя заметить опасность такого подхода, ведущего к провалу как самого общества, так и кинематографа. Каким бы ни было примитивным общество, искусство должно его возвышать, одухотворять, бороться с его пороками. И кинематограф в данной ситуации может быть намного успешнее других видов искусства. В самом деле, не все регулярно посещают театры и галереи, но кинотеатры  посещал каждый. Нельзя увидеть по телевидению рекламу очередной картины художника, пусть даже самого известного, но всегда можно увидеть, премьеры каких фильмов нас ожидают в ближайшее время. К сожалению, при словосочетании «новый российский фильм» все чаще вспоминаются сюжетные линии, больше похожие на видеосъемку повседневности со всеми ее отвратительными, эстетически неприемлемыми подробностями, тексты сценариев, примитивные, использующие не литературное богатство русского языка, а тюремный и воровской жаргон, сленг, слова-паразиты; вспоминаются актеры, кумиры молодежи, амплуа героев которых только способствует примитивизации общества, ведь если кумир может поступать так, то и фанат может.

При таком прискорбном положении кинематографа в условиях абсолютной свободы лучшим выходом могло бы стать возвращение ограничений. Свобода все- таки ответственность, а не вседозволенность. Если кинематограф не способен пользоваться предоставленной свободой во благо общества, не лучше ли отнять её, пока не поздно? Примитивизация общества идёт полным ходом, и вал не качественного кино только усугубляет ситуацию.

Государство устанавливает запреты и утверждает квоты на зарубежное кино. Некоторые фильмы, демонстрирующие наркомании, насилие были запрещены к прокату. Но при этом по каким-то причинам в российских фильмах этого словно не замечают. А порой там не только показаны подобные деструктивные явления, появляется даже скрытая реклама, например, определённой марки алкоголя. Человек, просмотрев фильм, конечно, не побежит сразу же за алкоголем, но когда подобные сцены повторяются из фильма в фильм, они оказывают свой разрушительный эффект.

Кинематограф напрямую участвует в формировании эстетического вкуса у общества. Наблюдая за современным российским киноискусством, можно спрогнозировать, какие вкусы он сформирует. Просмотр некоторых сцен вызывает физическое отвращение, диалоги порой примитивны настолько, что даже в обыденной жизни они гораздо богаче и интереснее. Ещё хуже, когда переснимают и переиначивают на современный лад советское кино. Это становится превращением образцов хорошего вкуса в нечто испорченное, исковерканное. Обновление шедевров прошлого применительно к потребностям общества приводит лишь к примитивизации самих шедевров, которые превращаются в слабое подобие себя.

Примитивизация российского общества заходит все глубже. Данное явление ярко проявляется в духовной жизни общества, в частности, его отображает искусство. Поскольку наиболее доступным и привлекательным видом искусства для широких слое населения является кинематограф, через него возможно очень просто проследить, какие тенденции преобладают в обществе. При взгляде на развитие современного российского киноискусства нельзя отрицать того факта, что духовность переживает не лучшие времена.

 

Список литературы:

  1. Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. – М.: «Искусство», 1958.
  2. Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. — М.: Вече, 2005.
  3. Кудрявцев, С. В. 3500. Книга кинорецензий: В 2-х тт.. — СПб.: Печатный Двор, 2008.
  4. Янгиров, Р. М. Другое кино: Статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века / сост. и авт. предисл. А. И. Рейтблат  — М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.