Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никулина А. АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА  В  СОВРЕМЕННОЙ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Никулина  Ангелина

студент  4  курса,  кафедра  журналистики  и  коммуникационного  менеджмента  КГУ,  г.  Костанай,  Казахстан

Кунгурова  Ольга  Григорьевна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  профессор  КГУ,  г.  Костанай,  Казахстан

Е-mail:  o.kungurova@gmail.com

 

Арт-журналистика  в  современном  понимании  —  явление  достаточно  сложное.  Как  предмет  журналистики,  изучающий  и  освещающий  особенную  область  жизнедеятельности,  арт-журналистика  имеет  свои  нюансы.

Еще  недавно  идеальной  площадкой  для  журналистов,  посвятивших  свое  перо  служению  этому  виду  деятельности,  были  места  и  регионы,  где  искусство  как  событие  всегда  актуально  и  интересно.  Но  с  внедрением  в  нашу  жизнь  новых  технологий,  в  том  числе  и  интернета,  мир  словно  стал  сливаться  в  одно  целое.  Благодаря  широким  возможностям  всемирной  сети,  информационное  поле  каждого  человека  расширилось  до  неограниченных  размеров.  Так  что  понятие  «культурная  периферия»  стало  неактуальным  и  морально  устаревшим.

Несомненно,  эффектней  представить  событие  культурной  жизни  с  помощью  электронных  видов  СМИ,  будь  то  прямой  телерепортаж  или  онлайн-трансляция  в  интернете.  Качественное  изображение  —  главное  оружие  ТВ  и  всемирной  глобальной  сети.  Однако  в  печатных  СМИ  России  традиции,  которые  пришли  из  времен  русской  журналистики  XVIII—XIX  веков,  остались  неизменными.  И  при  этом  арт-критика  в  РФ  процветает  на  газетных  и  журнальных  страницах  по  сей  день.  Парадокс  арт-журналистики  в  том,  что  объекты  ее  деятельности  никогда  не  теряют  актуальности,  а  вместе  с  ними  остаются  востребованными  и  сопутствующие  им  арт-публикации.

Современное  искусство  —  в  глобальном  его  понимании  под  влиянием  времени,  интересов  массового  общества  постоянно  трансформируется,  изменяется.  Это  не  может  не  отразиться  на  арт-журналистике  как  главном  источнике  информации  из  области  культуры.

Арт-журналистика  обладает  преимущественными  эстетическими  свойствами.  Скорее  всего,  это  свойство  проявилось  при  первых  журналистских  реакциях  на  трансляции  спектаклей  и  литературных  рассказов  по  радио.  Как  только  в  этой  медийной  сфере  техническая  оснащенность  улучшилась  и  эффект  новизны  исчез,  внимание  журналистики  стало  экстраполироваться  на  содержание:  была  замечена  эстетическая  ценность  радиотрансляции,  каждый  раз  особая.  И  несмотря  на  утверждения  скептиков,  заявлявших,  что  лучше  один  раз  самому  побывать  на  выставке,  чем  сто  раз  прочесть  об  этом  в  газете  или  услышать  о  ней  по  радио,  арт-журналистика  оказалась  востребованной  обществом. 

Неоспоримо  влияние  СМИ  на  культуру  в  целом,  поскольку  средства  массовой  информации  выступают  не  только  в  качестве  передатчика  арт-новости,  но  и  напрямую  формируют  общественное  мнение  по  отношению  к  тем  или  иным  культурным  ценностям.  Яркий  пример  этому  —  провоцируемое  арт-журналистикой  современное  массовое  подражание  западным  культурным  традициям.  Вплоть  до  появления  новых,  не  свойственных  менталитету  того  или  иного  народа  праздников  —  дня  Святого  Валентина  или  Хэллоуина. 

