Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никулин Е.И. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТУНКИНСКОГО РАЙОНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 19.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТУНКИНСКОГО РАЙОНА

Никулин Евгений Игоревич

студент 4 курса факультета УПРАВЛЕНИЯи бизнеса АГТА, г. Ангарск

Е-mailnvs2003@mail.ru

Савчук Наталья Васильевна

научный руководитель, д-р ист. наук кафедры общественных наук АГТА,

г. Ангарск

 

 

История Тункинского района Республики Бурятия очень своеобразна и интересна, так как в ней переплелись славная и непростая история забайкальского казачества, и переселение кочевников из Монголии, и история возникновения курортов «Аршан» и «Ниловая Пустынь», широко известных за пределами Бурятии, и создание Национального природного парка «Тункинский». В данной статье, я поставил перед собой задачу рассмотреть основные вехи становления и развития Тункинского района.

В Тункинской долине, по результатам исследований археологов, первые люди появились ещё 12,5 тыс. лет назад. В разные времена здесь жили или бывали племена гуннов, угров, сойотов. В конце XV— начале XVI веков здесь проходили кочевые племена хонгодоров, булагатов — предков современных бурят, бежавших из-за невыносимых условий жизни в Монголии. Они выбрали Тункинскую долину, где была спокойная и привольная жизнь.

А во второй половине XVII века начинается освоение Восточной Сибири народами России, начало которому за сто лет до этого в Западной Сибири осуществил казак Ермак Тимофеевич. В 1640 г., а затем в 1647 г. первые попытки попасть в Тункинскую долину предпринял отряд казаков под командованием Ивана Похабова. Но после враждебных стычек с бурятским населением казаки возвращались обратно в Иркутский острог.

В мае 1674 г. казаки под командованием Ерофея Могилёва начали рубить Тункинский острог, и уже через месяц напряжённой работы он был готов. Его окружал частокол из лиственничных брёвен, заострённых сверху. Казаки Могилёва справили новоселье и принялись рубить жилую избу. Из-за затопления острога в результате сильных дождей его перенесли в другое место — на высокий, правый берег Иркута.

Тункинский острог поставили на Великом мунгальском пути для защиты Иркутска от набегов монгольских феодалов. Иркутская крепость, основанная тринадцатью годами раньше, в 1661 г., подвергалась частым вылазкам военных отрядов из Монголии. Так, в 1680 г. к стенам Тункинского острога подошёл 10-тысячный отряд под предводительством монгольских военачальников Цецен-Нойона и Баттур-Хана. Крепость удалось укрепить и отстоять, в результате после недели осады войско Баттур-Хана отошло в Монголию.

Ерофей Могилёв в донесении Иркутскому воеводе писал, что в Тункинском остроге малолюдно и просил новых людей. Вновь присылаемых служилых он определял на караулы. В бытность Могилёва приказчиком Тункинской крепости их было учреждено семь — Тибельтинский, Гужирский, Шимкинский, Туранский, Мондинский, Окинский, Тункинский караулы. Все они были устроены на Великом мунгальском пути. [1, № 2, 4, 5]

Первые землепроходцы, появившиеся в Тунке — это казаки из отряда Ерофея Могилёва. Они несли службу по охране границ России и осваивали новые земли. Гарнизон Тункинской крепости в первые годы насчитывал 30 казаков, но со временем их число увеличивалось: появлялись казачьи караулы и посты. Тункинские казаки в начале были подчинены Енисейскому казачьему войску, штаб которого находился в городе Енисейске. После создания Иркутского казачьего войска тункинские казаки перешли в его подчинение. Казачье станичное правление располагалось в станице Никольской, а позднее в селе Тунка. Казаки имели льготы, дарованные государем и являлись титулованным сословием, своеобразной белой кастой. Тункинские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года, сражались с войсками Наполеона и многие из них были награждены медалями, георгиевскими крестами, именным оружием.

В Иркутском госархиве хранится дело, озаглавленное «Об ускорении землеустройства Тункинских и Кыренских казаков» и по его данным в 1812 году в Тункинской долине проживало казаков, лиц мужского пола, достигших совершеннолетия — более полутора тысяч. С середины XIX века, когда угроза перестала исходить из Монголии, число казаков было сокращено. В Никольской и Троицкой станицах осталась конная сотня, а большинство казаков-пластунов было переведено в разряд крестьян. [1. № 14, 15].

