Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2024 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гоняева С.Э. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(139). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(139).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Гоняева Снежана Эдгаровна

студент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

РФ, г. Москва

THE INFLUENCE OF CULTURAL AND VALUE ORIENTATIONS ON THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY

 

Snezhana Gonyaeva

student, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты теоретического изучения влияния культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности. Подробно рассматриваются типы этнической идентичности, а также факторы, которые оказывают прямое влияние на её формирование.

ABSTRACT

The article presents the results of a theoretical study of the influence of cultural and value orientations on the formation of ethnic identity. The types of ethnic identity, as well as the factors that have a direct impact on its formation, are examined in detail.

 

Ключевые слова: личность, этнопсихология, этническая идентичность.

Keywords: personality, ethnopsychology, ethnic identity.

 

Любая национальная культура представляет собой единую систему. Она базируется на общекультурных идеях, которые формируют цельное представление о данной этнической группе. Этническая идентичность формируется под влиянием окружающей среды и образования. Для развития личностных ценностей необходимо осознанное признание собственных потребностей [1].

Таким образом, ценностные ориентации оказывают большое влияние на формирование этнической идентичности, развитие личности и самореализацию. Они представляют собой изменчивую и развивающуюся систему. При изучении собственной этнической принадлежности человек активно проводит процесс рефлексии, который позволяет восстановить связь между ценностями и установками. Этот процесс также связан с осмыслением этнокультурных традиций и самовосприятием человека как субъекта. Понимание самого себя включает в себя как анализ ценностей, жизненных целей, мотивов поведения, так и способы взаимодействия с другими.

Осознание собственной этнической идентичности означает усвоение нормативно-ценностного потенциала этнокультурной традиции и формирование собственных ценностей в ориентированных на эти традиции. Этот процесс охватывает не только уровень норм и ценностей этнокультурной традиции, но и уровень повседневности, присущий данной традиции, а также представление о самом себе.

Влияние общероссийского менталитета на ценностные ориентации может проявляться через схожесть поведения, позиций, а также мировоззрения различных этнических групп. Психологи делают акцент на ситуациях, в которых возникают изменения социальной идентичности, и человеку необходимо переосмыслить свое место и роль в обществе. Это напрямую связано с психологическими реакциями, которые представляют собой объединенную общественную реакцию на переживаемые события.

В целом этническую идентичность можно обозначить, как динамичное явление. Процесс становления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте, это связано с тем, что многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности. На трансформацию этнической идентичности значительное влияние оказывают факторы, связанные с изменениями в жизни общества:

1) особенности этнической социализации в семье, школе, ближайшем социальном окружении;

2) этническая гомогенность и гетерогенность;

3) статусные отношения между этническими группами.

Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:

Моноэтническая идентичность возникает в семье, где оба родителя принадлежат к одной этнической группе или когда личность сама соотносит себя с культурой одного из родителей. Большинство людей характеризуется преобладанием моноэтнической идентичности. Измененная этническая идентичность (моноэтническая идентичность с чужой этнической группой) возникает, когда в мультиэтническом обществе чужая группа воспринимается как имеющая более высокий статус, чем собственная.

Биэтническая идентичность относится к категории людей, которые обладают чертами двух культур.

Маргинальная идентичность возникает у людей, которые соотносят себя с двумя культурами и не усваивают полностью нормы и ценности ни одной из них.

Процесс формирования этнической идентичности всегда начинается в раннем возрасте и завершается к пожилому возрасту, а этнический статус, относящийся к человеку, как правило, остается неизменным на протяжении всей его жизни.

Говоря об этнической идентичности, нельзя не сказать о ее значении для становления личности человека. Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются: родной язык, культура, религия, национальный характер и эмоционально-ценностные отношения. С течением времени человечество постепенно обрело осознание своего общего происхождения, пришло понимание понятий о родине, предках, культурных различиях и религиозных верованиях. При взаимодействии с другими группами происходит оценка важности этнической принадлежности, ее значения в жизни и деятельности человека.