За  последние  годы  журналистика  стала  локализовываться,  образуя  группы,  которые  начали  специализироваться  в  разных  направлениях  работы  в  культуре.  Известны  журналисты,  которые  готовят  материалы  для  специализированных  журналов,  не  предназначенных  массовому  читателю.  Это  могут  быть  журналы  об  архитектуре  для  людей,  работающих  в  этой  области,  или  периодические  издания  о  живописи  для  художников.  Таким  образом,  арт-журналистика  только  в  XXI  веке  приобрела  столь  самостоятельный  статус  и  получила  возможность  существовать  в  локальных,  профессионально  ориентированных  изданиях.  Соответственно  в  нынешней  реальной  журналистской  действительности  немало  специалистов,  позиционирующих  себя  как  кинокритиков,  музыкальных  критиков,  театральных  критиков  и  пр.  Да  —  несмотря  на  то,  что  журналист  может  писать  только  о  живописи  или  только  о  музыке,  он  неминуемо  возлагает  на  себя  обязанности  именно  критика.  При  этом  арт-критик  должен  быть  либо  отменным  знатоком  того  вида  искусства,  о  котором  создает  медиа-материал,  либо  одновременно  самоличным  представителем  этого  самого  вида  искусства.  А  иначе  арт-критика  окажется  низкопробной,  рассчитанной  лишь  на  непритязательные  вкусы  маскультовской  аудитории.  Что  довольно  часто  и  происходит  в  современной  арт-журналистике,  когда  арт-критику  удобнее  работать  на  вкусы  массового  читателя. 

Арт-журналистика  многогранна.  В  ней  отражаются  не  только  события  и  основные  тенденции  искусства.  Арт-журналистика  —  это,  можно  сказать,  искусство  об  искусстве,  то  есть  возможность  арт-критика  раскрыть  свое  эго  посредством  арт-анализа,  с  другой  стороны,  это  и  возможность  формировать  арт-вкусы  общества,  утверждать  новые  культурные  ценности,  подпитывать  богатые  классические  традиции. 

Сложность  сегодняшней  арт-журналистики  в  том,  что  сейчас  современное  искусство  может  не  иметь  своих  узаконенных  правил  и  не  вписываться  в  рамки  обычного  понимания.  Такое  искусство  в  современной  действительности  стало  именоваться  свободным.  Именно  поэтому  автор  медиа-материалов  о  произведениях  такого  искусства  должен  быть  знатоком  с  адекватным,  соответствующим  этому  искусству  взглядом.  При  этом  созданный  журналистом  материал  должен  быть  выстроен  так,  чтобы  в  нем  гармонировали  мнения  автора  и  аудитории.  Однако  это  может  не  касаться  критики. 

Критика  —  особое  направление  арт-журналистики,  в  котором  автору  необходимо  высказывать  свое  мнение,  основываясь  не  только  на 
эстетическом  восприятии  произведения,  но  определять  его  историческую  значимость,  учитывать  мнения  экспертов,  социальные  настроения 
общественности.  С  другой  стороны,  примечательна  в  этом  отношении  позиция  Карела  Чапека.  «Критиковать  —  значит  объяснять  автору, 
что  он  делает  не  так,  как  сделал  бы  я,  если  бы  умел»,  –  считал  писатель.  И  такая  позиция  возможна  в  том  случае,  если  арт-критика 
предназначена  именно  для  авторов  художественных  произведений.  Но  если  ее  цель  —  донести  смысл  произведения  для  воспринимающего
  это  произведения  субъекта  (читателя,  зрителя,  слушателя,  пользователя)  —  советы  Чапека  окажутся  непродуктивными.  С  другой  стороны,
  чтобы  следовать  рекомендации  чешского  писателя,  надо  еще,  чтобы  эстетический  и  интеллектуальный  уровень  критика  не  был  на  99  % 
ниже  уровня  объекта  арт-критики.  Наверняка,  именно  поэтому  арт-критика  считается  сферой  «осторожной»  журналистики,  рискующей  быть
не  только  некорректной,  неделикатной,  но  даже  низвергающей,  уничтожающей.

Появление  разных  направлений  критики  характеризуется  масштабностью  и  разнообразием  видов  творческой  деятельности.  Но  каким  бы
  сведущим  не  был  человек  в  области  литературы  или  изобразительного  искусства,  у  этого  человека  должны  быть  особенные  способности.
  Ф.  Вильме  справедливо  отмечал:  «Чтобы  быть  отличным  критиком,  нужна  способность  быть  хорошим  писателем.  Только  талант  в 
состоянии  расширить  горизонты  вкуса». 

Таким  образом,  арт-критика  —  это  локальное,  но  отнюдь  не  облегченное  направление  в  журналистике.  Направление,  предполагающее  в
  своих  представителях  не  только  задатки  журнализма,  но  и  искусствоведческую  подготовку,  следование  этическим  традициям,  а  при 
«высшем  пилотаже»  —  еще  и  талант  писателя. 

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.