Тункинский район также являлся местом ссылки. Первыми были стрельцы, участвовавшие в восстании против Петра Великого в 1698 г. — около 400 человек. Из декабристов в Тунке наказание отбывали: Юлиан Казимирович Люблинский — член общества «Объединение славян» и Владимир Сергеевич Толстой — член «Северного общества». Кроме того, есть сведения, что Тункинскую долину посещал с целью лечения И.И. Пущин — лицейский друг А.С. Пушкина. Находились в ссылке и многие известные деятели народовольческого движения: участница процесса 193-х Л.П. Квашнина (Лойко), И.В. Баринов с женой по процессу 50-ти, М.К  Крылова по делу типографии  «Черного передела» и др. Также в Тунке отбывал наказание будущий диктатор Польши Юзеф Пилсудский (1867—1935) за попытку покушения на императора Александра III. Кроме того, из известных революционеров здесь был Михаил Войнич, совершивший побег из Тунки в 1890 г. и ставший прототипом главного героя романа «Овод». До 1917 года в Тунке отбывало наказание более 2 тысяч политических ссыльных. Ещё в Тункинской долине бывал Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — ученый и теоретик анархизма. Впервые это произошло в 1865 г, а затем в 1873 г., оба раза в научной экспедиции [1. № 11, 12, 13].

Тункинский район знаменит целебными минеральными источниками. Первое сообщение о минеральных источниках аршан (в переводе с бурятского целебная вода, источник) [3, 126] сделано 1 августа 1894 г. на заседании ученого совета Томского университета Иаковом Чистохиным — миссионером Койморского стана Иркутской губернии: «В районе Койморской инородческой управы в Тункинском инородческом ведомстве Иркутской губернии мной найден минеральный кисло-содово-железистый источник. Вода эта принесёт несомненную пользу для страждущего человечества, о чём мне честь доложить просвещённому вниманию Томского Императорского университета. Если случится командировать с учёной целью кого-либо из своих членов, то не угодно ли будет взять с собой инструменты для производства анализа на месте. Источник этот я могу указать». Чистохин даже сделал пробу воды и отправил её в Иркутск. [2. С. 4].

Что касается Ниловой Пустыни, то первые данные об этом курорте относятся к 1840-м годам, когда по распоряжению губернатора Восточной Сибири В.С. Руперта аптекарем Калау был произведён первый химический анализ вод источников. Через пять лет иркутским архиепископом Нилом Столбенским была создана «пустынь», т. е. небольшой скит для монахов. Отсюда и пошло название курорта «Нилова Пустынь» [4. С. 33.].

Распоряжением от 20 августа 1903 г. № 5202 Иркутского генерал-губернатора было отмежёвано 25 десятин земли под строительство лечебного курорта. Позднее, по распоряжению Иркутского генерал-губернатора от 24 марта 1909 г., развитие курорта и ходатайства частных лиц привели к изъятию из свободного пользования и объявления заказным участком окружающего леса в составе 103 десятин 910 сажен государственных пустопорожних и 63 десятины 1510 сажен земель временного пользования инородцев.

Сохранилось описание географа Геннинг-Михельса: «Над выходами обоих источников расположены примитивные беседки, а выходы ключей закаптированы деревянными цилиндрами. Минеральная вода, появляясь со дна цилиндра и испуская струйки газа, напоминала кипящую воду. Люди воду пили, для чего черпали её каждый своей посудой. Местные люди брали воду берестяными туесками из-под кумыса или тарасуна, в которых уносили к своим балаганам, а также пили над непосредственным источником в большом изобилии».

По поручению Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества и Общества врачей Восточной Сибири А.В. Львов и Г.И. Кропачёв произвели детальное обследование аршанских источников и описали породы, слагающие борта реки Кынгарги. По их мнению, углекислая минеральная вода, возникающая в результате глубинных поствулканических процессов, вытекает в месте пересечения двух сбросовых трещин, одна из которых проходит по подножию гор, другая — параллельно долине реки Кынгарга. Они отмечали, что лечащихся на Аршане в то время было: в 1907 г. — 400 человек, в 1908 г. — 600 человек, в 1909 г. — 800 человек. По свидетельству местных жителей, хорошо знавших этот период, указанные цифры представлялись значительно преувеличенными. Курорт находился в ведении Иркутского управления государственных имуществ, хотя появлялись мнения о его передаче в аренду частным лицам. Общество врачей Восточной Сибири на своём заседании 17.12.1909 г. рассматривало этот вопрос, но так и не приняло окончательного решения.