Этническая идентичность играет важную роль в формировании личности и определении ее места в обществе. Она включает в себя совокупность ценностей, традиций, языка, обычаев, религиозных убеждений и других культурных особенностей, которые определяют принадлежность человека к определенной этнической группе. Можно сказать, что этническая идентичность помогает человеку ориентироваться в своем культурном окружении, устанавливать связи со своим этническим сообществом, а также формировать свое мировоззрение и жизненные ценности [2].

Родоначальником изучения этнической идентичности можно считать У. Джеймса с его концепцией осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире. По мнению Джемса, представление о себе у человека складывается в двух плоскостях: личностной и социальной. Отсюда возникают и два аспекта идентичности: в личном аспекте создается образ самотождественности, а в социальном аспекте образ Я формируется как многообразие социальных связей индивида [3]. Кроме У. Джеймса к идее о двух аспектах осмысления личностью себя обращались Г. Мид, Ч. Кули.

Изучение и понимание этнических особенностей ценностных ориентаций играет большую роль в изучении разнообразия культурных убеждений, поведения и норм в различных культурных сообществах.

Разные этнические группы часто демонстрируют различные системы ценностей, обусловленные их историческим, религиозным и социально-экономическим контекстом. Например, коллективистские ценности такие как верность семье и взаимозависимость, могут быть более значимыми среди определенных этнических групп (Панама), в то время как другие могут отдавать предпочтение индивидуалистическим ценностям (США), таким как личные достижения и автономия. В некоторых культурах принято передавать свои ценности и традиции от поколения к поколению различными способами. Один из них — это соблюдение внутрисемейных традиций, в которых ребенок растет, наблюдает и участвует в них и в дальнейшем соблюдает уже в своей отдельной семье, так же передача традиций и ценностей осуществляется через культурные мероприятия и праздники, религиозные институты, а также через использование медиа технологий. Сочетание различных способов передачи традиций и ценностей помогает сообществу сохранить свою культурную идентичность и укрепить связь между поколениями.

Кратко рассмотрим религиозное влияние на ценностные ориентации. Религия часто пересекается с этнической принадлежностью, формируя ценностные ориентации людей через свои учения, моральные кодексы и этические принципы. Религиозное самосознание – это то, что определяет человека в выборе его собственной, индивидуальной религии.

Различные этнические группы вероятнее всего придерживаются различных религиозных убеждений, которые влияют на их отношение, поведение и мировоззрение. Социализации в этнических сообществах играет важнейшую роль в формировании ценностных ориентаций индивидов с раннего детства в плоть до взрослой жизни. Общение внутри семьи, взаимодействие со сверстниками, образовательные системы и средства массовой информации в определенных географических округах способствует формированию этнически специфических ценностей. Например, культурные нормы, касающиеся гендерных ролей, структуры власти и социальной иерархии, могут различаться в разных этнических группах, что соответствующим образом влияет на ценностные ориентации индивидов. Так же важно отметить, что этнические сообщества подвергаются динамичным процессам культурной адаптации и изменений, особенно в мультикультурных обществах. По мере того, как этнические группы взаимодействуют и интегрируются в основную культуру, их ценностные ориентации могут претерпевать изменения и трансформации.

 

Список литературы:

  1. Берберян А.С. и Тучина О.Р. Этнос и этничность в современном научном дискурсе // Научные труды КубГТУ. - 2014, № 3.
  2. Воронина Н.И. Этническая идентичность // Регионология . 2012. №2 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-identichnost (дата обращения: 23.03.2024)
  3. Джемс, У. Психология. – М. 1991
  4. Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч. Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии // Приволжский научный вестник. 2014. №11-2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktsionistskiy-podhod-ch-h-kuli-k-opredeleniyu-predmeta-i-metoda-sotsialnoy-psihologii (дата обращения: 02.04.2024).
  5. Соколовская И.Э. Влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций современной молодежи // Преподаватель ХХI век. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-religioznogo-samosoznaniya-na-vybor-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 27.03.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.