На средства, собранные лицами, заинтересованными в развитии Аршана, в 1919 году была организована экспедиция в составе заведующего сейсмологическим отделом Иркутской магнитометеорологической обсерватории С.Б. Шимановского, физика Ф.А. Индриксона и доктора В.П. Никитенко с целью: 1) организации метеорологических наблюдений в течение двух лет; 2) исследования дебита, физических свойств, а при возможности пульсации источника; 3) исследования радиоактивности; 4) выемки проб для исследования химического состава минеральной воды; 5) окончания наблюдения доктора Никитенко по бальнеологии Аршана.

Согласно декрета Совета Народных Комиссаров от 20.03.1919 г. за подписью В.И. Ленина курорты и лечебные местности были национализированы, в том числе и Аршан. В отчёте профессора М.П. Михайлова, возглавлявшего санаторно-курортную секцию при Губздравотделе, написано, что курортных зданий в Аршане как таковых нет. Также там отмечено, что в курортных зданиях одновременно могут разместиться 200 человек больных. В распоряжении курорта имеется оборудование, но недостаточное для работы.

13.06.1920 г. был открыт первый курортный сезон в советское время, и этот день следует считать официальной датой функционирования курорта как здравницы общегосударственного значения. Его дальнейшее развитие определяли органы здравоохранения: Иркутский Губздравотдел, Наркомздрав Бурят-Монгольской АССР и его курортное управление, которое проводило более или менее планомерное развитие курорта. По отчёту М.П. Михайлова, в сезон 1920 г. и 1921 г. на Аршане лечилось 374 человека. Первыми врачами в советское время были Н. Никольский и А.Т. Трубачеев — будущий первый нарком здравоохранения Бурятии.

В 1926 году была сооружена первая ГЭС с примитивным деревянным наливным колесом на реке Кынгарге. Через год открылся костно-туберкулёзный санаторий. В 1928 г. были построены здания ванного корпуса и гидрофизиолечебницы. В 1928—1929 гг. была построена дорога и появилась возможность сквозного движения на Аршан. Основной спальный корпус был построен в 1937 г., в последующие годы с участием разных ведомств построены несколько помещений как стационарного, так  и летнего типа. Следует отметить, что курорт «Аршан» до 1951 г. работал как сезонный только летом в течение 4-х месяцев, а с 1951 г. стал работать круглогодично.

В 1965 г. курорт «Аршан» посетили и Герои Советского Союза, лётчики-космонавты: В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, К.П. Феоктистов и Б.В. Егоров, встреча с которыми оставила яркий след в памяти современников.

Сегодня Аршан — один из самых известных курортов России, в который приезжают отдыхать и лечиться тысячи людей, и с каждым годом его популярность растёт. Благоустроенные санатории оснащены новейшей медицинской аппаратурой и оборудованием, постоянно совершенствуются диагностика и лечение заболеваний, подготовлено много специалистов-медиков высокой квалификации разных профилей [4, C. 5—7].

Красивейшая уникальная природа, многовековая история, обычаи и традиции, православные храмы и буддийские дацаны получены нами в наследство от наших предков. Тункинская земля по праву гордится своими людьми, как своими уроженцами, так и теми, кому она стала родной. Трудолюбивые механизаторы и животноводы, замечательные учителя и врачи, талантливые писатели и музыканты, искусные художники и знаменитые спортсмены, одарённые ученые и отважные воины — все они жили и продолжают жить в этом благодатном краю.

 

Список литературы:

  1. Бобков А.К. От стен Тункинского острога // Кырен, «Саяны». — 2006. — № № 2—19.
  2. Ботороев К.С. Курорт Аршан. Иркутск: Изд-й центр журнала «Сибирь». — 2002. № 2.
  3. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1990.
  4. Мункоев Ю.В., Натаев П.Л. Курорты Бурятии. Улан-Удэ, Бурятское книжное изд-во, 1978.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий